Мои личные истории
Подходя к 50-летию, мне хотелось бы поделиться с моими читателями личными историями. Они либо сформировали меня, либо очень сильно повлияли на мою жизнь. Полвека – это, конечно, не шаг в бездну, но повод подвести какие-то итоги, задать себе какие-то вопросы. Но, впрочем, обо всём по порядку.
Заур Газиев
ЛЮДИ
Судьба меня сводила с очень разными и даже весьма необычными людьми. И, оглядываясь назад, могу сказать, что ничего я в людях не понимаю. Те, кто, казалось бы, мог во мне найти для себя что-то полезное, меня почему-то игнорили или не давали ни единого шанса, а те, от кого я этого не ждал, вдруг начинали помогать, тогда получалась интересная история. Наши чувства к людям чаще всего не взаимны. Я понял это ещё в детстве. Выбирая между мной и кем-то, люди чаще всего выбирали кого-то. С тех пор, как только вижу в человеке сомнения, стараюсь вежливо попрощаться и отправить его из своей головы и жизни прочь.
Самые лучшие люди моей жизни – бабушка, жена, мои дети. Каждый из них подарил мне тепла гораздо больше, чем я этого заслуживал. Люди приходят и уходят; они в нашей жизни – пассажиры рейсового автобуса: заходят, проедут вместе с тобой, сколько им нужно, а потом выходят на нужной им остановке. И никто ни в чём не виноват. Такова жизнь. Люди будут пользоваться тобой, пока ты им нужен, и ты должен делать в отношении них то же самое. А если ты не поступаешь так же, то это только твои проблемы. Потому что когда в тебе надобность отпадёт, тебя просто высадят на ближайшей остановке. И тебе повезёт, если хотя бы «спасибо» скажут. Это жизнь, и к этим вещам лучше бы готовить человека с детства.
Жизнь – штука жестокая. Чаще всего тебя ненавидят именно ничтожные люди. По молодости лет ты по этому поводу рефлектируешь, но потом приходит понимание: ты их бесишь тем, что делаешь то, чего они не сделают никогда. Им проще ненавидеть тебя, чем попытаться сделать что-то самим. Люди – существа сложные. Добро и зло борются в нас постоянно. Хороший человек может совершить плохой поступок, плохой человек может совершить добро. Вопрос только, к какому типу людей мы отнесём того или иного человека в своём сознании. И вообще, когда речь идёт о сложных людях, определение «плохой-хороший» практически не работает. Ещё интересное наблюдение: существует тип людей, у которых всегда есть к тебе претензии. Им нужно, чтобы ты чувствовал себя виноватым. От таких «токсичных» людей нужно держаться подальше – они отравляют вокруг себя всё живое. Как, впрочем, никогда не получится дружить и с теми, кто вам платит деньги. Деньги всегда выключают в отношениях что-то бескорыстное.
ГОРОДА
Первые мои поездки в Европу были по приглашению. Пока я туда не съездил, я даже и подумать не мог, насколько это доступно по цене и насколько это нужно творческому человеку. Самый лучший город из тех, где я был, – Париж. С первой минуты, как я туда попал, у меня было чувство, что я вернулся домой. Я ни разу не заблудился там, не пропустил поворот или не сделал того, чего бы я не хотел сделать. Я всё нашел, всё увидел и всё попробовал. Париж вдохновляет. Жить в этом городе – счастье.
Самый удивительный город – это Венеция. Это город-загадка. Он никогда сразу не раскрывается тебе сразу. Приехав туда, мы больше часа искали свою гостиницу, находясь от неё в 30-ти метрах. Настолько он запутан! Город этот топит в себе, в своих улочках и каналах, он тебя интригует и очаровывает. Я не почувствовал там никакого запаха плесени или канализации, о котором меня все предупреждали. Я не увидел какой-то особенной дороговизны. Всё время, пока мы там были с женой, у меня в ушах стоял голос Бродского. В этом городе есть своя магия. И приезжать туда нужно, когда погода осенняя или даже промозглая. Именно тогда Венеция бывает настоящей.
Но ни один город не дал мне такого ощущения покоя, как Кёльн. Прогулки по нему – огромное удовольствие. Запутанные улочки могут привести тебя куда угодно. Но есть главный ориентир – Кёльнский собор. Немцы называют его словом «Дом». Построенный на фундаменте римского храма, он великолепен. Я мечтал посмотреть его с детства. Мечта сбылась только во второй половине жизни. Но ведь сбылась! Когда я зашел в него и сел как простой прихожанин, то сразу погрузился в какое-то состояние покоя и сосредоточенности. Там ты чувствуешь, что в этом мире ты не один. В таких готических храмах история с пустыми небесами кажется выдумкой. Второй раз я вернулся в Кёльн уже с женой. И на пороге лазерными лучами на разных языках было написано: «Бог даже в лодке с беженцами»…
Город, в котором радость, жизнь и веселье разлиты в воздухе, – это Амстердам! Нигде так хорошо не спится, даже тем, кто страдает бессонницей. Узкие фасады домов и глубокие каналы. Город, у которого своё лицо, свой нрав и очень много красивых людей. Я люблю осенние города – Амстердам осенью невероятно красив.
Самый сказочный город моей жизни – Люксембург. Маленький горный городок с массой красивых мест. Именно в таком уголке хотелось бы провести старость. Когда бомжи на вокзале спросили меня что-то на французском, я даже не знал, как реагировать. Люблю ли я Дубай? Не знаю. Город красивый, дорогой и доступный одновременно. Но в нем есть что-то очень пафосное и искусственное. Там даже старая часть выстроена искусственно. Нет в нём обаяния и энергетики старых городов. Но всё равно замечательно. Чудеса современной архитектурной мысли не могут не завораживать. Но туда только на зимние каникулы. В остальное время жара, которую я не переношу.
Города, которые хотелось бы распробовать, – это Милан и Брюссель. С первого глотка воздуха чувствуется их особенность; я надеюсь, что ещё вернусь туда.
САМАЯ ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ
Сама жизнь сводит с людьми, наполняющими твою реальность событиями, от которых дух захватывает. После развода родителей меня с мамой приютила соседка отца по общему двору. Женщина эта терпеть не могла моего отца, поэтому пустить к себе на время его бывшую было для нее в радость. Мне было два с половиной года. Мама уходила на работу, и Ольга Диамидовна от меня очень уставала. И в тот день, когда терпение женщины было на исходе и должно было прозвучать «гости дорогие, а не надоели ли вам хозяева?», навестить её пришла старая приятельница – Зайнаб Гусейновна Магомедова. Узнав, кто мы такие, она сразу же предложила моей матери переехать к ней. Денег за постой она не брала – взамен просила готовить и убирать. «Но у меня ребёнок! – сказала моя мать – Ребёнок – не собака!» – ответила Зайнаб Гусейновна. Так я обзавёлся бабушкой, которая стала для меня целым миром.
Зайнаб Гусейновна была женщина неординарная. Тухум ее был из с. Гимры, сама она родилась в Калужской губернии ещё до революции. Была правнучкой имама Шамиля. Окончила гимназию, потом медицинский институт в Ленинграде. Во время войны была начальником госпиталя в Буйнакске. Работала ассистентом на кафедре хирургии под руководством Р. Аскерханова. К моменту нашей встречи это была пожилая и одинокая женщина. Все её родные умерли. Из села Гимры изредка приезжали гости. Привозили хурму и абрикосы. Но это тоже были очень пожилые люди, а потом и они перестали приезжать… Ее небольшая двухкомнатная хрущёвка была заполнена старинными вещами. Не покупным антиквариатом, а вещами, которыми пользовался ее род на протяжении поколений. Резная мебель, старинный фарфор, хрусталь, много серебра, старые ковры с невероятными орнаментами и огромная библиотека.
В этой квартире я провёл всё своё детство. Времени у бабушки было много, она научила меня читать и писать. Часто вспоминаю ее дом. Там даже пахло как-то по-особенному. И всё это невероятным образом сочеталось с верой в коммунистическое завтра. Комсомолка тридцатых годов, ветеран войны, атеистка и убеждённая материалистка. Но при этом человек с массой нерастраченной человеческой любви. И мне повезло – всё это обрушилось на меня. Второй раз в жизни я чувствовал себя таким любимым, когда женился. Но с тех самых пор я знаю: пока тебя любят, пока ты кому-то нужен, с тобой всё будет в порядке. Мне действительно везёт на людей. Всегда находился тот, кто протягивал руку помощи. Но это всегда был не тот, от кого я ее ждал. Ты можешь оказаться нужным и родным для тех, с кем тебя не связывают кровные узы. А можешь оказаться чужим и ненужным для тех, с кем связан близким родством. Как-то довелось видеть, как братья и сестры делили имущество умершего родителя… Это было ужасно! Ещё год назад я думал, что знаю людей, знаю, кто друг и кто враг… Сейчас я этого не знаю…
ПРО ПОДАРКИ
Самый лучший подарок, который может сделать для вас человек, – побыть с вами рядом. Позвонить вам, чтобы сказать приятные слова. Просто написать в социальных сетях. Наши дома полны ненужных вещей, которые появились в виде подарков, подаренных ради приличия. Никого давно уже не удивляют дорогие вещи. Удивляют только благородные поступки. Люди могут забыть всё, что вы для них сделали, люди могут забыть всё, что вы им сказали, но они никогда не забудут того, что вы заставили их почувствовать.
С возрастом времени у вас остаётся всё меньше и бежит оно быстрее, тем ценнее те часы и минуты, что дарит вам человек. Я благодарен каждому, кто нашел на Ютюбе мои притчи и истории, чтобы посмотреть их. Благодарен каждому, кто рассылал их, каждому, кто смотрел их. Вы дарили мне своё время! Эти маленькие истории возвращались ко мне из Израиля, Америки, Германии, Франции. Количество просмотров здесь определить невозможно. Сейчас мы научились их делать несравнимо качественнее, чем в начале этого проекта, но суть работы осталась прежней. Мы хотим, чтобы люди были добрее, благороднее, мудрее. Да и у меня был повод пересмотреть многое во мне самом. Эти истории будут жить уже своей жизнью, договаривая за меня то, чего я не сказал своим близким в реальной жизни. Это мой подарок тем, кто ценил моё творчество. Но есть подарки, которые я сделал сам себе.
Я больше не хожу туда, где мне не рады. Не разговариваю с теми, кто меня не слышит. Не сижу там, где мне неинтересно. Не соболезную тем, кому не сострадаю. Не изображаю радость, когда мне безразлично. Я готов поддержать человека, но лицемерно притворяться, изображая чувства, которых нет, не хочу. Может быть, я сошел с ума, но считаю, что такой подарок должен сделать себе каждый человек. И ещё. Самый большой подарок для меня – моя семья и моя работа. Нет ничего, что так держало бы меня в строю, как это. Я много лет потратил на ТВ и газету. Я очень люблю их. Но при этом знаю, что в любой момент могу остаться без любимой работы. Такое случалось уже не один раз. Но семья всегда со мной! Она всегда за меня. Это люди, согревающие моё сердце. Я искренне благодарен им за терпение. Жить с человеком, гуляющим по границам своего сознания, непросто.
А ещё я хочу поблагодарить моих читателей и зрителей за то, что все эти годы они поддерживали меня. Я это чувствовал. Она была мне очень необходима. Спасибо вам большое!
***
Когда ты подходишь к своему «полтиннику», особенно тонко чувствуешь границу, перейти которую в обратном направлении уже никогда не получится – ты никогда не будешь снова молодым и бодро безрассудным. Ты больше никогда не будешь брать барьеры с разбега. Тебе уже не важно, что могут подумать люди. Появляется осознание того, что самое ценное ты несёшь в самом себе, только оно является главным критерием правильности или неправильности того, что ты делаешь. Судьба сама ведёт тебя туда, где ты должен оказаться…
Мудрость приходит с годами,можно сказать ты не по годам мудр Заур.Основные жизненные ценности-семья ,дом и работа они все идут рядом.Единственное и самое главное ты забыл упомянутьи и поблагодарить -это то что все это тебе дал ВСЕВЫШНЫЙ.
Салам,уважаемый Заур! Приятно чувствовать, что на Северном Кавказе не перевелись журналисты пишущие правду, а не являющиеся рупорами тех, кто имеет большую власть и большие деньги(впрочем,и то, и другое в одном флаконе).
Дай тебе Аллах здоровья!