Фото_к тексту Теймура

Экология – это наука об окружающей среде, о взаимодействии живой и неживой природы, взаимодействии и взаимном влиянии друг на друга организмов: одноклеточных и многоклеточных, животных и растительных. О месте в этой системе человека.

Теймур Абдуллаев

Но это внешняя сторона вопроса. Никто не будет отрицать, что каждый человек является отдельной вселенной. Или, если быть скромнее, галактикой, никак не меньше! Внутренний мир каждого человека может быть объектом интереса науки, называемой мной «экологией души». Экология души каждого отдельного человека складывается из его воспоминаний, интеллекта, знаний, личного опыта. Слагаемые этих «галактик» составляют вселенную нашей цивилизации.

Как же мы узнаем о содержании внутреннего мира отдельных людей? Существует множество способов: искусство, наука, литература. Даже наша газета, позволяющая донести до читателей частицы внутреннего мира авторов газеты, объединить единомышленников, является одним из этих способов.

ПАРК ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА

Довольно корявое название, но я и мои ровесники всю жизнь пользовались именно им. Парк всегда был одним из объектов, придающих городу индивидуальность. Таких в Махачкале не так много, наверное, их можно по пальцам пересчитать. Это и проспект Гамзатова, и городской пляж, и гора Тарки-Тау. Мне лично в этот список хочется внести и Четвертый поселок, и район Жилмассива, и район, который объединяет приморскую часть города, от улицы Левина и до железнодорожного вокзала, и, конечно, улицу Буйнакского с ее старинными зданиями. Все эти районы с течением лет значительно изменились. Наиболее стабильными остаются участки сравнительно дикой природы – гора Тарки-Тау и морской берег.

Если воспользоваться облачным сервисом Гугл-карты, то можно увидеть в городе два огромных зеленых пятна, видимых из космоса. Это православное кладбище и парк Ленинского комсомола. Нам не очень повезло с озеленением города, что, впрочем, с таким же правом могут сказать и жители Чебоксар или Липецка. Это следствие урбанизации, российского ее варианта. Мы, видимо, по-другому города строить не умеем. Единственное исключение, впрочем, я нашел. Когда-то мне довелось побывать в городе-спутнике Москвы – подмосковном Зеленограде. Там многоэтажки строили среди сосновых и лиственных деревьев. Город в лесу, представляете! Зеленоград производил впечатление места, в котором каждому захотелось бы прожить всю свою жизнь. Не знаю, как там обстоят дела сегодня, надеюсь, что так же, как и раньше.

Раньше Махачкала производила впечатление зеленого южного города, в котором гармонично уживались старые ее части и новостройки 70-90-х годов. Старый город тоже относительное понятие. Большинство домов по ул. Буйнакского, Пушкина, Маркова, Ленина-Гамзатова были построены в начале 20 века, а то и в 1930-е годы.

Сам парк я помню примерно с середины 1960-х годов, когда был еще ребенком. Некоторые говорят, что там никто особо и не отдыхал. Думаю, это недавние переселенцы, потому что и тогда, и сейчас парк служит местом летнего отдыха для горожан, а молодежь там обитает в любое время года.

Строго говоря, два самых старых сооружения парка, сохранившиеся до сегодняшних дней, – это кафе под названием «Белый город» и общественный туалет на выходе, в сторону академии наук. В прежней инкарнации этого «Белого города» располагалось летнее кафе с навесом, но без окон и капитальных стен. Уютное место, в котором каждый ощущал себя чуть ли не в лесу.

Спортивные комплексы «Урожай» и «Спартак» построили в 1969 году как помещения для проведения сельскохозяйственной выставки. Это был такой хитрый ход, придуманный тогдашним первым секретарем обкома партии. Построили выставочные залы для экспозиции сельхозпродукции, а по окончании выставки республика получила два прекрасных зала, в которых расположились спортивные секции бокса, вольной борьбы, дзюдо, фехтования, баскетбола, настольного тенниса, стрельбы из лука. Это были массовые секции для детей, высшие спортивные достижения в них не были самоцелью, главным приоритетом было здоровье подрастающего поколения.

Гораздо позже, в середине 1970-х годов, построили ресторан «Уют» и комсомольскую школу для «профессиональных комсомольцев». В те же примерно годы рядом со спортзалом «Урожай» возвели площадку аттракционов для детей и взрослых: качели, карусели, веселые горки, автодром для катания на автомобильчиках и главный объект – колесо обозрения. Территорию автодрома кто-то приватизировал и застроил банкетным залом и рестораном «Вейнерский сад». Кстати, если и говорить о новшествах, то это пример бескровного и гармоничного преобразования территории. Здание получилось очень красивым и, что главное в нашем случае, не послужило причиной гибели ни единого дерева, потому что заняло, повторюсь, территорию давно к тому времени разоренного автодрома.

В 1960-е годы рядом с входом с улицы Советской, напротив танцплощадки, находилась старая карусель, обожаемая детворой. Когда на катание запускали очередную партию детишек, каждый мог найти себе карусельное животное по вкусу: зебру, слона, жирафа. Я предпочитал почему-то оленей. Пройдя дальше, до того места, где сейчас стенд с фотографиями Героев Советского Союза, мы утыкались в различные аттракционы, не известные сегодняшним детям, типа комнаты смеха с кривыми зеркалами. Прежний стенд располагался чуть-чуть ближе к улице Гаджиева, к центральному входу, который был выполнен в стиле архитектуры 30-50-х годов, характерном для подобных сооружений советских времен, этакий «советский ампир». У выхода, находящегося со стороны пивзавода и академии наук, было пустынное место, в котором разбивали свой шатер цирки шапито, если они гастролировали в это время в Махачкале.

Сравнивая наш парк тех лет с московским парком Горького или ВДНХ, я выбираю все-таки наш. Какой-то он более уютный был, человечный, что ли…

В конце 1970-х годов в парке появилось несколько деревянных скульптур в стиле музеев под открытым небом, что находятся в Каунасе и Вильнюсе. Как мы сейчас знаем, автором их был покойный ныне Надиршах Хачилаев, личность разносторонняя и, безусловно, одаренная.

ТРИСТА ДЕРЕВЬЕВ

Парк находится в низине, поэтому здесь обильные подпочвенные воды. Деревья не живут на этой земле долго. Многие из нас были свидетелями того, как во время осенних бурь то один, то другой из этих гигантов падал на землю под воздействием ветра и собственного веса. По-настоящему старых деревьев в самом парке и его спутнике, называемом в народе «питомником», осталось не так много. Дирекция парка всегда оперативно восстанавливала утраченную зеленую массу посадкой молодых саженцев.

Сегодня озвучена площадь зеленого массива парка и питомника цифрой в 25 гектаров. Это размер зеленых «легких» нашего миллионного по населению города. Если сравнивать с человеком, то гражданин с такими маленькими легкими должен иметь заслуженную инвалидность. А прирастить зеленую массу в доступной близости просто негде! Нет у нас свободного места для этого…

Есть красивая легенда про отряд из трехсот спартанцев, которые в ущелье близ местечка Фермопилы встали насмерть против многотысячной армии Ксеркса. Как мы помним, спартанцы пали все до единого, исполняя свой долг перед родиной.

Коллизия с вырубкой 65 деревьев, которая готовилась в парке, напоминает мне историю с Фермопилами, когда надо защищать свою цивилизацию. Городскую цивилизацию. Озвучена площадь, отведенная на заклание: территория музея «Россия – моя история» должна составить 5 тыс. кв. м. Это половина гектара. Мы все знаем, как безотказно работает на территории Махачкалы русская поговорка: «Лиха беда начало». Стоило только начать уродовать проспект Акушинского, как по прошествии пяти-шести лет мы его уже узнать не можем, а возможность расширить эту важнейшую транспортную артерию утрачена навсегда. То же будет и с парком, как его ни называй (хоть Вейнером, хоть Лениным). Как говорится, к гадалке не ходи. У нас ведь действует так любимое американцами прецедентное право: если одному можно мусорить под окнами, то почему другому нельзя? Именно эти опасения выгнали в парк на мороз, случившийся в начале февраля, самых активных и неравнодушных жителей города.

Третьего февраля в парке Ленинского комсомола общественность не дала провести закладку капсулы под будущий музей «Россия – моя история». В мероприятии предполагалось участие мэра города Мусы Мусаева. Площадку должны были подготовить к визиту официальных гостей к 13.00. «Также стало известно, что ранее инициативная группа горожан обратилась в суд с требованием запретить строительство музея в парке», – сообщило РИА «Дербент».

Шестого февраля Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов выступил перед Народным Собранием с ежегодным посланием (отчетом), в котором сказал буквально следующее: «Указом президента России Владимира Путина 2017 год объявлен Годом экологии. Мы уже его торжественно открыли, утвердили перечень первоочередных мер и ввели в эксплуатацию один из экологических заводов. Вопросы экологии, защиты окружающей среды выдвигаются на первый план… Необходимо активнее участвовать в федеральных программах и довести общегосударственные меры защиты окружающей среды до каждого населенного пункта. Особое внимание городам, столице республики. Вместо каждого вырубленного дерева сажать 5-10 новых деревьев.

По поводу планов по строительству музея «Россия – моя история» в парке Ленинского комсомола. В Махачкале многие протестуют. А то, что там грязь, молчат. По парку, тому, что мы именно там будем строить, – очередная сплетня. Мы прорабатываем 7 вариантов. Парк – один из вариантов. То, что люди выступают против, – это хорошо, значит, демократия дошла и до Дагестана».

Как видим, глава республики не утратил своего непередаваемого чувства юмора и, главное, политической мудрости и гибкости. Хочется верить, что угроза для нашего парка миновала.