Эрдоган считает, что это его шанс — эксперт предостерегает от военной эскалации между Россией и Турцией

В Ираке и Сирии наблюдаются успехи в борьбе против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. пер.) — террористы перешли к обороне. Однако вместе с тем наметились новые конфликтные линии, которые могут повлечь за собой разрушительные последствия.

Линда Хинц

«За счет военной сдержанности американцев возник вакуум, и с победой Дональда Трампа на выборах он только усилится. Обама — хромая утка, а Трамп еще не принял власть», — говорит эксперт по Ближнему Востоку Абдель Мотталеб аль-Хуссейни (Abdel Mottaleb El-Husseini). «Некоторые игроки полагают, что настал нужный момент, чтобы пересмотреть политическую карту в регионе».

Эксперт назвал наметившиеся изменения:

  1. Египет близок к тому, чтобы разорвать свой союз с Саудовской Аравией
    2. Саудовская Аравия постепенно теряет ведущую роль в арабском мире
    3. Иран видит приближающуюся возможность расширить свое влияние и выиграть в исторической борьбе с Саудовской Аравией
    4. Сирийский диктатор Башар Асад больше не находится в изоляции
    5. Россия хочет укрепить свою власть в регионе
    6. Турция начинает все активнее вмешиваться
    По словам эксперта, речь идет о взрывоопасной смеси. Прежде всего, он опасается возможной прямой конфронтации между Турцией и Россия. «Эрдоган видит возможность победы над курдами и изменения границ в свою пользу», — говорит Хуссейни. Однако эксперт с трудом может себе представить, что Путин примет это.

«В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МОЖЕТ ДОЙТИ ДО ПРЯМОЙ КОНФРОНТАЦИИ»

Эрдоган, кажется, не готов изменить свою сирийскую политику. Он с самого начала стремился к свержению Асада. Однако Россия поддерживает диктатора. «Я исхожу из того, что в любой момент может начаться прямая военная конфронтация между Турцией и Сирией», — говорит Хуссейни.

Так, на прошлой неделе, по турецким данным, в ходе авиаудара сирийских ВВС было убиты четверо турецких солдат. Однако сирийская армия вряд ли в состоянии проводить военные операции без поддержки российской стороны. «Я с трудом могу себе представить, что атаковала сирийская армия без прикрытия со стороны русских. Это было бы для них слишком опасно», — говорит эксперт.

Турция с конца августа совместно с сирийскими ополченцами проводит наступательную операцию против ИГ на севере Сирии и одновременно пытается подавить курдов. Различными высказываниями турецкий президент вызвал обеспокоенность, что он может попытаться расширить границы своей страны. Так, он среди прочего указал на то, что отцы-основатели Турции родились по другую сторону сегодняшних границ страны.

Хуссейни не считает, что русские примут экспансию турок. Действительно ли дело может дойти до прямой военной конфронтации обеих стран? В настоящий момент трудно оценить динамику действий на земле. Однако ясно, что, в конце концов, может произойти конфронтация — либо прямая, либо в форме войны чужими руками. Насколько непростые отношения двух стран, стало ясно после того, как был сбит российский военный самолет турецкими ВВС в конце прошлого года.

НАТО ОКАЖЕТ ПОДДЕРЖКУ?

Турция является членом НАТО. Может ли Запад оказаться втянутым в конфликт с Россией? Хуссейни считает такой вариант маловероятным. «Я не думаю, что НАТО в таком случае окажет поддержку Турции. Потому что Эрдоган ведет свою войну против воли своих союзников, он преследует курдов, с которыми сотрудничали США и входит в клин почти со всеми. Запад вряд ли станет плясать под его дудку».

Турция оказалась в щекотливой ситуации. Если в начале тысячелетия она проводила политику «отсутствия проблем» со своими соседями, то сейчас накопила ряд трудностей вокруг себя. «Эрдоган сейчас окружен врагами», — говорит Хуссейни. В войне в Сирии он с самого начала позиционировал себя против Асада, который все еще находится у власти. В Ираке из-за турецкого военного присутствия он находится в клинче. В Египте он поддержал братьев-мусульман, которые тем временем были отстранены от власти и подверглись преследованию. Еще добавился и конфликт с курдами.

По мнению эксперта, Эрдоган переоценил себя. «Он придерживается утопии великой турецкой империи, велика опасность, что он не рассчитает своих сил. Многие люди у власти теряли чувство реальности. В случае Эрдогана, к сожалению, есть признаки этого». Это может разрушить последние остатки стабильности в регионе. «Основная опасность для региона сейчас — не ИГ, позиции которого ослабевают, а новые конфликты, которые появляются повсюду», — предостерегает Хуссейни.