Фото_

Либо вы формируете Махачкалу как город, создавая большие общественные пространства. Либо вы обслуживаете интересы отдельных групп, пачками затаскивая зелёнки в известные кабинеты. Либо вас вспоминают как мэра, не слышавшего своих горожан и делавшего вещи, после которых они начинали любить Амирова с новой силой. Либо вы будете соизмерять свои действия со здравым смыслом и реакцией горожан. Невозможно усидеть на двух стульях. Особенно когда оба шатаются.

Заур Газиев

А между тем ситуация шаткая во всех смыслах этого слова. Лучше бы тихо радоваться тишине и не провоцировать людей на очередную всенародную истерику. Мы только пережили «коровий скандал». Но то, что мэрия сделала с движением на проспекте Гамзатова (Ленина) на днях, можно назвать ведром керосина, выплеснутого в костер. Зачем перекрывать улицу для автомобилей в выходные – не очень понятно. Если кто-то хочет погулять по проезжей части под палящим летним солнцем, то обязательно ли это делать на главном проспекте города? Может, ему предложить площадь Ленина? А чем плох находящийся неподалеку приморский Родопский бульвар?! И потом, суббота для многих горожан, если мэрия не в курсе, рабочий день, закрытие для движения важной транспортной артерии только усложняет нашу жизнь.

Уважаемый Муса Асхабалиевич! Это неудачный эксперимент! Если начинать в Махачкале делать Европу, давайте начнём с запрета передвижения по Махачкале огромных внедорожников и другого частного транспорта, который не только загрязняет воздух, но и загромождает дороги. Есть ещё вариант создавать подземные парковки, строить эстакады, приводить в порядок автотрафик на улицах, где ездит общественный транспорт, вводя ограничения для определённого вида транспорта. И вообще, делать Европу в Махачкале хорошо бы с создания общественных пространств, а не с продажи участков (я о том, что случилось напротив Минкульта). Пресс-служба может говорить всё, что ей нравится, но горожане убеждены: памятник Эффенди Капиеву переносится для того, чтобы без проблем узаконить права людей, которые судятся за это место. Построят очередной магазин или что-то еще более нужное, чем памятник фронтовику, классику дагестанской литературы Эффенди Капиеву…

Городская пресс-служба утверждает, что будет парк. В это мало верится…

Когда тут года полтора назад возник забор, то говорили о фонтане. Чем все это обернулось, хорошо известно. Уверен, памятник только украсит зелёную зону, а вот очередному стеклянному убожеству очень даже помешает. В общем, пока не увидим собственными глазами там сквер, не поверим, что очередная сестра водителя не оказалась владелицей участка. Хочу напомнить, что даже при Амирове землю под памятниками не продавали!!!

***

Я уже написал огромное количество статей о том, чем современный город отличается от того колхоза, который сегодня называется столицей Дагестана. Нет сомнений, и в этот раз написанное останется гласом вопиющего в пустыне. Никому нет дела до того, как их действия отразятся на будущем нашего города. Честно говоря, Махачкала мне всё больше напоминает жертву коллективного изнасилования. У нас нет ни одной улицы, где всё сделано от начала до конца. Везде заборы и недостройки. Улица, на которой я живу, – центральная, но там яма на яме! Когда читаю про планы реконструкции проспекта Ленина, просто впадаю в прострацию. Есть ведь улицы, где всё несравнимо хуже, почему не начать с них?! Честно говоря, правильнее было бы взяться за ул. Буйнакского, Пушкина. Там срач и разруха. Бывшие купеческие дома с зияющими глазницами пустых окон. А ресторан «Каспий»? Он уже который год стоит как после пожара. Там сейчас либо фильмы ужасов снимать, либо жесткие квесты проводить. Может, найти его владельцев? Привели бы в порядок фасад; бог с ним, с нутром этого помещения, хотя бы фасад исправили! Весь вид Родопского бульвара портит. И так везде, куда ни посмотришь!

Ещё страшнее история с озером Ак-Гёль. То, что там сейчас происходит, мне не очень понятно. Зачем было строить потёмкинские деревни, уничтожая окультуренную часть озера, когда у этого водоёма есть необлагороженные берега, превращённые в мусорную свалку?! Почему не начать наведение порядка с той стороны, где порядка нет вовсе, а не там, где и так было всё более-менее!

Что строится на месте спорткомплекса у большой мечети на Калинина, тоже вызывает кучу вопросов. Это спорткомплекс или музей? Если музей, то как они будут оправдываться перед людьми, которые на протяжении многих лет ждали спорткомплекс? Такое чувство, что наши власти пытаются потратить сразу все деньги, что были, есть и будут в республике. При этом им уже без разницы, что делать, как это выглядит и каковы результаты их «усилий».

***

Ещё один вопрос – это генеральный план развития города. Кто-нибудь знает, где этот засекреченный документ и как сделать, чтобы он претворялся в жизнь? Может быть, генплан как-то защитил бы дагестанскую столицу от хаотичной застройки всех углов. Может быть, имея статус законодательного документа, мы сохранили бы веру в то, что очередной клочок зелёной зоны не будет продан под застройку. Время от времени разговоры о генплане возникают, а потом успешно забываются. Очевидно, генплан – это серьёзная преграда коррупции городских властей.

Придётся называть всё своими именами, и начнутся выяснения, в каком году те или иные участки оказались проданы. Не удивлюсь, если есть куча уже проданных земельных участков, которые мы считаем общественными местами. Удалось же Саиду Джапаровичу продать участок, на котором стояла, сгоревшая школа-интернат для глухонемых. И совесть его не беспокоила, как не беспокоила и тех, кто покупал эту землю. Кого волновало, что будет потом, когда продавались и покупались участки вдоль проспекта Акушинского? В любом современном городе средства, которые махачкалинские нувориши вбухали в страшные трёхэтажные магазы, аккумулируются в больших торгово-развлекательных центрах типа РИО в Москве. Но это другой уровень организации социума. Это вам не скоммуниздить то, что плохо лежит, и соскочить. Такой подход характерен для сити-менеджеров, понимающих, как должен быть устроен современный город. Когда я писал на эту тему и Саид Амиров обижался, то мне была ясна причина его непонимания поднятых вопросов. Но сегодня Махачкалой руководит другой человек, более молодой, образованный. Я очень надеялся, что в отличие от Амирова причинно-следственные связи ему открываются не только в контексте сегодняшнего дня и УК РФ, но в перспективе долгих лет.

***

Со времён Древнего Рима города строились кварталами. Квадратная застройка позволяет увеличить варианты проезда из одной точки в другую. Трафик распределяется в этом случае равномерно, не создавая напряжения в одном месте. Классический пример – Барселона. Вид сверху всё объясняет. Современные города проектируются по тому же принципу. Ведь все понимают, что проблема пробок никуда не денется. Когда я вижу, как строятся новые кварталы в Махачкале, у меня только вопросы: кто на это даёт разрешение?! Вы из какого колхоза сбежали?! Потому что, возвращаясь из Каспийска по новой аэропортовской трассе, я вижу архитектурный хаос, который можно привести в порядок только ковровыми бомбардировками. Это не старые, это новые стройки!

Чума на оба ваших дома!

***

На минувшей неделе социум сотрясали ещё две кровавые истории. Одна из них произошла в Семендере, где в хлам упоротый водитель сбил женщину с ребёнком и попытался скрыться с места преступления. Однако за ним ехал автомобиль, видеорегистратор которого снял это, по сути, двойное убийство. Когда машину остановили и вытащили оттуда водителя, он не то чтобы был неадекватен – он на ногах почти не держался. Неважно, чей это сын, неважно, что ему впаяют, – женщину с ребёнком уже не вернуть…

Ещё страшнее история, произошедшая с нашей беженкой Фатимой Умаровой в Германии. Она с двумя детьми жила в общежитии для беженцев, где в основном проживали холостые мужчины. Женщина неоднократно просила переселить её в другое место.

В день, когда произошло убийство на почве бытового конфликта, афганец, проживавший в данном общежитии, взял в заложники пятилетнего сына Умаровой. Мать, пытаясь спасти сына, получила множественные ножевые ранения, после чего афганец зарезал ребенка. Полицейские застрелили убийцу. Всё это происходило на глазах старшего брата погибшего мальчика…

Сейчас женщина находится в больнице, её жизни ничего не угрожает. Но представьте себе состояние матери и ее оставшегося в живых сына…

Ещё один нюанс в том, что, по словам представителей дагестанской диаспоры, эти дети не являются Умаровой родными, на самом деле они ее племянники. Семья жила на пособия: часть она направляла на родину в Дагестан, часть оставляла себе.

Наши земляки утверждают, что Фатима Умарова отказалась от помощи представителей российского посольства в Германии. При этом, по их словам, жители Франции и Германии, шокированные случившимся, перечисляют ей денежные средства на банковскую карту.

***

Ещё одна обсуждаемая новость. Мама девочки, которую в феврале загрызли собаки, выставила иск городским властям в 50 миллионов рублей. Как она получит эти деньги в ситуации, когда суды никогда не идут против городских властей, остаётся загадкой. Разве что есть что-то такое, чего не знаем мы, но знает эта женщина… Не приведи господи испытать такое!

***

До нас волна под названием «реновация» еще не докатилась. Глядя на то, как от всего происходящего лезут на стену москвичи, я очень рад, что Махачкала – небогатый город. Иначе у нас было бы то же самое. В один день узнать, что твоя квартира больше не твоя и что у тебя её отберут, а взамен выселят из привычного района в какой-нибудь закольцевой ад, – не самая приятная перспектива. Сам факт, что сытые москвичи, которые всегда воспринимали остальную страну как досадное недоразумение, вдруг стали протестовать – уже удивителен. В предвыборный год это не есть хороший знак. Но, впрочем, поживём-увидим…