Фото_Недетские игры

Жизнь учит нас не торопиться с осуждением чужого ребенка. Дагестанская пословица гласит: «Про чужих детей в полный рот скажешь – про своих то же самое полным глазом увидишь». Люди, знакомые с психологией подростков, прекрасно понимают, что в этот сложный период их может потянуть в любую сторону. Вопрос в том, в какой среде растёт ребёнок, кто ему встречается на пути. История издевательства подростков над девочкой в школе № 40 не уникальна. Вот только там сподобились снять это на камеру телефона…

Заур Газиев

Только в нашей стране, где к людям относятся как к расходному материалу, можно было придумать учительские зарплаты в таких унизительно маленьких пределах. Работа с детьми – адский труд, бессовестно недооценённый. Иногда благодарный, но чаще всего нет. Для того чтобы быть учителем, мало знать тот или иной предмет, нужно быть педагогом. Нужно разбираться в тонкостях подростковой психологии, быть готовым к тем особенностям, что появляются у детей, находящихся в пограничных состояниях в силу особенностей своего возраста. Именно по этой причине педагогический вуз отличается от других вузов – он даёт знание педагогической науки.

Произошедшее в школе № 40 не вина учителей или директора, я не уверен, что здесь есть и вина родителей. Это возраст. То, что сделали мальчики, – отвратительно, омерзительно и должно быть осуждено, но мы должны понимать, почему они такие. В нашем обществе дети просто не могут быть другими! Общество, где в приоритете право сильного и богатого, всегда будет подавлять слабых и бедных, лишая их прав, достоинства и возможностей. Общество, погрязшее в нетерпимости и агрессии, не будет воспитывать детей, готовых сострадать и сочувствовать. Подростковый возраст – граница между детством и взрослой жизнью. Проходя через неё, ребёнок проходит через метаморфозы на физическом, физиологическом и психологическом уровнях. Изменяется не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такое состояние – сильная нагрузка для психики ребёнка. Хорошие учителя знают: при неблагоприятных для подростка обстоятельствах он просто ведёт себя нестандартно и агрессивно… Но сейчас дело даже не в этом. Ситуацию могло бы выправить воспитание, но, когда родителя безвылазно на работе, никто воспитанием детей не занимается.

***

Проблема в том, как общество восприняло это тяжелое видео. В какой-то момент мне показалось, что люди готовы были убить подростков. Судя по комментариям, те, кто предлагал меры пресечения для них, по своей жестокости были такими же, как и эти маленькие злобные мучители. Тема насилия в подростковой среде не может не рассматриваться отдельно от темы насилия в семье, насилия и двойной морали в обществе. Дети всё чувствуют и всё замечают, даже если какие-то вещи пока не понимают и не могут объяснить. Те табу, которые мы переступаем с чувством вины, скрепя сердце, они переступают легко и непринуждённо – у них перед глазами пример взрослого поведения. У них пока не работает критическое мышление. Они не склонны видеть полутона и замечать нюансы. Первобытное право сильного для них важнее справедливости. Они не подвергают сомнению авторитеты – особенно бруталов. На самом деле на этом видео жертв гораздо больше, чем бедная девочка. Мальчик, перекидывающий ее через себя, или тот, кто разбивал у неё на голове снежок, или тот, кто, матерясь, снимал всё это, – они все жертвы! По ним нужно плакать не меньше, чем по девочке. Это значит, что кто-то где-то в их присутствии поступал подобным образом. Или же такие случаи никогда в присутствии этих детей не осуждались. Ничего не бывает просто так! Если ни у кого из мальчиков не возникло к этой испуганной, сжавшейся в комочек девочке ни жалости, ни сострадания, значит, с мальчиками должен разбираться психолог. Там проблема сложнее, чем кажется.

Любой педагог знает, что подростки, собирающиеся в группы, подобны стае зверей. Смягчение нравов – это то, чем должны заниматься государство и семья, но после таких ток-шоу, что идут на наших федеральных каналах, после той агрессии, в которую погрузилась наша страна, воспитание человечности – неисполнимая задача.

***

Надо сказать, что этот случай не бросил на самотёк и начальник Управления образования города Махачкалы Тагир Мансуров, который лично разговаривал с подростками. Кажется, дети услышали, что поступили отвратительно. Диалог с солидным мужчиной, бесспорно, пойдет им на пользу. Не очень понимаю причину увольнения завуча. Так ли была необходима эта сакральная жертва? Но, наверное, начальству виднее… Интересно, есть ли в этой школе психолог, насколько он профессионален? Детей невозможно контролировать, но какие-то зачатки агрессии все же можно было бы увидеть. Мне кажется очевидной вина человека, работающего психологом (если он был, конечно).

Надо было и девочке объяснить, что нельзя писать в социальных сетях всё, что придёт в голову. Мальчики реагируют на вызовы иначе, чем девочки, тем более в подростковом возрасте. Мало кто из наших мальчиков приучен уступать девочкам, да и не всегда это нужно делать!

Девочке, выросшей без отца, было жизненно необходимо объяснить формат взаимоотношений с противоположным полом, но сделать это было некому.

И отдельный вопрос к родителям этих детей – и к родителям мучителей, и к маме жертвы. Ориентиром для детей всегда является поведение их родителей. Подросток может спорить с родителями, будет стараться выбраться из-под их опеки, но вольно или невольно он перенимает родительские схемы взаимоотношения с реальностью. Если родители хотят что-то изменить в ребёнке, то нужно начинать с себя. Я много раз писал о том, что воспитание – это объяснение разницы между добром и злом. Воспитанный человек –носитель каких-то внутренних табу. Если ребёнок не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, это страшно: он либо попадёт под влияние экстремистов, либо споткнётся об Уголовный кодекс. Не объяснив ребёнку, какое это счастье быть не только сильным, но и добрым, снисходительным, щедрым, способным прощать того, кто слабее, вы лишаете его возможности испытать радость человека, сделавшего добро.

Мир – сложное место, где человек должен уметь постоять за себя. Это важное качество мы воспитываем в наших мальчиках, гарантия выживания этноса, но критическое мышление и здравый смысл служат критерием, когда это уместно, а когда нет. В данном случае отсутствие критического мышления сыграло очень нехорошую службу.

***

Мир охватила череда актов детского насилия в школе. Это и массовые убийства, и поножовщина. В нашем случае мы обошлись без жертв, открытого нанесения увечий или сексуального насилия, но это не значит, что ничего этого в будущем не случится. Педагоги, знающие особенности психики подросткового возраста, понимают, насколько наше сегодняшнее спокойствие зыбко. Нахождение рядом с подростками – всё равно что жить у подножия действующего вулкана. Возможно все, однако есть правило, которое работает абсолютно: чем меньше вы уделяли ребёнку внимания в детстве, тем больше вероятности, что рванёт в самый неожиданный момент.

Чем сложнее, умнее ребёнок, тем сложнее его переходный возраст. Тут необходимо вовремя пустить его энергию в правильное русло, найти занятие, соответствующее его внутренним потребностям. Борьба – это замечательно, но, может, нужно дать нашим детям ещё какую-то альтернативу, чтобы маленький человек видел, что успех возможен ещё и тогда, когда люди работают головой? Может, нужно приводить в пример ещё факты, когда люди по отношению друг к другу благородны и добры?

И ещё один нюанс этой истории: учителя с нищебродскими зарплатами никогда не будут для детей авторитетами! Пока наше, не очень родное, государство не оценит учителей, как оценило военных и правоохранителей, дети в нашей стране будут лишними гражданами… И вот мы смотрим видео, как на школьном дворе подростки издеваются над девочкой, и ищем виноватых. Чтобы успокоить свою совесть, хватаемся за самое простое объяснение. Но нет простых ответов на сложные вопросы! Потому наберёмся храбрости и скажем правду хотя бы себе: наши дети – продолжение нас. Эти подростки поступили со слабой девочкой так, как поступают со слабыми в нашей стране.

Не будьте слабыми!