Коллаж

Приступая к сегодняшнему материалу, я никак не мог определиться: то ли начать его в рамках дедуктивного метода, когда от общего идут к частному, или пойти по пути индуктивного – от частного к общему…

Багаудин Узунаев

… Но потом, памятуя, что наш глава в последнее время требует от своих министерств и ведомств использовать дедуктивный метод в работе, я из уважения к тренду решил пойти по первому пути.

***

А общим в контексте этой недели является, конечно, ситуация вокруг требования ФАС к операторам сотовой связи об отмене внутрисетевого роуминга. Связь сегодня, как вы сами понимаете, это вещь очень важная. Она касается всех. Всех одинаково бьет по карману. Только некоторые, те самые 1,5-2% населения России, захватившие львиную долю ее богатств, этих ударов не чувствует, для них они что комариный укус. А для большинства тарифы услуг сотовой связи весьма чувствительны. Например, среди моих знакомых есть много таких, которые сбрасывают звонок после первого сигнала. Мол, перезвони! Это делается в целях экономии…

И вот именно поэтому, видя, что государство всегда против рядовых граждан, я был удивлен поступком ФАС, одной из довольно мощных клешней государства, которая вдруг решила выступить против сотового бизнеса и потребовать от его участников отменить внутрисетевой роуминг.

Подозреваю, что здесь есть популизм или скрытая корысть: государство ведь бескорыстно ничего не делает, всегда оно действует с учетом своей выгоды. Какая же выгода государству ссориться с бизнесом? Ведь бизнес – это курица, которая несет ему «золотые яйца», зачем ее резать? Это сук, на котором оно очень комфортно сидит, зачем же его пилить? В то время как мы, рядовые граждане, простые потребители – мы для него вечно голодная масса, попрошайки, которые только и делают, что клянчат какие-нибудь мелкие житейские блага, крохи с барского стола.

***

Однако раз в пять лет и мы обретаем в глазах государства некоторую ценность, обусловленную особенностями демократического строя. По мне, этот строй в России установился просто по недоразумению. На мой взгляд, мы живём в глубоко монархической стране, обожающей сильную руку; в глубоко консервативном обществе с глубоко косным народом, готовым молиться на власть только потому, что она – власть. Независимо от ее поведения и результатов ее деятельности. Но это мой личный, сугубо субъективный взгляд…

В связи с этим и происходит, что демократия применительно к России является просто вывеской, совершенно не отражающей истинного содержания и ни одной из сторон ее жизни. И все с этим согласны – и верхи, и низы. Ну, за исключением горстки «продвинутых», конечно…

Поэтому и бросилась в глаза инициатива ФАС, который сам, без всяких на то просьб и челобитных, решила прижать сотовый бизнес в пользу потребителей, но причина этого, на мой взгляд, простая: внутрисетевой роуминг объективно мешает более интенсивному общению потребителей, потенциальных избирателей. А тем самым замедляет процесс, который обозначен в заголовке этого отрывка. Надо ли уточнять, вокруг кого нам сплачиваться? Конечно, вокруг царя и его дружины. Дружина в нашей истории всегда играла ключевую роль. Конечно, не настолько, как в Риме периода «домината», когда количество «солдатских императоров» заметно превалировало над количеством «сенатских». Но тоже весьма заметную. И, как мне кажется, попытка заставить сотовые компании отменить внутрисетевой роуминг, если она будет удачной, должна, по замыслу, способствовать объединению граждан с последующим сплочением их вокруг царя и его грозной и могучей дружины…

***

Попыткой инициативу ФАС я называю потому, что сотовый бизнес, в отличие от рядовых граждан, не побежал тут же исполнять предписание профильного ведомства. Он, можно сказать, проигнорировал его, «Мегафон» тот вообще сам перешел в атаку и сам подал в суд на государство – за нарушение своих прав предпринимателя. Ну, «Мегафон» – это «Мегафон», с ним надо поаккуратней обращаться, а то как бы чего не вышло…

Вот так бизнес отстаивает свои права. Я всегда за, когда кто-то сопротивляется нажиму со стороны государства. Но, объективно говоря, внутрисетевой роуминг – это нечто вроде средневековых таможенных границ, когда, допустим, переходя из Московского княжества в Тверское, надо было платить пошлину. Но ведь средневековье вроде бы давно прошло. Пройти-то прошло, но сознание россиян осталось в той далеко эпохе.

Есть такое выражение: жажда обогащения… Понять его нетрудно, ведь жажда, как и голод, – на то они и жажда и голод, чтобы их утолять… Но, ребята, это я обращаюсь к бизнесу, такую жажду и такой голод, как у вас, по моим наблюдениям, утолять нужно всем миром, в смысле – всем земным шаром. И то неизвестно, удастся ли это сделать… Что тут сказать… Конечно, жрать в три горла – это, наверное, приятно (я сам никогда так не жрал, даже когда занимался бизнесом), но надо же и меру знать! Довод, что вам никак нельзя снижать уровень доходов персонала ваших компаний, так как иначе они потеряют профессиональную форму и мотивацию, не кажется мне убедительным. Да и решить эту проблему очень просто: показывайте им каждое утро диаграмму с цифрами доходов рядовых россиян и вы увидите, как от изумления они испытают катарсис и преобразятся и согласятся жрать не в три, а в два горла… Ей богу, ребята, жрать в два горла это почти так же, как в три, вы даже не заметите разницы… Помните, как говорил Остап Бендер бедным студентам, которым нечем было оплатить чай с сахаром?! «Живу, как Бог… ну, или, как полубог, что в конечном счете одно и то же…». А Остап был мудрый человек, к его словам стоит прислушаться. Ну, а если эта мера не подействует, и они будут по-прежнему требовать, чтобы им сохранили возможность жрать в три горла, ну, тогда пусть произойдет то, что обозначено в моем подзаголовке… А мы посмотрим, что из этого выйдет.

***

Вот это еще одно событие, которое, как мне кажется, нам стоит обсудить. Понятно, что на ситуацию вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда», посвященного интимной связи императора Николая II Кровавого с балериной-еврейкой, можно посмотреть и в рамках выражения: где Матильда, а где Дагестан?! Но именно поэтому, что две столь далекие сущности, пересеклись в идейном пространстве, породив третью, нам и стоит обратить на нее внимание. Инициатива запретить показ данного фильма исходит от РПЦ и бывшего прокурора Крыма госпожи Поклонской. Но она в своих стараниях добиться его запрета превзошла самого патриарха Кирилла! Она предпринимает все возможное, чтобы картина, дискредитирующая этого «святого», как уверена прокурорша, русского царя, не вышла на экраны. Понятно, что «продвинутые» ополчились на нее вплоть до того, что потребовали устами писателя Владимира Войнович подвергнуть ее психиатрической экспертизе. Сам же режиссер, Алексей Учитель, пригрозил инициировать в отношении нее уголовное дело.

В общем, как говорят, страсти накаляются. И вот тут-то и произошло нечто, что резко спутало карты «продвинутых». В дискуссию вмешался глава Чечни Рамзан Кадыров. Он тоже считает, что не надо дискредитировать августейшего святомученика за такое прегрешение… Мол, с кем не бывает?!.. Дело-то прошлое, зачем ворошить?!… Эксперты выдвигают и более серьезные резоны, двигавшие Рамзаном Ахматовичем: стремление лишний раз позиционировать себя как политика нравственного, консервативной направленности. Тем более, что это вполне соответствует мусульманской морали и образу поведения. Интересней другое: буквально вслед за инициативой Кадырова последовало заявление из Дагестана, что республика полностью к ней присоединится и настаивает на нежелательности выхода фильма «Матильда» на экраны российских кинотеатров. «Дагестан идет в фарватере Чечни! – прокомментировал это событие журналист Андрей Колесников. – Чечня ведь главнее, чем Дагестан… Там, глядишь, подключатся еще какие-нибудь республики, сначала северокавказские, потом Сибирь, Дальний Восток и, глядишь, отменят детище Алексея Учителя…».

***

Ну вот, у Дагестана появилась возможность отличиться, пусть и в рамках не совсем передовой инициативы! А как вам нравится речитатив журналиста: Чечня главнее Дагестана?! А к нему так и напрашивается: Рамзан главнее Рамазана… Видите, как складно все получается! Но, если говорить серьезно, некоторые эксперты усматривают признаки того, что наш глава действительно стремится походить в своем личном и должностном поведении на Рамзана Кадырова. Свежий пример: физическая расправа с ногайцем из Уренгоя, который позволил себе оскорбления в его адрес. Его тут же молниеносно достали и заставили покаяться. При этом аргументы, которые ему, по-видимому, предъявили, были у него на лице… Это вам не напоминает историю с аварцем Джалалдиновым, который позволил себе покритиковать чеченские власти, потом скрылся, был найден и принес публичное покаяние?! Однозначно осуждая этого недалекого ногайца, я все же считаю, что с ним главе надо было разбираться в суде. И это вызвало бы к нему гораздо больше уважения, чем демонстрация возможностей достать своего оппонента из-под земли и убедить взять свои слова обратно…

***

А вот еще один пример, который может быть истолкован как подражание Рамзану. Мои друзья по Фейсбуку сообщили мне, будто новый «хозяин» ФК «Анжи», земляк Абдулатипова Осман Кадиев, собирается переименовать его. Это вполне возможная вещь, учитывая как раз желание Дагестана идти в фарватере Чечни, ведь там тоже старое, ставшее, казалось, брендом республики название клуба «Терек» переименовали на «Ахмат»…