Фото_к тексту

«Самый лучший способ испортить отношения с человеком – начать их выяснять»

У. Черчилль

У телевизионщиков есть такое понятие, как «белый шум». Это когда в результате каких-то неполадок на экране появляются помехи в виде белых точек или параллельных шумов. Природа этого явления проста и понятна, и никто специально этого эффекта не добивается. Борьба с ним бесполезна до тех пор, пока причины этих неполадок не будут выяснены и устранены. Так и в нашей жизни вдруг случаются вещи, которые никто не ждёт, но они появляются и задерживают на себе внимание.

Заур Газиев

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ

С возрастом учишься к уважительному или терпимому отношению к вещам, которые люди считают для себя значимыми, даже если ты их убеждений не разделяешь. В этом случае, какой бы непонятной для меня ни представлялась природа того или иного явления, я стараюсь его не комментировать. Несмотря на то что соблазн высказать всё, что на душе, иногда сильнее, чем принципиальная позиция.

Но на этот раз дело даже не в моих ощущениях, а в том, что взрослый человек отличается от подростка тем, что может самостоятельно принимать решения, касающиеся его жизни. И я считаю это право и эту возможность не только одним из удовольствий взрослой жизни, но и основополагающим правом гражданина. Добровольное делегирование этого права кому-либо мне непонятно. То, что взрослые люди стали спорить, можно ли смотреть фильм про пророка Мухаммеда, у меня в голове не укладывается!

Если вам интересно – смотрите! Если вы считаете это грехом – не смотрите! И всё! Где здесь повод для информационных войн?! Да и чем Всевышнему может навредить фильм?! Если Всевышний создал всё вокруг нас, то что для него фильм!

Я приводил эту статистику много раз: Дагестан в течение нескольких последних лет – чемпион России по запросам порно самого разного вида, но никакого общественного дискурса на эту тему нет! Полагаю, люди сами знают, чего требует их природа, и по этому поводу ни с кем не советуются. А тут такая странная нерешительность!

Муфтий Дагестана сказал, что фильм смотреть можно. Как и ожидалось, его оппоненты – салафиты сказали своё твёрдое «нет». И через некоторое время боец UFC Хабиб Нурмагомедов, хваливший до этого картину, меняет позицию на 180 градусов. Конечно, каждый человек имеет право поменять позицию, но когда это основано на собственных убеждениях, на каком-то знании или собственном жизненном опыте, такие вещи происходят крайне редко.

Про ругань по поводу фильма в социальных сетях писать не буду. В гневе люди способны на очень некрасивые вещи. И здесь они это делали с яростью, увлечённо и безоглядно. Кажется, встреться они лично, перестреляли бы друг друга без всяких колебаний! И неудивительно, что салафитов поддержал Максим Шевченко. Он взял на себя ещё и функцию цензора. По его мнению, фильм не должен быть показан в России. Это окончательно сделало ситуацию абсурдной. За скобками остаётся вопрос, насколько корректно людям со стороны вмешиваться во внутридагестанские конфликты. Мне казалось, что те, кто желает Дагестану мира, не подливают масла в огонь, поддерживая одну из конфликтующих сторон…

Однако, возвращаясь к теме статьи, хочется обратить внимание на людей, сутками сидящих в Интернете или в социальных сетях, пропускающих через себя террабайты информации и не особо переживающих по поводу того, что можно читать или смотреть, а что нет. Нет вопросов по поводу «Игры престолов» или «Декстера». А тут такой взрыв активности: можно ли смотреть фильм про пророка Мухаммеда? Как будто для просмотра нужно разрешение! После этого ажиотажа нет сомнений, что рекордные просмотры этому фильму гарантированы. Это закон жанра, и по-другому не бывает!

Я и раньше писал, что наше общество находится в крайней степени раздражения, мы, как пороховой погреб, готовы взорваться по самому незначительному поводу. Глядя на то, с каким остервенением люди стирают чужое мнение в порошок, мы сами себя толкаем к войне. И опять же, нет никого, кто бы хоть как-то призывал людей к терпимости. Никто не говорит о том, что люди, с которыми вы не согласны, – наши соотечественники, что гражданский мир важнее гражданской войны. Все готовы к бою! Все готовы делать самые жёсткие заявления, и никому нет дела до последствий.

При этом государственная позиция по обсуждаемому вопросу никак не обозначилась. Ни одного заявления, призывающего к сдержанности. Нет даже намёка на то, что ситуация хоть как-то отслеживается…

ТЕМНОТА

Плохо не то, что люди видят вещи по-разному, ужасно другое – они не принимают очевидной вещи: те, кто не разделяет их убеждений, тоже имеют право на существование. В современном мире, где в открытом доступе океаны информации, не быть терпимым к чужому мнению означает довести себя до исступления и воевать со всеми. Честно говоря, видя, с какой яростью люди оскорбляют и поносят оппонентов, удивляешься: как такое возможно среди соотечественников?! Понятие САБУР, которое так ценится у нас в Дагестане, здесь и близко не присутствует. И здесь что салафиты, что суфисты ничем друг от друга не отличаются. Такое чувство, что каждый из них пребывает в убеждении: Господь говорит их устами, все остальные – глупцы. Практически нет никого, кто сказал бы: каждый понесёт Господу свою ношу, у каждого свои счёты с Богом, важны твои намерения, мысли поступки, а не видимость, которую ты создаешь… Все получают удовольствие от скандала, от слов, которые летят во все стороны, как искры от костра, способные разжечь новые пожары.

Очень жаль, что так происходит, потому что это не на пользу Дагестану. В минувшие выходные, откуда ни возьмись, вылезло видео, где муфтий Дагестана желает ваххабитам заболеть онкологическими заболеваниями. Похоже, оно было записано после убийства Саида Афанди Чиркейского. Действительно, видео старое, но кому-то нужно было его вытащить из небытия и начать новую раскрутку. Реакция на него ужасная. А если честно, то не верю я, что просто так появляются ролики, поднимающие волны негодования не только со стороны салафитов, но и со стороны людей, дистанцирующихся от внутрирелигиозного конфликта.

Я уже давно вышел из того возраста, когда меня могли взбодрить какие-то конфликты. И когда я вижу, как люди из своих меркантильных сиюминутных соображений начинают топить Дагестан, мне становится больно. Проблемы нужно решать, а не делать фетишем или рычагом воздействия на кого-либо. И вообще, меня не отпускает ощущение, что у нас в республике весь гражданский дискурс крутится вокруг религиозной тематики, рождая новые поводы для гражданских конфликтов.

Я рос и формировался в стране, где государственной религией был атеизм. При этом строились дороги, заводы, фабрики, школы, больницы, вузы. Мы на всю Россию славились своими овощами и фруктами. У Дагестана была своя автономия. Установились устойчивые границы. У нас появились свои музыканты, поэты, учёные. Возникли города в современном смысле этого слова. Да, безусловно, было много всего откровенно глупого и несправедливого, но по итогам этого времени мы можем констатировать факт: из патриархального общества Дагестан превратился в современный социум. Никогда прежде в нашей республике не было такого исторического рывка. И даже не сомневаюсь, что ничего этого не произошло бы, если бы дагестанцы увязали в идеологических спорах.

Меньше всего хочется обобщений, каждый человек понесёт свою ношу. Но от людей, которые позиционируют себя как люди в вере, мы ждём иного поведения. Мы не обсуждаем то, насколько научно подтверждаются их взгляды. Мы не всматриваемся в то, как и кто платит или не платит налоги. Мы стараемся не замечать, где люди говорят очень странные вещи (типа гаек и шурупов). Но мы ждём от людей в вере образцы нравственного поведения, мы ждём от них какой-то человеческой мудрости и честности. Когда-то на заре перестройки, прощаясь с коммунизмом, мы полагали: люди, которые ходят под Богом, будут лучше и чище, чем мы. А потом мы увидели, как люди в тюбетейках, торгуя мясом, обвешивают и подкладывают косточки, увидели, как высокие клерикальные чины договариваются с чиновниками, как молодые люди, пропитавшись чуждыми идеями, уходили сначала в подполье, потом в лес, потом в Сирию. И вот теперь я вижу знатный интернет-срач, где люди, не стесняясь Бога, осыпают оскорблениями и проклятиями друг друга, где они снова и снова готовы убивать тех, кто с ними не согласен…

И в очередной раз я прихожу к пониманию того, что вера, по сути, ничего не меняет, мы сами на всех парах движемся к своему финалу. И каждый толкает эту тележку со своей стороны так, как может. И чиновники, и депутаты, и религиозники, и простые граждане…