Пока лучшие времена не позовут нас сами
Разные были у нас съезды. Возмущённое воображение может предложить массу вариантов заявить о своих претензиях, но съезды остаются самым популярным форматом. Скорее всего, потому что их организаторы и участники неразрывно связаны с нашим советским прошлым. С другой стороны, флешмобы людей, оставшихся вне республиканской власти, выглядели бы комично. Съезды, наверное, выглядят солиднее. Даже если там собралось пятьдесят человек…
Заур Газиев
Во-первых, спасибо Максиму Шевченко за событие. А то на этой неделе мне снова пришлось бы писать про городских собак. Теперь уже о том, что, как бы там ни было, нельзя забывать. Мы люди, и способность сострадать отличает нас от других хищников. Ведь то, что у нас садисты всех мастей заполонили город и устроили настоящую бойню, –зверство. Полагаю, что видео многочисленных убийств собак в Махачкале ещё долго будет висеть в Интернете в качестве упрёка нам как биологическому виду, цивилизованному обществу. Я понимаю санитарный отлов и отстрел, но я не понимаю варварской охоты на животных, которые испокон веков рядом с людьми. Нет никакой уверенности в том, что эти «герои» и с людьми не будут поступать так же, как и с бедными собаками.
Причём масштабы зверства настолько велики, что по этому поводу отозвалась даже «Новая газета» с текстом Ирины Гордиенко. Когда в очередной раз мы будем обижаться, что нас, дагестанцев, где-то не любят, не хотят видеть, хорошо бы вспомнить это видео, где садюги держат собаку и камнем проламывают ей череп; животное мучается и скулит от боли, но живодеров это никак не трогает. Я прошу не смотреть это видео людей со слабой психикой. Но тем, кто хочет понять, что такое Дагестан и что с ним происходит сегодня, всё же следует увидеть данный ролик.
В Дагестане много всего, за что нашу республику стоит любить и уважать. Но есть, к сожалению, и такое… Ещё один урок! Когда мы призываем к наведению порядка или вообще к каким-либо действиям, то не всегда знаем, какие силы разбудим и кому дадим возможность развернуться…
***
Честно говоря, лозунг мероприятия «Вернём Дагестану российскую Конституцию» я бы расширил до формата «Вернём России российскую Конституцию». Не знаю, какая умная голова вдруг включилась в процесс, но история Ильдара Дадина закончилась неожиданным хеппи-эндом. И Верховный суд России вдруг принял решение, которого от него никто не ожидал. Мудрое решение не злить мировую общественность перед чемпионатом мира по футболу просто вывело тему Дадина в ноль и заодно лишило недругов России хотя бы одного аргумента, обвиняющего нас в бесчеловечности. Поэтому предложение вернуть Дагестану российскую Конституцию не приветствовать не могу, но повторюсь: хорошо бы её вернуть и на другие территории. Найти видеозапись съезда не составило труда. В «Ютубе» он выложен полностью. Я внимательно прослушал доклады, сделанные на нём, и вообще не понял, в чём новизна и особенность этого мероприятия. С чего вдруг его собирали в Москве? У нас в стране на каждом углу костерят всех начальников снизу до верху и всегда говорят, что «нынешние хуже, чем предыдущие». Всегда! Ничего нового!
А вот по-настоящему интересными были доклады Маира Пашаева и Эдуарда Уразаева. С цифрами и фактами спорить трудно. Да и необходимости такой нет. Мне кажется, что этих двух товарищей нужно вообще вызвать в наш Белый дом и сажать на белодомовские зарплаты, дабы говорили, где и что у нас не так. Уж два стола и два стула, наверное, для них найти в большом здании не проблема! Тем более что какие-то места там время от времени освобождаются. На двух полезных чиновников было бы больше. Мало понимаю в экономике, но они озвучили тренды, которые есть во всей России. Как можно называть оппозиционерами людей, которые говорят о проблемах, не очень понимаю. Я бы, наверное, даже благодарность выразил Максиму Шевченко за то, что он дал трибуну людям, озвучивающим наши беды.
***
Но было и другое. Лично меня удивила Миясат Шейховна Муслимова, которая оказалась главным защитником свободы слова в Дагестане. Такое чувство, что ей вырезали участок мозга, который отвечает за время, проведенное ею во власти. Но мы-то помним все! Миясат Шейховна рассорила Муху Алиева с независимой прессой, и это инструкция к тому, как нельзя себя вести, оказавшись во власти. Что понял даже Муху Гимбатович, который, осознав произошедшее, отослал её в Министерство образования РД. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но что-то мне подсказывает: не вмешайся Дина Лотова в процесс, жизнь Надиры Исаевой могла сложиться совсем по-другому. Человеческий мозг интересен тем, что он отодвигает неудобные моменты на второй план, и мы начинаем, не задумываясь, вести себя так, словно ничего не было. Иногда это называется неадекватностью, но не суть важно. Сказала ли Миясат Шейховна на этом мероприятии правду? На этот раз в том, что она говорила, было много правды. Правда – очень интересная штука: её может сказать кто угодно и с какими угодно целями или намерениями. Но воспринимается ли правда из уст Миясат Шейховны так, как она должна восприниматься? Чтобы хотелось что-то исправить… Большой вопрос! Ей самой хорошо бы подумать об этом.
Журналистское сообщество Дагестана страшно недружное, и природа ненависти одних к другим мне хорошо понятна. Но есть общая позиция, которая объединяет значительную его часть, – полное неприятия Миясат Муслимовой во всех её ипостасях – от Дины Лотовой до Мариян Шейховой. И это следствие её поступков за тот период, в который она пребывала во власти. Очень жаль, что эта часть истории не знакома Максиму Леонардовичу. Но опять же, правду может сказать кто угодно, даже неприятный тебе человек, и никто не может запретить людям говорить то, что они считают нужным озвучить. Просто слова произносятся не сами по себе, а в каком-то контексте. И его хорошо бы учитывать. Но кто бы стал слушать гракхов, жалующихся на мятеж?
***
Вне всякого сомнения, есть места, где людям живётся хуже, чем в Дагестане. И таких место много. Но это не значит, что Дагестан – рай земной. Не нужно притворяться, что глава республики популярен и что граждане принимают всё, что он делает. И истории, подобные буйнакской, не остаются незамеченными.
Есть много ошибок, которые были сделаны. Есть много чудовищных кадровых решений. Для этого необязательно собирать людей в Москве, всё это спокойно говорится и в Махачкале. Но дагестанский народ в большинстве своём не несёт ответственности за происходящее, нас, как и остальную часть страны, лишили права выбирать себе главу республики. Но у нас, как выяснилось, есть хоть какая-то свобода слова, есть право людей не любить своего главу открыто, и Максим Леонардович точно в курсе этого. То, как достаётся главе Дагестана в социальных сетях, ни один съезд не сможет повторить. Его дубасят за любое неосторожное слово так, что мама не горюй. И здесь нет никакого заказа – дагестанцам рот не закроешь. Но у нас рядом есть совсем другой регион, и там все по-другому. Всё! Если у нас есть много поводов для возмущения, то там просто страшно. Там нужно молчать и терпеть, терпеть и молчать. И мы это видим, мы это хорошо понимаем. Я не считаю, что действия Максима Шевченко раскачивают Дагестан. Напротив, он открыл ещё один кран для выпуска пара. Не может живое общество без этого обходиться! При этом остаются неясными мотивы, которыми он руководствуется, да это и не так важно!
Навредит ли случившееся мероприятие Рамазану Абдулатипову? Вряд ли. Никакие акции протеста на Москву не влияют. К сожалению, в нашей стране нет обратной связи между властью и народом. Многочисленные примеры из других регионов убеждают нас в полном игноре общественного мнения, когда речь идёт о смене начальников на местах. Наша практически средневековая политическая система не допускает существования оппозиции в современном понимании этого слова. Наша оппозиция – это те, кого отодвинули от кормушки, не больше! Окажись они во власти, будут делать то же самое, что и сегодняшние обитатели дагестанского Белого дома. Оппозиция – это когда люди занимают принципиально иную позицию, нежели те, кто находится у власти. Очень сомневаюсь в том, что те, кого сегодня в Дагестане называют оппозиционерами, являются таковыми. У нас другая политическая культура, другая система. Именно по этой причине мероприятия, подобные тем, что мы увидели, проходят в Москве. В Махачкале большой массовой поддержки они не нашли бы. И не потому, что граждан всё устраивает, а потому, что никто не хочет становиться пехотой для тех, кто, вернувшись в начальственное кресло, будет на тебя плевать…
***
Есть ещё один аспект вопроса, который мы обсуждаем. Речь идёт о сменяемости власти и о том, что есть знания и умения, которые делают вас незаменимым при любых обстоятельствах. Чтобы вас не гнали пинками, как только сменится власть, нужно быть действительно профессиональным и компетентным человеком в той области, которой вы занимаетесь. Необходимо постоянно учиться, повышать свою компетенцию, ходить на тренинги, курсы, семинары. Мы все находимся на рынке труда в жестко конкурентной среде. Любого из нас могут заменить, если наши знания не уникальны. И есть ещё один навык, который называется социализацией. Наша жизнь не только принципиальное отстаивание своих идеалов, но и разумный компромисс с обстоятельствами, в которых вы оказались. Не вы формируете макросреду или законы, по которым нам приходится жить. Мы все в обстоятельствах. Но у нас только одна жизнь, и выпадать из профессии на пять лет, пока не придёт другой руководитель, по крайней мере неразумно. Просто не нужно бежать впереди паровоза и проявлять фанатизм. Всегда можно найти золотую середину. Никто не может заставить вас лгать и называть чёрное белым и наоборот. Никто не требует от вас героизма. Как сказал великий Фазиль Искандер, «для того чтобы быть порядочным человеком, достаточно просто не участвовать в подлостях».
Проблема многих приехавших на это мероприятие к Максиму Шевченко в том, что они не сумели социализироваться в новых обстоятельствах. Оттого их обиды. А вовсе не потому, что все они там жаждут реальных перемен. Мы действительно устали от того застоя, в котором оказались. Есть в нашей реальности вещи, воспринимаемые как дурной сон. Но с возрастом понимаешь: есть неизбежное зло, которое мы заслужили всей своей предыдущей жизнью, и, пока мы не отработаем карму, через этот мост нам не перейти. Оттого сидим на берегу и ждём, пока лучшие времена не позовут нас сами…
Добавить комментарий