Коллаж

Избранный президент заверил, что США больше не будут свергать тиранов

Радоваться этой новости или огорчаться – сразу и не поймешь…Но, полагаю, большинство россиян, кроме разве что нескольких «продвинутых», воспримут ее положительно…

Багаудин Узунаев

Сначала о «продвинутых», так как это цитата из последнего послания нашего президента Федеральному Собранию, самого важного документа в потоке документооборота уходящего года.

ВЛАСТЬ И ОППОЗИЦИЯ: ЗАОЧНЫЙ ДИАЛОГ

Про обрадовавшее всех переключение внимания главы государства с вопросов внешней политики на проблемы внутренней мы говорить не будем. Сам факт этого говорит о том, что замалчивать их было уже невозможно… Отрадно, что руководство страны это признает, признание – это уже, как говорится, полдела. Однако мы все прекрасно знаем, что главные проблемы у нас связаны с реализацией признанного. Тем не менее народ и общество России вновь взволновались и прониклись свежими ожиданиями.

Я хотел обратить ваше внимание на другой аспект в речи президента. Я бы назвал его «мысли вслух» или, может быть, «заметки на полях», так как всплыл он несколько неожиданно, как бы экспромтом.

Вы согласитесь, что наш президент не боится переходить с вершин официально-бюрократического языка на низины простой, понятной народу улично-бытовой речи. И большинство таких переходов знаменовалось каким-нибудь перлом, тут же подхваченным всеми и цитируемым по разным поводам. Ну, например, его знаменитое «мочить в сортире». Разве не стало оно емким концептом, выражающим волю россиян нещадно громить внутренних и внешних врагов России везде, где бы они ни окопались и ни засели? А его неподражаемое «да замучаются пыль глотать!», сказанное о наших западных «партнерах», пытающихся нагнуть нашу страну, разве не есть выражение мирной, но твердой уверенности нашего народа в несокрушимой военной мощи? Последний же его месседж – «Россия не имеет границ!» – затмил всё предшествующее, дав понять нашим врагам, что мы в своем стремлении к справедливости можем не ограничиться Крымом и Донбассом…

И таких примеров много. Как журналист я стараюсь не пропустить ни один из таких шедевров, поймать и внести в свой творческий арсенал. Поэтому и последнее послание президента я слушал в предвкушении, предчувствии какого-нибудь аналогичного яркого и емкого слова или фразы. Обычно это происходит в моменты отвлечения президента от официального доклада, когда он, оторвав взгляд от бумаги, отпускает какой-нибудь комментарий или реплику от себя лично. Такой момент был и в последнем докладе. Посреди перечисления солидного списка достижений страны за последние три года он вдруг коснулся темы толерантности и, оторвавшись от листа, произнес с озабоченным видом: «Если кто-то считает себя более продвинутым, более интеллигентным, с уважением относитесь к другим людям. Считаю неприемлемой и встречную агрессивную реакцию».

Этот абзац настолько выпадал из общего – державно-официозного – тона послания, что я сразу стал кумекать: про кого это он? Кто эти «продвинутые»? Куда они продвинулись? Прежде всего, скажем, что этим абзацем президент убил сразу двух зайцев: во-первых, мягко пожурил «продвинутых», позволяющих себе проявлять неуважение к лицам из противоположного лагеря, во-вторых, призвал и этих последних отказаться от агрессивной реакции на случаи такого «неуважения» к ним. В общем, выступил в привычной для себя роли примирителя сторон или, говоря более высоким слогом, миротворца. Теперь о том, кого же он имел в виду под словом «продвинутые». Ответ на этот вопрос нашелся неожиданно, в распечатках недавних интервью «Эха Москвы». Журналист Журавлева, принимая в гостях писателя Шендеровича, начала свою беседу так: «Вы знаете, что Владимир Путин сегодня к вам с посланием обратился?!» Думаю, что после этих слов несколько секунд в студии была немая сцена. На самом деле имелся в виду, конечно, не персональный, а коллективный Шендерович, который с упорством, достойным лучшего применения, отказывает режиму Путина и ему лично даже в очевидных достижениях. Следующая цитата покажет, что пожелание президента Шендерович пропустил мимо ушей: «В километре от того места, откуда он ко мне обращался, – ответил он ведущей, – его министр культуры, по совместительству глава военно-исторического общества, предложил россиянам вытирать ноги о портрет Гозмана. Это к вопросу об уважении к человеку, о толерантности, обо всем этом…»

Кто такой Гозман, в Дагестане знают немногие. Если сказать коротко, это один из представителей т. н. внесистемной оппозиции. Той самой, о которую вытер ноги Рамзан Кадыров в своем нашумевшем интервью ТАСС: «Нет, они не враги, они – болтуны. Такие бесстыжие люди. Без чести, без совести, без Родины. Все, что им нужно, – и дальше продавать интересы государства. За тридцать жалких сребреников…» Но это, конечно, личное мнение Рамзана Кадырова, с которым ни Шендерович, ни сам Гозман, ни все остальные их единомышленники никогда не согласятся.

Но вернемся к посланию. Шендерович, между прочим, парень крепкий, стойкий, не из робкого десятка, словно в отместку за уничижение своего идейного товарища, Гозмана, в свою очередь, вытер ноги о главный документ года: «Послание получилось не длинным. Всего 16 минут в этот раз, – констатирует он для начала. – А что по существу? Улучшили здравоохранение? Вранье. Рост промышленности – вранье. Успехи в образовании – вранье. Потребовал, чтобы к 20-му году темпы роста превысили общемировые. Я сколько себя помню, Путин все повышает темпы роста. Как сказано у Жванецкого, «Жора, вы еще за то не отсидели, что опять горячитесь». Путин еще передо мной не отчитался за прошлое вранье, за прошлые провалы. Каждый год чего-то обещает…»

Вот такой получился заочный диалог власти и ее оппонентов. Как видим, до европейской толерантности нам, россиянам, пока еще как до Луны на раке… И это, конечно, очень печально…

ТИРАНЫ МОГУТ СПАТЬ СПОКОЙНО

Хотелось обозначить и раскрыть еще одну тему. Она поставлена мной в заголовок – цитата из выступления Трампа, пообещавшего, что США больше не будут свергать тиранов. Согласитесь, первая реакция на нее, конечно, радость. Но когда задумаешься…

В самом деле, ведь в этом обещании Трампа содержится косвенное признание тираном нашего дорогого Башара Асада. Ведь это же его пытался свергнуть предшественник избранного президента. Вряд ли такая оценка Асада пришлась по вкусу руководству России, которое считает его отнюдь не тираном, а легитимно избранным главой Сирии. Да, конечно, в ходе выборов не обошлось без фальсификаций, давления и даже кровавых эксцессов: ведь шла война. Но в протоколах сирийского ЦИКа всего этого нет, а есть 99% голосов, якобы отданных сирийским народом за этого интеллигентного вида молодого человека, эффективного менеджера, как сейчас говорят.

Более того, Трамп, судя по его заявлению, считает тиранию в современном мире не единичным, сугубо сирийским феноменом, а массовым, иначе бы он не использовал это слово во множественном числе.

Очевидно, он имеет в виду свергнутого в свое время Саддама Хусейна, за которого мы позорно не смогли вступиться… И ливийского лидера Муаммара Каддафи, за которого мы вступились, но только на словах… И патриота югославской православной уммы Милошевича, брошенного нами на произвол судьбы… И – страшно произнести – батьку Лукашенко, пока еще не свергнутого политического эквилибриста, ибо он тоже этого поля ягода… А есть еще Средняя Азия со своим пулом тиранов. Про Африку я вообще молчу: там их, этих тиранов, как собак нерезаных. Один г-н Мугабе-людоед чего стоит…

Понятно, тиран тирану рознь, нельзя всех стричь под одну гребенку. Между ними существуют различия, градация, нюансы. Там, где один вам откусит голову, второй просто даст подзатыльник. Это ведь совсем не одно и то же…

Так что не сегодня-завтра на встанет вопрос о составлении таблицы, где была бы отражена степень, если так можно выразиться, тираничности каждого современного тирана. И она обязательно будет составлена. Гнусные либерасты не оставят этот пробел незаполненным. Тем более общемировые тенденции таковы, что список восточных тиранов вот-вот пополнится и западными. Если верить российским СМИ и экспертам, мир стоит на пороге разукрупнения союзов и федераций государств. Кроме Российской, разумеется, потому что эта федерация… что надо федерация! А вот ЕС… ЕС должен быть разрушен, как в свое время должен был быть разрушен несчастный Карфаген.

Конечно, лучше всего эти степени и нюансы знают сами господа тираны. Вот, например, как оценил Асада Эрдоган, также квалифицируемый Западом как тиран. Было это на недавнем форуме в Стамбуле, где, цитирую, «собрались представители государств Персидского залива, то есть, те, кто фактически спонсирует войну террористов в Сирии против армии президента Башара Асада…» «Мы долго терпели, но были вынуждены войти в Сирию, чтобы положить конец господству жестокого тирана Асада», – объявил Эрдоган под аплодисменты собравшихся…

Итак, по мнению Эрдогана – Асад «жестокий» тиран. А сам он, судя по его оценке, тиран «умеренный». Вот уже двух тиранов мы с вами эпитетами снабдили…

Кстати, темой тирании я интересуюсь давно. Тщательно изучил последний труд по ней – Гельмута Берве «Тираны Греции», вобравший весь предыдущий опыт. Читателю будет любопытно узнать, какие же черты, по мнению древних, характеризуют тиранов.

Во-первых, скажем, слово тиран – не греческого происхождения. «В древности его связывали с тиренцами, догреческим народом на востоке Эгейского мира. Современные лингвистические исследования подтверждают эту связь, поскольку они выводят происхождение этого слова из догреческого или азиатского корня». Первыми на новое явление отреагировали, как всегда, поэты (Архилох, Алкей и др.) Следом – мыслители. В частности, Аристотель, анализируя пути возникновения тирании, установил четыре их типа: «демагоги, которые путем дискредитации знати провозглашают себя владыками полиса; цари, правящие деспотически, нарушая отцовские установления; высшие выборные должностные лица, правящие деспотически и злоупотребляя своей властью, и, наконец, олигархия, когда один человек сосредоточивает в своих руках все важнейшие функции управления».

Но Аристотель – теоретик, философ, а есть и определение тирании от практика, законодателя Афин Солона. «Тиран, – говорит нам этот величественный муж античности, – это господин, которого жажда богатства и власти приводит к насилию над общиной, безудержному и жестокому подавлению ее членов. Его страстное желание не позволяет ему видеть границ, поставленных человеку, он охвачен наглой заносчивостью…»

Согласитесь, что современные тираны, судя по этим признакам, недалеко ушли от своих коллег из античного прошлого. А такие проявления, как «наглость и заносчивость», особенно часты у нас на Кавказе.

Не правда ли, читатель?