Кому нужно «Достояние республики» в Дагестане
1 марта текущего года в Республиканской библиотеке им. Р. Гамзатова прошла моя встреча с гражданами в рамках проекта «Достояние республики».
На мероприятии я рассказал о своем жизненном пути, и выступление мое было принято хорошо; задавали много вопросов, говорили о моих заслугах, тепло обо мне отзывались. Так что всё было на достойном уровне. Если бы не одно «но»…
А это «но» состояло в том, что на встречу не пришел ни один правительственный чиновник нашей республики.
***
В народе меня называют первым врачом-терапевтом республики. Ладно, в этом, возможно, есть какое-то преувеличение – у нас немало хороших врачей-терапевтов.
Я же являюсь единственным лауреатом Государственной (ранее Сталинской) премии СССР по науке; лауреатом Государственной премии Дагестана также по науке и премии имени одного из наиболее выдающихся врачей России – проф. Н.И. Пирогова, также по науке.
Я 20 лет проработал проректором по учебной работе Дагмединститута, был на хорошем счету – меня неоднократно приглашали в Москву, в Управление по высшему и среднему специальному образованию МЗ РСФСР для разработки ряда документов для всех вузов РСФСР (некоторые из них и по сей день остаются в силе).
Вот уже 46 лет работаю заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней ДГМИ-ДГМУ и здесь я являюсь не только педагогом, но и лечащим врачом. Наверное, неплохо работал, если был награждён значком «Отличник здравоохранения СССР», званием заслуженного и народного врача Дагестана. Имел заслуги и в сфере педагогической деятельности.
В образовании врача и особенно в его становлении как врача важнейшую роль играет так называемая этика и деонтология врача – воспитание во враче моральных норм, чрезвычайно ценных для врачевания. Разработка основ этого учения, называвшегося ранее «Этикой и деонтологией врача», а ныне «Биомедицинской этикой» в РСФСР оказалась возложенной на Дагестанский медицинский институт – он стал головным вузом в РСФСР по разработке этой темы. А дело было в том, что я, начиная с 70-х годов ХХ столетия по собственной инициативе одновременно с педагогикой и врачеванием занимался разработкой вопросов этики и деонтологии врача; написал ряд книг (всего 17), которые в период СССР издавались в Москве, Ленинграде, Киеве, Ростове-на Дону, Ставрополе, Махачкале, а в последние десятилетия – в Москве и Махачкале, причём тираж ряда книг в период Советского Союза достигал 200 000 экземпляров, и все они расходились мгновенно. Из этих книг одна заняла 3-е место на конкурсе лучших медицинских книг года в Москве. Другая – второе место в таком же конкурсе в Ростове-на-Дону. Поэтому учебно-методическое управление МЗ РСФСР поручило ДГМИ и мне лично разработку программы преподавания этой дисциплины для всех кафедр медвузов РФ, что и было мной сделано.
Увы, внедрению её в практику помешала так называемая «перестройка». Но мои достижения в этой области не остались незамеченными.
***
Я был избран вначале экспертом по биоэтике ЮНЕСКО, позже членом Международного центра Здоровья, Права и Этики (Израиль, Хайфа) и членом Глобального наблюдательного Совета по биоэтике ЮНЕСКО (Франция, Париж) и до сих пор остаюсь им. Принимал участие в работе этих организацией и в Израиле, и в РФ и до сих пор получаю все документы и приглашения на заседания или конференции, хотя уже не могу принимать в них участие по состоянию здоровья. По линии ЮНЕСКО мне было поручено разработать программу преподавания этики и деонтологии для медвузов Восточной Европы, что мной было выполнено, и ЮНЕСКО принято.
Мною написано более 75 книг по врачеванию, этике и деонтологии врача и педагогике. Из них четыре изданы в Германии (Saarbruken). Также опубликовано более 430 статей медицинского, этико-деонтологического и педагогического плана, большинство из которых – в центральных СМИ.
Написал 10 книг художественного плана и был принят в члены Союза писателей СССР.
Кроме того, мне принадлежит множество статей публицистического характера по различным вопросам общественного устройства России и Дагестана, которые выходили в центральной и дагестанской периодической печати и в виде отдельной книги. За эту творческую работу я был принят в члены Союза журналистов РФ.
В числе первых я вошел в книгу «Золотой фонд Дагестана», реестр периода СССР выдающихся сыновей Дагестана.
Государство высоко оценило мои заслуги: я кавалер орденов «Почета» СССР, «За заслуги перед Дагестаном», множества государственных медалей, а также золотой медали «Фонда мира» Дагестана; награждён золотой звездой «Народный герой Дагестана».
***
Можно ещё много говорить о моих заслугах; наверное, благодаря им мне дали столь высокое звание – «Достояние республики» и провели вечер встречи со мной.
Невольно задаешься вопросом: почему же ни один представитель нынешней власти Дагестана – ни от главы республики, ни от исполнительной власти – председатель правительства, ни от министерства, ни от НС РД – ни один даже самый распоследний чиновник – не был прислан на встречу?
А впрочем, правильно: зачем им какой-то там Шамов?! Сегодня они не обращаются к местным профессорам и врачам по поводу своих хворей: при любом мало-мальском заболевании они летят в Москву и Германию! Заболела голова от больших трудов праведных – в Москву; случайно стукнулся коленкой, когда садился в свой «Лексус», – в Германию! Почему бы и нет?! Доходы позволяют; это ведь не то, что профессора за свою работу в месяц получают какие-то там гроши!
Мне могут сказать: «А мы не знали», «А мы не были извещены». Да, возможно и такое. Но юридическое право одно для всех – незнание не избавляет от ответственности.
У всех трёх ветвей власти республики есть огромный штат сотрудников. И они должны доводить до своих руководителей сведения о жизни республики, о текущих и будущих делах, проблемах, поднимаемых в прессе, предстоящих знаменательных событиях и т.д.
Или, возможно, я ошибаюсь: встречи с людьми, составляющими «Достояние республики», никак не является событием дагестанских чинуш…
***
Думается, что тут речь вовсе не идёт о незнании. Здесь, в царстве абсолютной замкнутости власти на себе, на своих постах, разборках, скандалах, выборах, действует закон абсолютного равнодушия и бездушия. Равнодушия и бездушия и к народу в целом, и к его достойным представителям, в частности.
Олжаса Сулейменова спросили: «Что такое малая и что такое великая нация?»
Он ответил: «Они различаются не по числу своих граждан. Великая нация – это та, которая даже своих малых сыновей старается сделать великими, а малая – та, что даже своих великих сыновей старается затоптать в грязь».
Разве не показывают нам всем наши правители, что мы малая, просто малюсенькая нация?!
Профессор И.А. Шамов
Добавить комментарий