Фото_3_Новый взгляд

От предыдущего руководства мы получили много «подарков», которые лучше бы не получать. Один из них – Екатерина Толстикова. Нет смысла пересказывать все слухи, что сопровождали назначение этой дамы на должность вице-премьера. Косточки ей не перемывал только ленивый. Как распоряжаться собой – личное дело взрослых людей, проблема начинается тогда, когда неприличные схемы применяются и в доверенном человеку деле.

Магомедтагир Муртазалиев

Екатерина Толстикова поначалу произвела на дагестанцев самое благоприятное впечатление. Всем импонировали её якобы работоспособность и свежесть взглядов. Никто не хотел вдаваться в подробности этого назначения. Если человек способен принести пользу, то какая разница, как он оказался на порученном ему направлении. Если бы тогда знать, чем это обернется! Не бывает чистых управленцев. Человек должен знать специфику своей работы. А ещё важно, чтобы он понимал контекст, в котором происходит рабочий процесс. Толстикова – человек без педагогического образования. Человек, ни одного дня не работавший в школе. Человек, которого увольняли с должности, в частных разговорах произнося слово «некомпетентность». Конечно, одни и те же факты до каких-то пор можно было трактовать двояко, но точкой невозврата стали записи выступлений Екатерины Толстиковой, сделанные на педагогическом совещании в Пятигорске 15 декабря. Её эскапады разлетелись по Интернету со скоростью вируса. Эти слова повергли всех в состояние шока. Они изменили наше отношение к Толстиковой на 180 градусов. Мы увидели человека, который не уважает место, куда приехал работать, а самое главное – людей, работающих по призванию за мизерную зарплату. Мы увидели человека, который не знаком с элементарной этикой. При этом ложь и клевета по отношению к тем, кто принял её, звучали вперемешку с правдой.

Ну, во-первых, она сказала о том, что в педагогическом университете на занятиях нет студентов, что учебный процесс не ведётся и что вуз надо переносить в Пятигорск. Когда ей задали вопрос по поводу аккредитации, она ответила следующее: «У нас в Республике Дагестан возможно всё!» Не знаю, на что намекала госпожа Толстикова, но аккредитацию проводит федеральный центр. В Дагестане много чего неправильного делается, но вопрос аккредитации – это сложная процедура, которую просто так, без оснований, не провести. И, если вуз прошел аккредитацию, может, Толстикова чего-то видеть или знать не хочет? Ещё одна сентенция из её пятигорских эскапад: ректоры будут делать всё, что она им прикажет. Вероятно, имелось в виду, что руководители дагестанских вузов теперь будут прыгать по команде Толстиковой. Надо сказать, что сами ректоры как люди воспитанные официальных комментариев не дали, но в личных разговорах выражали своё возмущение. Самое нехорошее, что Толстикова вынесла скандал на уровень вузов СКФО. И вот сидят ректоры из соседних регионов на совещании, слушают рассказы дагестанского вице-премьера о том, в каком дерьме наше высшее образование, и радостно потирают ручки. Мы, конечно, привыкли к критике и понимаем, в каком случае это имеет основания, но, когда этим занимается чиновница, уполномоченная решать данные проблемы, а не ковырять болячку, то это не очень понятно.

Хотя с полномочиями тоже не все гладко: хоть Толстикова и апеллирует к поручению, якобы данному ей Ольгой Васильевой, по нашей информации, никаких поручений федеральный министр региональному вице-премьеру не давала. Более того, в Пятигорск Толстикова выезжала в совсем иную командировку – на конкурс «Лидеры России».

***

Следует отметить, что Толстикову учителя невзлюбили сразу. Совещания до двух часов ночи с бесконечными монологами вице-премьера – удовольствие весьма сомнительное. По мнению некоторых участников этих мероприятий, провинциалка, изгнанная из Москвы, просто вымещала на слушателях комплексы собственной неполноценности. «Она сама не знает, чего хочет», – говорили многие. Толстикова родом из Крыма, из Севастополя, а как ведут себя провинциалы, которые хотят показаться людьми столичными, нам хорошо известно. Мы не будем пока погружаться в подробности того, каким образом госпожа Толстикова потеряла работу в Минобрнауки России. Но там тоже о ней не самого хорошего мнения. Её работу какое-то время курировал осетин Марат Камболов. Толстикова занималась вопросами разработки и реализации государственной политики в сфере управления федеральным имуществом организаций образования и науки. Непосредственно к системе образования она отношения не имела. Сфера, порученная Рамазаном Абдулатиповым, для Толстиковой – терра инкогнита! А мы для неё просто подопытные мыши – не больше. По каким причинам Рамазан Абдулатипов трудоустроил Толстикову в Дагестане, можно строить разные версии, но сейчас понятно, что это было безусловной ошибкой. Образование – область непростая, а дагестанское образование – тем более…

***

История Екатерины Толстиковой вам покажется ещё интереснее, когда вы узнаете, что, по данным полиции, в кабинете её покровителя, Марата Камболова, 21 марта 2013 года прошли обыски в рамках уголовного дела в отношении бывшего ректора ГУУ Виктора Козбаненко, обвиняемого в получении взятки в 7 миллионов рублей. Потом обвинения с с Камболова сняли, но после этого громкого дела он увольняется и вдруг становится проректором Курчатовского института.

В 2014 году Екатерина Толстикова занимает кабинет своего покровителя, став заместителем министра образования России. Ранее она была директором Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобразования РФ. После назначения на должность министра образования Ольги Васильевой в числе замов, потерявших работу, оказалась и Толстикова. Надо сказать, что Ольга Васильева крайне негативно восприняла перемещение Толстиковой в Дагестан. По этой причине она однозначно высказывалась и лично Рамазану Абдулатипову. По некоторым данным, из-за этого она даже какое-то время не хотела с ним встречаться…

***

Толстикова действительно повисла камнем на шее дагестанского образования. И проблема не в негативном отношении к ней министра Васильевой, а в том, что Толстикова своими действиями усложняет и без того непростую ситуацию в этой сфере. И без неё было море проблем – с её приходом их стало больше. Система давно нуждается в очистке и преобразованиях, но это можно поручать только человеку, который знает ее изнутри и не будет вести себя как слон в посудной лавке. Идея Екатерины Андреевны перенести педагогический университет в Пятигорск получила бурю негативных откликов. А кто будет учить дагестанских сельских детишек? Выпускники московских вузов? Им дагестанская сельская школа не нужна, у них другие горизонты планирования! В ДГПУ необходимо наводить порядок – это чистая правда, но неправильно разрушать его. Как, впрочем, в обновлении нуждается и вся система образования в Дагестане. Вы только подумайте, куда деть весь этот профессорско-преподавательский коллектив из педагогического университета?! А это, вообще-то, живые люди, которым будет не так легко найти себе новую работу! А что касается студентов вуза, то это еще более острая проблема! Не поедут они учиться в Пятигорск! Не поедут! И что потом делать со всей педуниверситетской базой? Распродавать? Возможно, подобный опыт в Москве у Екатерины Толстиковой уже был. Но в Махачкале всё по-другому. Здесь утраченные однажды позиции вернуть невозможно.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что навести порядок в педагогическом университете необходимо. Происходящее там ненормально, но разрушать вуз нельзя. Дагестану это невыгодно. А то, что невыгодно Дагестану, дагестанский вице-премьер делать не должен. Или тогда он должен перестать быть дагестанским вице-премьером.

***

Школьные учителя однозначно высказываются против Толстиковой. Особое чувство возмущения вызывает её позиция по ДГПУ и Дагестанскому институту развития образования. Мы понимаем, что педуниверситет имеет много различных проблем: чехарда с ректорами, низкая зарплата сотрудников, которую подняли совсем недавно. Безусловно, там есть разные люди, в том числе и коррупционеры, которых надо гнать из вуза поганой метлой. Но их не большинство.

Екатерина Андреевна не понимает специфики Дагестана и особенностей преподавания в таких многоязычных регионах. Очень жаль, что её энергия направлена не на защиту интересов республики, где она как-то странно вдруг появилась. Не может целый институт быть неработающим и продажным. Что делать? Гнать верхушку и менять методы работы. Контролировать уровень обучаемости. Тех, кто торгует дипломами, поймать и посадить. При чем тут целый университет?!

Всюду деятельность Толстиковой сопровождают конфликты с разными людьми: Минобрнауки РФ – с Васильевой и Харченко, Минимущества РД – с Шамхаловым и Магомедовым, Минобрнауки РД – практически со всеми. В правительстве РД она сумела ввергнуть в состояние конфликта даже самых спокойных и интеллигентных сотрудников, таких как Артур Исрапилов.

***

Самый интересный вопрос, в какую сумму обходится обладание таким «бесценным» специалистом, как Толстикова. Кстати, живёт она в роскошных апартаментах гостиницы «Приморская».

Я думаю, что Екатерина Андреевна – женщина большого масштаба, нам еще представится возможность поговорить о ней. Вспомним хотя бы то, как она выживала с должностей двух министров – Джапарбега Шамхалова и Шахабаса Шахова. Кампанию по дискредитации последнего она провела с особой изощренностью и блеском! Но это уже другая история, и мы ее обязательно расскажем.