131033693_getImage__25_

«Если бы молодость знала, если бы старость могла…» Такая вот поговорка, в которой правда есть, но только наполовину. Иначе мы жили бы в непреходящем золотом веке. Не всегда в стариковской мудрости есть польза для молодых.

Теймур Абдуллаев

СОЦИАЛЬНЫЕ БЛАГА

Из списка социальных благ для стариков смело удаляем бесплатное образование. Дипломы им уже не нужны. Остаются медицина, бесплатные лекарства, коммунальные льготы, пенсии, бесплатный проезд в санатории, бесплатное или льготное лечение в этих санаториях.

Не покривим душой, если скажем, что в прежние времена фонды общественного потребления были более развиты, нежели сейчас. Раньше за этим следила такая организация, как профсоюз, имеющая министерский статус.

В прежние времена разница между минимальной и максимальной пенсиями была меньше, чем сейчас. Были пенсии и в 60 рублей, но максимальная пенсия в 120 рублей назначалась очень многим, в том числе ее получали и мои родители, учительница и инженер. Существовали персональные пенсионеры, в основном бывшие партийные функционеры. Размер персональной пенсии был меньше максимальной – 110 рублей. Но персональные пенсионеры освобождались от квартплаты. Некоторым из них привозили дефицитные продукты раз в неделю (тогда было такое понятие, как дефицит).

С удовлетворением можно отметить, что сегодня многие получают 12-14 тысяч, хотя много и «минимальщиков». Медицинское обслуживание, конечно, ухудшилось вместе с всеобщим падением качества бесплатных медицинских услуг. Но есть группы пенсионеров, например военные, кому предоставляются ежегодное санаторное лечение с бесплатным проездом в оба конца для них самих и сопровождающих.

Кроме того, существуют определенные социальные льготы для некоторых групп в виде оплаты им труда социальных работников: тебе дают деньги, на которые ты можешь нанять, к примеру соседку, чтобы она за тобой ухаживала.

Существуют программы по обеспечению инвалидов автомобилями и т.п. Правда, многие из стариков не знают о подобных программах и вовремя не используют эту возможность. В целом, учитывая плачевное состояние российской экономики, надо заметить, что власти все-таки стараются заботиться об этой группе нашего населения.

Лет 30 назад международный обозреватель В. Овчинников описывал американскую и японскую системы пенсионного обеспечения. Американская была похожа на нашу, только, конечно, значительно богаче, а вот японская предусматривала выплату единовременного пособия по старости в виде трехлетней зарплаты на последнем месте работы. И все, дальше живи так, как знаешь. Не знаю, как у них обстоит дело сегодня, но такие страны, как Япония, Индия, Китай, всегда относились к старшему поколению с почтением и любовью; в этом они похожи на нас: немощные старики доживали в семьях своих детей, и поэтому бремя их обеспечения закономерно лежало на потомстве.

ОТНОШЕНИЯ В СОЦИУМЕ

Именно традиции уважения и любви к старшим компенсируют недостатки пенсионного обеспечения стариков. Некоторые могут мне с ехидством возразить, что были времена, когда в Дагестане, а также Японии, Индии, на Аляске стариков, доживших до определенного возраста, отвозили умирать в специальные места (об этом повествует японский фильм «Легенда о Нараяме»). Не знаю, есть ли подтверждение этим сведениям применительно к Дагестану, но даже если и так, то это, возможно, было в эпоху перехода от каменного века к бронзовому. Когда перед племенем стоит выбор, кому отдать еду – ребенку или уже выполнившему свою жизненную функцию старику, то решение принималось в пользу первого. Не знаю, повторю еще раз, может, это просто легенды, невесть как дошедшие до наших дней.

Вернемся в Дагестан сегодняшних дней. Мне самому до старости осталось два шага, поэтому легче судить о состоянии отношений отцы-дети, чем более молодым людям.

Скажу однозначно: молодежь, по крайней мере в вопросе отношения к старикам, у нас воспитана прекрасно. Уступают и очередь в аптеке, и место в троллейбусе, и дорогу на наших однополосных тротуарах. Водители, видя пожилого человека, без всякого раздражения останавливаются и терпеливо ждут, пока тот перейдет дорогу. В учреждениях и департаментах тоже стараются проявить максимальное внимание.

Те, кто живет со своими детьми, если имеют при этом достаточно добродушный характер, в основном наслаждаются монотонно текущими днями. Играют с внуками, проявляют излишнюю активность в домашних делах, чтобы ощущать себя нужными. Единственное, что омрачает жизнь каждого старика, – накопившиеся за годы болезни, которые все более и более дают о себе знать. Но тут никуда не денешься, против природы не попрешь…

Есть такой психологический синдром – депрессии пожилого возраста. Наступает он, видимо, вследствие сужения сосудов головного мозга и ухудшения снабжения его кислородом и прочими веществами. Есть люди, которые являются по своей натуре оптимистами, им такие депрессии легче переносить. Я хотел бы быть именно таким. Надеюсь, так и будет, когда придет мое время сидеть во дворе на скамейке.

А вам, нынешним старикам, хочу пожелать здоровья и радости от детей и внуков!