Фото_к тексту_новый размер

«Зло, с которым не борются в каком-то одном месте, отравляет вокруг себя всё».
Мартин Лютер Кинг
Очередная неделя молчания новой дагестанской власти закончилась без каких-либо последствий для общественно-политической жизни республики. И не то чтобы мы уже соскучились по «весёлостям» в абдулатиповском духе, но такая звенящая тишина тоже несколько напрягает. Это как в ситуации, когда вам нечего сказать, и вы не знаете, как прервать паузу. Вы понимаете неловкость момента, но наполнить его каким-то осмысленным диалогом не получается – у вас просто нет ничего общего…
Заур Газиев
Надо сказать, что Владимира Васильева общественное мнение приняло гораздо лучше, чем это могло бы быть. Он уже дал несколько поводов к уважительному к себе отношению. Об этом я писал в своих предыдущих статьях. Но на каком-то этапе только этого уже недостаточно. Обществу нужны реальные действия, хотя бы внешние перемены, ну хотя бы в фамилиях для начала. Людям не нужны перекрасившиеся в новые цвета старые персонажи – им нужны новые люди! Мы устали от одних и тех же товарищей на протяжении десятилетий.
Эта усталость была и раньше, но сейчас чувство как никогда острое. Тем более в глаза бросается мезальянс между абдулатиповской командой и новым главой республики. Подумайте сами: спикер дагестанского парламента Хизри Шихсаидов, который никогда не стеснялся быть богатым, вдруг начинает говорить о скромности; мы видим в этом не просто неискренность, а некрасивую попытку остаться во власти любой ценой. Люди, живущие в доме на полквартала, не должны пропагандировать сдержанность. Хищники, проповедующие вегетарианство, уместны только на карикатурах или в сатирических произведениях, но никак не в реальной жизни. Тем более когда общество раздражено и имеет конкретные претензии и вполне осознанные обиды к прошлому режиму.
Я не сторонник писать плохо о людях после ухода с должности, если до этого их не критиковал. Но переобувание на ходу смотрится весьма некрасиво. И это выставляет в невыгодном свете и нынешнего руководителя Дагестана. И вообще, есть возраст, после которого человеку всё же стоит уйти в более спокойное место. Уже должно прийти осознание, что нужно уступать дорогу молодым. Уступать место людям, которые могут приносить реальную пользу республике, а не просто украшать собой интерьер. И желательно сделать это вовремя и красиво. А не тогда, когда в спину тебе будут шипеть о том, как ты всем опостылел. Хотя бы потому, что смысл всего происходящего в этом мире – перемены. Старое уходит – новое занимает это место. Таков закон жизни. Почему кому-то кажется, что в Дагестане он не работает?
***
Никто не вечен. Мы все однажды освободим свои места для тех, кто моложе и лучше нас. Вопрос в том, как это будет происходить. Случится благодаря системе, где, честно конкурируя, получают возможности самые достойные, или это произойдет посредством случайного выбора того, кто думает, что управляет вселенной, – большая разница. От того, по какому из вариантов идёт развитие страны, зависит качество работы всей системы.
Проблема развития общественных институтов, их эффективности, их способности очищаться и развиваться у нас в Дагестане как никогда актуальна. Только один пример из недавнего прошлого: республиканский парламент абсолютным большинством голосов лишает дагестанцев их конституционного права на всенародные выборы. На мой взгляд, такой парламент нужно было бы разогнать полностью, ибо он не соответствует тому, для чего вообще существуют парламенты. А они для защиты прав своих сограждан, а не наоборот! И то, что было совершено дагестанским парламентом, в историческом аспекте – самое скверное, что можно было сотворить по отношению к своему народу. Лишив людей права выбирать самим, в них убили и без того маленькую гражданскую ответственность за собственный выбор, за то, какое наследие они оставят своим детям. Не говоря уже о том, что, согласно конституции России, источником власти у нас является НАРОД. Если бы мы жили в правовом государстве, это решение было бы уже давно оспорено на уровне судов. Но ничего подобного не происходит. Ни одной попытки изменить ситуацию…
Мы видим, что институты государства по защите конституционных прав и свобод не работают. Вторая причина, вследствие которой у нас глотают такие действия властей, – это синдром выученной беспомощности, который навязан нашим согражданам всей предыдущей историей страны. «А зачем протестовать или требовать свои права – ведь всё равно ничего не изменится!» – думаем мы. С другой стороны, когда права и свободы не завоёваны путём упорной борьбы, их всегда можно легко отобрать под самыми благовидными предлогами. И вот сейчас мы встали перед вопросом: что нас ждёт дальше, когда институты государства не работают? Когда существует ситуация, при которой главе республики безразлично, как чувствуют себя люди, – ведь не они его избирали!
***
При всём уважении к Владимиру Васильеву, он 1949 года рождения, как бы замечательно он ни выглядел, это пожилой человек, проработавший всю свою жизнь в иной сфере. И сейчас ему на голову свалилась республика, которую он знать не знал. Причём республика, сильно отличающаяся не только от остальных регионов России, но даже от своих соседей. Я могу себе представить, какой шок испытал человек от «счастья», свалившегося ему на голову. Особенно если учесть всё негативное, что он до этого слышал о Дагестане. Надо сказать, по сравнению с калининградцами нам ещё повезло. Наш глава очень деликатный человек, я даже не представляю себе, чтобы на вопрос журналистов о том, почему не будет больше детских пособий, он ответил: «Почему, почему – по кочану!» Кстати этот перл калининградского главы просто взорвал социальные сети и вызвал бурю возмущений. Слава богу, это не наша история!
Но надолго ли в Дагестане Владимир Васильев? И что будет, когда подойдёт его срок выхода на пенсию? Опять гадания – кто следующий? Опять по новому кругу? Для страны, которая даже с учётом санкций и всех международных конфликтов находится в фарватере европейского вектора развития, подобное ведение дел губительно. У нас может быть какая угодно избирательная система, но она должна быть сориентирована на определенные нормы и правила. Невозможно навести порядок в республике, где не звестно, что будет через год. Да и людям важно понимать, что происходит вокруг них. Тем более что ситуация с региональными бюджетами, мягко говоря, сложная. Достаточно хотя бы посмотреть на то, как распределяются деньги в стране, и станет понятно всё без лишних слов:
– расходы на оборону – 19,2%;
– расходы на МВД и ФСБ – 12,7%;
– расходы на обслуживание госдолгов – 4,1%;
– расходы на образование – 3,6%;
– расходы на здравоохранение – 3%;
– расходы на культуру – 0,6%;
– расходы на СМИ – 0,5%.
Хочется вновь процитировать Отто фон Бисмарка: «Тот, кто не хочет строить школы, – в конце концов, строит тюрьмы».
***
И в продолжение темы бюджета. В региональных бюджетах образовалась огромная яма. Дагестан совсем не исключение. Майские указы Путина о поднятии зарплат бюджетников должны были бы обеспечиваться из местных бюджетов. Не сумев найти общий язык с финансовым ведомством, регионы стали открыто требовать денег у Москвы. В связи с санкциями и неблагоприятной экономической конъюнктурой последних лет доходы регионов резко упали, а расходы всё те же. Уже три региона публично потребовали помощи. Губернатор Удмуртии Бречалов попросил поддержать региональный бюджет спикера ГД Володина. Карелия обратилась за помощью к правительству на обещанное Путиным повышение зарплаты медицинским работникам. Верховный Совет Хакасии обратился с письмом к Дмитрию Медведеву, сообщив, что регион близок к катастрофе.
К этому привела навязанная в начале прошлого десятилетия федеральными властями система взаимоотношений между регионами и центром. Регионы не самодостаточны, регионы не настроены на зарабатывание денег. Регионы в их сегодняшнем виде – это просто прямая кишка по перевариванию бюджетных средств.
Да, цена на нефть в последние месяцы подросла, государственная казна снова стала наполняться, но до регионов деньги пока не дошли. Как скоро это произойдёт – нам не известно. Понятно, что перед президентскими выборами нужно хорошо потратиться на дороги, больницы, школы и главное на СМИ. Но опять-таки сейчас всё больше встаёт вопрос о том, насколько долго может существовать такая неэффективная экономическая и политическая модель. Однако ответов на эти вопросы пока нет…
P.S.
Когда в президенты России выдвинулась Ксения Собчак, это можно было как-то уложить в голове. Но, когда туда же кинулись Катя Гордон, Анфиса Чехова и певец Шура, избирательная кампания окончательно превратилась в балаган. Самое нехорошее – это заразно…