Фото_к тексту

Если кто-то считал, что политика – это запутанное, грязное дело и ему ничего этого знать не хочется, то сейчас самое время реализовать своё желание. В том, что мы в Дагестане называем словосочетанием «политическая жизнь», слово «жизнь» – лишнее. Скорее всего, подходит противоположность – «смерть». Смерть здравого смысла, смерть критической оценки происходящего, смерть всяких правил и принципов, смерть вашего понимания, как должны функционировать институты государства в современном обществе.

Заур Газиев

Есть только один способ узнать, что думают люди на самом деле, – спросить их мнение лично и попросить быть искренними. Какими бы яркими ни были комментарии, то, что люди пишут в социальных сетях и под левыми никами или под своими реальными именами – это чаще всего не мнение, а настроение, которое может измениться в любую минуту. Как бы это ни упрощало анализ происходящего, посты и откровения людей в Интернете не есть объективный показатель положения дел. Правда, это не означает их игнорирования. Как раз наоборот, это первое впечатление, с которым нужно работать.

Пошла третья неделя моего присутствия в Инстаграме. Шок первых дней от чтения комментариев вроде бы прошел, и можно спокойно пропускать пену и информационный мусор. Я уже без эмоций могу выхватывать и систематизировать какие-то позиции и пристрастия. Спасибо моим молодым коллегам, которые предупредили о нравах виртуального ада. Но даже в этом случае одно недолгое соприкосновение с этим миром оставило ощущение множественных ударов молотком по голове. То, что творится в умах у маленьких людей, – кромешная тьма. Нет ничего, что там не смешали бы с дерьмом, и нет мелочи, из-за которой не могли бы устроить скандал. Но, с другой стороны, это замечательная возможность выпускать пар и отслеживать общественные настроения. А ещё шанс проверить на правильность собственные догадки и прогнозы. И первый вывод из погружения в глубины гражданской дискуссии – разочарование тем, как проводится информационная политика в Дагестане. Это можно определить только одним словом – провал.

На сегодняшний день откровенно пропущены очень важные тенденции в умонастроениях людей. Республика брошена на глумление информационным вандалам. И как следствие то, что мы видим в комментариях к любой новости с участием Владимира Васильева или Артёма Здунова. Господа, то, что ещё год назад считалось немыслимым, встречается всё чаще и чаще. И речь идёт именно о сепаратистских заявлениях. А я об этом предупреждал ещё 4-5 месяцев назад! Очень жаль, что меня не услышали.

***

Я не могу знать, как из Белого дома или из санатория «Дагестан» видится ситуация с выселением жильцов из незаконно построенных домов, но для нормальных людей вопли несчастных, теряющих свой дом, – это как ножом по сердцу. Каждый из нас ставит себя на их место. И вот мы сидим и думаем: кто мы для нашего государства – граждане или биологический мусор? Как защищает нас закон, помогает ли он нам в трудной ситуации? Как ведут себя те, кто облечен властью? Лично мне кажется, что закон должен помогать людям жить лучше, а не разрушать их жизни. Если с самого начала закон не соблюдался, то не нужно делать крайними тех, кто на последние копейки покупал свои квадратные метры. Хотя и с них вину снимать тоже не нужно. А у нас получилось именно так. И не нужно долго догадываться, кого в социальных сетях люди считают главным виновником начала сносов. Предшественники Владимира Васильева были гораздо опытнее, когда речь шла о подобных ситуациях. Если решение проблемы достаётся себе в убыток, лучше проблему не решать, а откладывать в долгий ящик. Потому и не торопились разбираться с болевыми точками, где хорошего исхода не предвидится. Даже Рамазан Абдулатипов, которому всегда было наплевать на общественное мнение, не рисковал лезть в вопросы массового выселения или узаконивания прикутанных поселений.

Предшественники Владимира Васильева прекрасно понимали, что сейчас любая массовая акция протеста закончится криками: «Аллах Акбар»! А расстрелы толпы в наше время не являются украшением биографии. И вообще в XXI веке понимают, что массовые беспорядки лучше предотвращать, пока они не начались, а самое главное – не провоцировать их. Потому местные и старались обходить острые углы, искать компромиссы, договариваться. Но у легионеров нет этого опыта! Поэтому и совершают ошибки, цена которых – социальное раздражение. Каковы последствия даже не состоявшегося выселения жильцов? Безусловно, репутационные потери действующей власти, общее изменение отношения к ее действиям. Когда люди комментируют разрушение домов фразой: «К вам пришла Россия!», то есть повод крепко задуматься о том, как исправить эту ситуацию. Если, конечно, её в Белом доме или в санатории «Дагестан» видят в том же ракурсе, что и мы.

***

Мне очень жаль, что за влияние на Владимира Васильева в Белом доме борются люди, не имеющие представления о том, как помочь республике. Люди, которые не понимают, чем Дагестан отличается от любого другого региона Российской Федерации, не могут знать рецепты оздоровления ситуации в ней. Ещё хуже они понимают то, как воспринимается Владимир Васильев лидерами общественного мнения, простыми гражданами. И не нужно строить свои суждения по дежурным панегирикам Ханжана Курбанова, поскольку он будет петь осанну любому, кого назначат или выберут. На самом деле всё гораздо сложнее. Есть то, за что Владимира Васильева уважают, но есть и то, что висит у него камнем на шее. У него нет политического опыта или опыта управленческой работы в гражданских организациях. Огромным количеством людей Владимир Васильев, с его милицейским прошлым, воспринимается как приставленный надсматривать над регионом полицейский. При этом у дагестанского общества не самые простые отношения с нашей полицией. Может, если бы пресс-служба того же самого МВД чаще рассказывала о том, как это ведомство помогает людям по ходу своей работы, может, если бы мы видели, как они поддерживают инвалидов и малоимущих со своих нереально огромных зарплат, то у людей было бы иное восприятие полиции. Но граждане наблюдают роскошные иномарки работников МВД, знают об огромных зарплатах полицейских, видят, как государство опекает их, как полиция беспощадна и непримирима даже к тем, кто оступился случайно. Ещё ужаснее история с братьями Гасангусейновыми… И это тоже не остаётся без репутационных потерь.

Мне понятно, какую важную работу делает для общества полиция, но мир изменился. Сейчас важно не только то, что ты делаешь, но и как при этом выглядишь. И вот граждане своё непростое отношение к полиции переносят и на Владимира Васильева. Тем более что он позиционирует себя не как гражданский человек. Да и слышим от него только требование платить налоги, но никак не предложения по выводу региона из кризиса. К сожалению, так и не состоялось ожидаемого диалога с обществом. Но, с другой стороны, не нужно требовать от человека больше, чем он может сделать.

***

При всём уважении к возрасту и личным достижениям, нет у Владимира Васильева опыта управления гражданским социумом. Как нет у Артёма Здунова опыта работы в дотационном регионе. Заниматься экономикой Татарстана, лопающегося от денег, и вытаскивать депрессивный Дагестан – задачи разные, опыты разные. Я был бы рад, если бы у этих людей получилось оставить добрый след в истории Дагестана, хотя бы потому, что мне не всё равно, что будет с моей Родиной. Сейчас вопрос в другом: меня как журналиста беспокоит рост напряженности и разочарования в обществе, отсутствие конкретных шагов по оздоровлению ситуации, кроме посадок. Скверно и то, что люди, отвечающие за информационную политику, не понимают происходящего. Не успели улечься страсти по жильцам домов, идущих под снос, как появляется информация о закрытии 26 дагестанских рынков. А следом нам вещают о том, что Владимир Васильев чувствует себя дагестанцем…

Вернемся к комментариям в Инстаграме. Что началось после новостей о сносе рынков! Это и понятно, ведь на них годами работают люди, альтернативы у них нет! Никакой! Тысячи комментариев. У меня в связи с этим только один вопрос: такие вещи делаются по глупости или злонамеренно? Раскачать ситуацию в Дагестане нетрудно, но вот что делать дальше? Когда толпа наполнит площадь и, чтобы не показать слабость, какой-то начальник прикажет стрелять по ней, как потом будет выруливаться ситуация? Вот и я о том же! Гораздо логичнее не доводить всё до гражданского противостояния и действовать адекватно.

Дагестанскому обществу нужен человек, который разговаривал бы с ним на понятном ему языке. Человек, которого бы люди считали своим. Человек, который способен был бы решать задачи, стоящие перед дагестанским обществом. Мы не знаем, кто будет следующим генерал-губернатором Дагестана, но знаем, что от нашего мнения вообще ничего не зависит. И ничего хорошего не ждём…

***

У Дагестана много проблем. Ни Васильев, ни Здунов не являются их виновниками. Никто из них не может по большому счёту изменить ситуацию с экономикой или внутренней политикой. Наше республиканское хозяйство настолько разбалансировано, что даже решать текущие вопросы при таком положении дел проблематично. Что ни делай, получается только хуже. Самый показательный пример – заправки: заставили платить налоги полностью – и Дагестан наполнился ненавистью к властям за рост цен на бензин. Понимая, какая в республике ситуация, не думаю, что здесь появятся большие торговые сети или сети заправок. Про попытку сноса незаконных домов повторяться не буду. Всё плохо.

Для решения проблем Дагестану нужны не бесконечные денежные вливания, а реальные институциональные реформы. Нынешняя модель себя исчерпала. Не думаю, что Здунов или Васильев уполномочены что-то действительно изменить. Как, впрочем, не думаю, что у Москвы есть вообще хоть какая-то дорожная карта относительно вывода региона из перманентного кризиса. Но дымом в воздухе уже пахнет. План «Б» вроде как должен был быть.