Коллаж_новый размер

Русские пословицы – самые мудрые пословицы в мире

Удивительно, но арест братьев Магомедовых, которых злые языки уже окрестили «братьями-разбойниками», произвел среди рядовых дагестанцев большой переполох. Несравнимо больший, нежели все остальные аресты высокопоставленных чиновников. И реакция на этот раз не была столь однозначной, как этого могли бы ожидать в Кремле.

Багаудин Узунаев

Весть о том, что Тверской суд Москвы отправил под арест владельцев группы «Суммы» Зиявудина и Магомеда Магомедовых, взбудоражила буквально все слои дагестанского общества. Но дело даже не в этом, а в том, что задержание повлияло на настроения внутри Дагестана. …Отметим некоторые яркие детали этого дела – они очень любопытны и показательны. Против братьев возбуждено сразу семь уголовных дел! Как будто следственные органы решили продублировать обвинения, чтобы, если сорвется одно дело, пошло в ход другое. Такое в нашей реальности бывает не так часто… Такая старательность указывает на заказной аспект данного дела. Посадить братьев понадобилось всенепременнейше! При этом у семи уголовных дел был весьма серьёзный повод поторопиться: как пишут СМИ, если бы органы чуть зазевалась, господа Магомедовы были бы уже в Майами, куда они, по их словам, собирались лететь «поправлять здоровье». Но следователи заподозрили, что здоровье тут как бы ни при чём – они хотят переселиться туда навсегда. И – братьев арестовали! Насколько правдива информация про Майями – сказать трудно: один из Магомедовых входит в американский санкционный список, поэтому враньё тут очевидное.

Второй момент – очень любопытный. Братьям инкриминируют хищение на сумму 2,5 млрд. рублей! Для долларовых миллиардеров, каковыми, по сообщениям СМИ, являются братья Магомедовы, это сущие копейки. Стоило только намекнуть – и деньги вернулись бы в бюджет! Значит, был нужен повод – и он нашелся. Верней, он всегда был, но в ход оказался пущен только теперь. И вопрос, почему стал, пожалуй, самый главный. Ведь как ни крути, а по части коррумпированности – Магомедовы не самые главные коррупционеры в стране. Судя по расследованиям ФБК (которые никто не опровергал), Магомедовым за званием главных коррупционеров нужно ещё не один годик потоптаться в очередях.

***

Эти 2,5 миллиарда рублей, хищение которых инкриминируют братьям, они готовы были отдать в виде залога за свое освобождение, о чем ходатайствовали их адвокаты. Вообще-то, это выглядит, как согласие компенсировать нанесенный государству ущерб, что, может быть, воспринято и как признание факта хищения. В другие времена, возможно, суд и удовлетворил бы такое ходатайство, но сегодня, когда идет тотальная война с коррупцией, это оказалось невозможным. Уточним, что суд отказал в ходатайстве с унизительной для братьев формулировкой, что у них, якобы, имеются «обширные связи в криминальных и властных кругах, которые они могут использовать, чтобы скрыться или повлиять на следствие»…

Но дело даже в не этом. Арест братьев Магомедовых, которых все считают креатурой Медведева, его деньгоблюстителями, кассирами, многие эксперты объясняют двумя причинами: либо это опосредованный удар по Медведеву – и тогда можно говорить, что скоро мы получим нового премьера, либо братья, не устояв перед соблазном, собрались конвертировать деньги своего хозяина в свои собственные и смыться с ними в Майами и так далее. Версия, конечно же, глупая, но имеет место быть.

Кремль сразу же отреагировал на эти предположения – устами Пескова. «Вы знаете, – сказал он в необычной для него конкретной форме, – объяснение ареста господ Магомедовых противоборством различных структур в преддверии формирования нового правительства… – это такие политологические пересуды. Давайте все-таки оставим это политологам. И, конечно же, мы не можем принимать участие в таких обсуждениях…». При этом, по версии журналиста Максима Шевченко, именно братья Магомедовы оплатили свадьбу Дмитрия Пескова и Татьяны Навки. Вспоминаются опубликованные фотографии этой семейной четы на яхте у Магомедовых. Как в последние дни зло шутили обитатели социальных сетей: «Теперь Песков с супругой решили, что на яхте у Магомедовых они могут покататься и без Магомедовых!»

***

Тем не менее, версия ослабления Медведева, как я уверен, остается одной из ключевых. «Опрошенные РБК эксперты, – цитата, – уверены, что арест Магомедовых ослабит близкие к ним фигуры премьер-министра Дмитрия Медведева и его заместителя Аркадия Дворковича…». Но есть, кроме этой, и другие версии. Например, то, что братья Магомедовы, действительно, являются создателями «организованного преступного сообщества» (ОПС), что отрицают упомянутые выше дагестанские бойцы без правил устами промоутера Fight Nights Global Камила Гаджиева и ряда других его коллег по поприщу.

Любопытно также, что адвокат братьев просил суд о рассмотрении вопроса об их аресте в закрытом режиме… Это может указывать на два фактора: братья, дорожа своим имиджем «лица Дагестана», не хотели огласки, повлекшего позор и разочарование в глазах земляков, а также пытались сохранить репутацию «финансовых гениев», разбогатевших исключительно благодаря своим талантам и трудолюбию.

***

Надо сказать, что за миллиардеров, действительно, первыми вступились «бойцы ММА». Много добрых, теплых слов в их адрес произнес и сам знаменитый промоутер Fight Nights Global Камил Гаджиев. Правда, его похвалы и оценки звучат диссонансом оценкам некоторых рядовых дагестанцев, обитателей соцсетей, что дало ему повод, хотя и в нежесткой форме, покритиковать их и обвинить в необъективности и недоброжелательстве… Соглашаясь с эффективным менеджером хорошо оплачиваемого публичного мордобоя, все же хотелось бы ему возразить. Я не уверен, что те, кто сегодня вступились за братьев Магомедовых, сделали бы это, не будь у них прямого мотива. То есть, иначе говоря, если бы братья не спонсировали щедро их «кровавый» спортивный бизнес. Между прочим, в этот бизнес инвестируют не только братья Магомедовы, но и все высокопоставленные даги, за исключением уж совсем патологических жадных и скаредных. Богатые даги, как, наверное, вы обратили внимание, с удовольствием спонсируют две отрасли жизнедеятельности – религию и спорт. Как бы хотят задобрить Всевышнего, который может с помощью случая быстро сбросить их с небес на землю, и крутых парней, способных сделать то же самое, но уже с помощью своих железных колен и кулаков… Но справедливости ради надо сказать, что, когда сгорел биологический корпус Дагестанской медицинской академии, именно братья Магомедовы первые вызвались восстановить его полностью. Они его отремонтировали и ввели в строй быстро и без задержек. Мы можем вспомнить школу для одаренных детей «Сириус», можем говорить о Пери-инновациях. Добро нужно помнить! Чем бы там потом ни закончилось их история.

***

Следует признать, что не все согласились с тем, что братья Магомедовы являются «лицом Дагестана». Каждый сам понесёт свою ношу. А, следовательно, ущерб, нанесенный Магомедовым, наносит ущерб им, а не репутации Страны Гор. Многие дагестанцы считают, что так же, как успехи в бизнесе – были личными успехами Магомедовых, так и обрушившиеся на них проблемы – тоже их личные проблемы. То, что Магомедовы занимались обширными благотворительными проектами, делает им честь, но все прекрасно понимают, что благотворительность никого не спасает ни от тюрьмы, ни от сумы. И если они, тем не менее, продолжают ею заниматься, значит, делают это искреннее, от души, без надежды на снисхождение суда, если до него дойдет дело.

***

Но многие рядовые дагестанцы критиковали братьев за то, что в чем их обвиняют прокуратура и следствие. Благотворительность, какой бы масштабной она ни была, это всего лишь смягчающее обстоятельство, а не оправдание. В то же время, не лишено смысла и мнение, что нас, дагестанцев, сделали козлами отпущения за все грехи режима, по правилам которого жили Магомедовы.

Конфликт между одной группой дагестанцев и второй постепенно вытеснил дискурс о степени виновности братьев и о справедливости-несправедливости обвинений, выдвинутых правоохранителями.

Задержание Магомедов очень заметно поляризовало общество. Одни обвиняли своих оппонентов в предвзятости и корыстном фаворитизме, другие называли своих оппонентов национал-предателями. Но это уже совсем другая история. Мы видим, как бесконечные аресты дагестанской элиты вдруг стали поводом для усиления патриотических настроений в самом Дагестане. Как защитная реакция…

***

И всё ж большая часть серьёзных изданий освещали арест Магомедовых под знаком ослабления позиций Дмитрия Медведева. Репутация у премьера, мягко говоря, не самая лучшая; и в этом – после всех расследований ФБК, после всех странностей, что сам он наговорил, – ничего удивительного. Однако Медведева упорно продолжают звать либералом. Наш остроумный колкий коллега Александр Невзоров в связи этим заявлением метко заявил, что в России «самый выгодный бизнес – это политика!»

Пример Медведева вроде бы подтверждает его тезис. Но Невзоров не был бы собой, если бы после кнута не дал нашему бизнесмену в политике пряника. «При этом у Медведева реальных каких-то достоинств очень много – нормальной доброты, нормальной терпимости – и он выглядит очень надежным человеком. И из всего этого жуткого сонма кровососов он наиболее безобидный, наиболее добрый, наиболее смешной и наиболее человекоподобный…»

Каковы же, в таком случае, другие?! Судите сами…

***

Стоит представить тут и версию в формате «теории заговора». Ее сторонники уверены, что арест братьев Магомедовых носит откровенно политический характер. «Отказом выпустить подозреваемых под беспрецедентный залог по 2,5 млрд. руб., равный предполагаемому ущербу, – заявил СМИ основатель фонда «Петербургская политика» Леонид Давыдов, – суд ясно дал понять, что дело носит не экономический характер и от подозреваемых требуется отнюдь не возмещение ущерба…».

«Активы группы «Сумма», – вторит ему глава Политической экспертной группы Константин Калачев, – в итоге окажутся у государства и конкурентов…».

«Думаю, за группу «Сумма» взялись всерьез, – соглашается с коллегами и директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. – Власти показывают, что настроены жестко и решительно…». А доктор экономических наук Владислав Иноземцев вообще дошел до череды далеко идущих обобщений: «судя по всему, – считает он, – в ближайшие годы мы увидим старт не столько новой волны экономического роста, сколько очередной фазы передела корпоративной собственности…».