Новая повестка
Впервые за последние годы, согласно сведениям «Левада-Центра», запрос на перемены перебил запрос на стабильность. И дело не в том, что людям всё время чего-то не хватает, проблема в том, что граждане понимают – страна оказалась в тупике. И в эволюционном, и в экономическом, и в политическом. А если учесть, что амбиции у нас всегда были геополитические, то ситуация с полным игнором со стороны развитых государств нас совсем не устраивает. Кто бы мог подумать лет пять назад, что с нами такое может случиться…
Заур Газиев
Здоровая политическая система от нездоровой отличается в первую очередь упорядоченностью своих процессов. Какими бы неожиданными они для нас поначалу ни казались (например, Brexit и избрание Трампа), в принципе объяснимы и имеют вполне отслеживаемые причины. Так работает система. А вот победа демократических кандидатов в большинстве избирательных округов Москвы на выборах, случившихся в минувшие выходные, стала полной неожиданностью. Даже на избирательном участке, где голосует Путин, выиграл «яблочник». Как наблюдателям удалось отстоять выбор москвичей, для меня остается загадкой!
Выходит, что в Москве работникам Избиркома не получается так явно игнорировать закон, как у нас. Похоже, что в этот раз там такие массовые вбросы, как в Дагестане, оказались невозможны. Иначе мы видели бы очередную победу ЕР!
Знаете, первое, что пришло на ум: стоило властям ненадолго ослабить удавку, и случились выборы, на которых выиграли те люди, о чьей победе никто не подозревал. Но, в отличие от американской или европейской политических систем, мы не знаем, что день грядущий нам готовит и почему. Федеральные СМИ нас будут агитировать, убеждать, разубеждать – но только не информировать! Очевидно одно: ситуация изменилась, и это понятно даже в Кремле. Пружину будут разжимать…
Мы понимаем, что политическая жизнь – как погода: повестка дня может измениться очень быстро. Если нынешней зимой и в начале лета нас сотрясали коррупционные скандалы, то сейчас страна подходит к выборам. И здесь скандалы с Серебренниковым, «Матильдой», митингами по Мьянме только подтолкнули общественное мнение к пониманию, что перемены нужны и по-прежнему жить невозможно. Нужна широкая коалиция оппозиционных партий. Эта тема сейчас активно обсуждается в серьёзных пабликах социальных сетей. У людей, которые хотят перемен, чаще всего разные политические платформы, но при этом большинство за то, чтобы случилась отставка Медведева. И это не потому, что он хуже тех, кто сегодня правит бал в правительстве. Просто всем хочется хоть что-то изменить, а Медведев для общественного мнения – просто подбитая утка.
***
Индуцированная истерика. Иначе и не охарактеризуешь то, что продолжает происходить с фильмом «Матильда». Теракт в кинотеатре Екатеринбурга, поджог автомобилей у офиса Алексея Учителя, акции православных активистов, перекрытый Невский проспект со стотысячной толпой, идущей крестным ходом, которую возглавляет Милонов. На этой неделе появился даже термин «чеченизация страны»…
Я и не думал, что страна, погрязшая в экономических проблемах, застрявшая в запутанных исторических рефлексиях, утонувшая в социальных противоречиях и т. д., вдруг начнёт биться в конвульсиях по поводу фильма, снятого на кремлёвские деньги. Честно говоря, я считаю, что у нас другие проблемы. Да и с Николаем II всё не так понятно. Бог с ней, с Ксешинской; на его совести ходынская давка, расстрел рабочих во время Кровавого воскресенья, революция 1905 года, нежелание давать своей стране конституцию, бесконечные разгоны Государственной Думы и т. д. Именно этот человек – главный виновник развала страны в 1917 году. Даже если РПЦ его канонизировало как мученика – с историческими фактами ничего не поделаешь! Но есть ещё кое-что: Николай II был серийным убийцей домашних животных и ворон. Котов и собак этот человек уничтожал тысячами! Историки приводят ошеломляющие цифры! Если у православных такие святые, то понять их логику трудно…
Но есть и другая версия, объясняющая происходящее: скорее всего, страну просто отвлекают этим дискурсом, дабы оторвать от навальновских видеороликов, которые за день набирают миллионные просмотры. Кстати, сейчас никакому Первому каналу и не снилось такое продвижение информации в массы. Когда все аналитики в голос говорили о том, что после 27 марта 2017 года Россия проснулась другой, мы и предположить не могли, насколько сейчас всё иначе. Кремль больше не контролирует повестку дня. И единственное, что они смогли, – это выбросить разгоряченной ещё украинскими событиями толпе фильм Алексея Учителя. Буквально на некоторое время внимание публики захватила удачная шутка Ивана Урганта о том, что на канале «Россия 1» можно создать телепроект под названием «Соловьиный помёт», и уже через день хамская отповедь Владимира Рудольфовича растеклась по социальным сетям. При этом Соловьёв в очередной раз показал своё истинное лицо. Неудивительно, что людские симпатии на стороне добряка Урганта.
***
Ещё раз хотелось бы вернуться к термину «чеченизация России». Но, впрочем, обо всём по порядку. Мы все восхищаемся тем, как привели в порядок Грозный. Мы в восторге от дорог, которые сделали в Чечне, от того, как красиво и зажиточно живут наши соседи. Здесь можно за них только радоваться. Тем более когда богатые соседи приезжают к нам тратить свои деньги, их хочется любить ещё больше. А ещё мы видели, как очень часто единственной надеждой на осуществление справедливости был Рамзан Кадыров. И он действительно помогал. Во всяком случае, в той ситуации с чеченками в Воронеже мы все были на стороне Рамзана Ахматовича.
Но… Есть и другая часть правды – это то состояние, в котором находится чеченское общество сегодня. Нет свобод, нет гражданских прав, нет права на инакомыслие. Нет гражданской дискуссии и гражданского диалога. Есть северокорейское 100-процентное единодушие на выборах. Никто не может критиковать Рамзана – он безупречен! Любая критика в его адрес грозит чеченцу в лучшем случае насилием, в худшем – смертью. Республика погрузилась в религиозность, граничащую с мракобесием. Причём всё доведено до такого состояния, что любое инакомыслие уже само по себе становится преступлением.
Общая атмосфера – страха и подозрительности. Справедливости ради надо заметить, что это происходит не по указанию сверху. Просто в подобных тоталитарных социумах преследование не таких, как все, становится неизбежным побочным эффектом. Человек в Чечне не может одеться так, как он хочет! Любое проявление непохожести становится преступлением. На днях была заблокирована группа ВКонтакте, участниками которой были только чеченцы (других туда не пускали). В этой группе публиковали снимки девушек, которые якобы выставляли свои фото в социальных сетях в неприличном виде. Группа называлась «Карфаген». Её основал 19-летний юноша с множеством ников. Одна из девушек, которая стала объектом травли этой группы, вдруг стала жертвой домогательств на улице, потом её ещё раз оскорбили незнакомые люди, пытались затащить в машину. Девушка просто убежала в Мурманск. Там она получила возможность уехать в Норвегию, однако власти Белоруссии вероломно сдали её приехавшему отцу.
История ужасная. Вы только представьте себе запуганную, затерроризированную девочку, которая смогла убежать из места, где её оскорбляли, унижали, преследовали; и когда она была в двух шагах от свободы – её возвращают назад! Не сомневаюсь, что ничем хорошим это не закончится. На чужих несчастьях своё счастье не строят!
Лично для меня жизнь в таком «раю» была бы самым страшным наказанием! Однако я допускаю, что есть тип людей, для которых подобная форма организации жизни – самое лучшее из того, о чём они могут мечтать. Я видел многих, кто мечтал о тиране, который всех посадит под свой железный сапог и даст им счастье. К моей великой радости, я живу среди людей, ценящих свободу больше, чем колбасу. Оттого и люблю Дагестан как-то по-особенному. Ничего страшного, что есть люди, которые не любят меня; гораздо важнее, что меня не убьют за то, что мне не нужно имитировать любовь к чуждым мне личностям.
***
Когда говорят о «чеченизации» России, имеют в виду то, что все самые страшные для свободного человека вещи будут возрождаться и на остальной территории страны. Люди не рождаются одинаковыми. Образованные и профессионально состоявшиеся личности – всегда очень сложные. Но именно они двигают социум вперёд. Именно они создают то, что потом становится гордостью нации. Они самостоятельны и независимы.
Повторюсь: да, с ними всегда трудно! Но именно они не позволяют обществу законсервироваться. Конфликт и диалог – движущие силы развития общества.
В Чечне никогда не изобретут айфон. И не потому, что чеченцы глупее или хуже кого-то, вовсе нет! Просто для того, чтобы люди творили, нужна не плётка хозяина, а вдохновение. И за эту возможность лично я благодарен всем, кто формировал тот Дагестан, в котором мы живем, начиная от Магомедали Магомедова! У нас много несправедливого и откровенно нехорошего, у нас тоже может возникнуть «Карфаген», но у нас будут и те, кто заступится за несправедливо притесняемого. У нас будут те, кто не позволит побивания камнями людей по причине их инакомыслия. У нас есть гражданское общество! Пусть со своими предубеждениями и очень странными симпатиями, но у нас оно есть! И именно благодаря ему Дагестан нащупывает свою дорогу в будущее, где смогут жить и приносить пользу люди самых разных убеждений.
А пока мы смотрим на то, что происходит вокруг нас, как меняется мир и как общество отвечает на сложные вопросы времени. Мы взрослеем, понимая, что сегодня у нас совсем иная повестка дня, нежели та, что была даже месяц назад…
Добавить комментарий