Фото_Правила мира правила войны

Чтобы объяснить происходящее с нами, можно рассматривать нашу жизнь под разными углами зрения, исследовать статистику, выводить сложные экономические формулы, искать исторические причины и так далее. Но есть простой критерий, который работает в ста случаях из ста: какие правила поведения мы выбираем для себя в качестве приоритетных, что заявляем в качестве своих ценностей, такие события в нашей жизни и происходят. Как мы относимся к другим людям, такое же отношение возвращается и к нам.

Заур Газиев

ПРАВИЛО ВОЙНЫ…

У нашего экстремизма много корней, но самый крепкий из них уходит в большевизм. Нам десятилетиями преподносили несгибаемость как достоинство. Умение договариваться, идти на компромиссы, способность прощать и оставлять в прошлом обиды, сострадание и великодушие – все это признавалось пороками. А интеллигентность вообще приравнивалась к «вшивости». Помните такое определение, как «вшивая интеллигенция»? Большевистская нетерпимость по отношению к людям, которые видят жизнь иначе, чем вы, никогда не приносила ничего, кроме конфликтов. Отдельный вопрос: почему наше общество это не осудило, не прошло через процесс дебольшевизации или декоммунизации?! Единомыслие и полное согласие, неготовность признать право других людей увидеть ситуацию иначе в конечном итоге делают общество склонным к насилию. Поводов к нему может быть множество; по своим последствиям религиозный экстремизм несильно отличается от большевистского террора. Общее между ними то, что табу на насилие снято, а поводы значения не имеют.

Если мы хотим хотя бы в перспективе построить здоровое общество, то должны принять как максиму следующее: общество, где толерантность и терпимость высмеиваются как пороки, обречено увязать в конфликтах по самым разным поводам. При этом ни с одной стороны нет людей, которые готовы подставить другую щёку, и уж совсем нет тех, кто хочет говорить о гражданском согласии на основе взаимоуважения. Самое ужасное – наша жизнь буквально каждый час даёт поводы для гражданских конфликтов, любая новость может трактоваться с точки зрения политической. Добавьте к этому, что мир глобализировался. Русскоязычный проповедник экстремистских идей может сидеть где-нибудь в Лондоне или брюссельском Моленбеке и убеждать молодого человека из дагестанского села в том, что ему нужно бросить свой условные Кироваул или Новосаситли и ехать убивать неверных в Сирию. И никаких препятствий к этому нет. Разве что если сам молодой человек способен критически отнестись к той функции, которую ему отводят. Или, на худой конец, есть семья, способная удержать от того, чтобы юноша не сорвался и не уехал в чужую страну убивать. И здесь очень важно наличие хотя бы уважительных отношений между родителями и детьми.

У нас на памяти история, когда сын заказал убийство своего отца, занимавшего один из высоких милицейских постов, сам встречал убийц и делил с ними деньги, найденные в доме. Предполагал ли отец, какое чудовище он вырастил?! И вообще, что за обстановка была дома, если такое оказалось возможным?! Здесь ведь целый клубок проблем: семейных, нравственных, ментальных, идеологических.

Обсуждая эту историю в самых разных местах, мы всегда приходили к одному выводу: в этой семье что-то подобное произошло бы в любом случае, накопившиеся проблемы взаимоотношений непременно вылезли бы самым трагическим образом. Сам факт того, что люди допускают насилие или внесудебные расправы с какой-то социальной группой, в конечном итоге возвращается насилием в самых неожиданных местах. По этой причине нет и не может быть никакой радости, когда какая-то социальная группа населения подвергается насилию. Общество должно понять, что всё возвращается. Как соль делает солёной воду во всём стакане воды, так и право на насилие делает общество другим.

Люди, полагающие, что можно решить общественные проблемы без участия государственных или гражданских институтов, не догадываются о последствиях таких вроде бы быстрых и эффективных на первый взгляд решений. В конечном счёте насилие всегда возвращается к своему источнику. Главный долг интеллигенции в том, чтобы смягчать нравы, способствовать снижению напряженности в обществе, призывать решать проблемы системно и посредством гражданского диалога.

ПРАВИЛО МИРА

По историческим меркам экстремизм в нашей республике – новое явление. При всей горячности дагестанцев мы всегда находили общий язык с теми, кто приходил к нам с миром. У нас всегда любили гостей, умели, сохраняя свою идентичность, признавать факт наличия людей, не похожих на нас. В наших людях всегда было достаточно благородства, чтобы не отягощать своё сердце ненавистью к тем, кто не такой, как они. Большевизм с его нетерпимостью и идеей «кто не с нами – тот против нас» попытался перековать ментальность дагестанцев, но сильно в этом не преуспел. Плутовство стало реакцией нашего народа на правила, по которым жить невозможно. Это, с одной стороны, спасло нашу идентичность, но в результате побочным эффектом стало то, что нам очень трудно быть искренними, мы научились красиво лгать. Лгать себе, окружающим, остальному миру. Лгать и самим же верить в свою ложь…

Но однажды появилось молодое поколение, которое не приняло этих правил игры. Оно вошло в конфликт с поколением отцов и со свойственной молодости горячностью отвергло всё, что было связано со старшим поколением. Отвергло и хорошее, и плохое. Результатом этого нигилизма стало то, что несколько десятилетий наша молодёжь становится объектом вербовки радикальных экстремистов. По разным оценкам, из Дагестана на войну в Сирию уехало до двух тысяч человек… Понятное дело, что случайно такие вещи не происходят…

Сегодня время кардинально изменилось. Детей сызмальства надо готовить, в том числе и к опасностям, что идут вслед за самого разного рода сектами и проповедниками экстремистских течений. За любым адептом тоталитарных идей всегда следует преступление против человечества и человечности. И первым редутом, который берут новоявленные миссионеры, являются отношения между родителями и детьми. Создав конфликт между поколениями, предложив молодым людям новую систему ценностей, они полностью переформатируют сознание молодого человека. Когда наши земляки, уехав в Сирию, вырезают безобидных монахов и демонстрируют результаты своих трудов на камеры мобильных телефонов, у вас не возникает вопрос: какими были эти люди в мирной жизни?! Что нужно сделать с человеком, чтобы он превратился в такое чудовище?! Какие ошибки в их воспитании были допущены, вследствие чего позирование на фоне трупов своих жертв воспринимается как факт личной доблести? И ещё один вопрос из этой истории: нужно ли обвинять родителей в том, что их дети получились зверями?!

С другой стороны, как часто наши дети, став взрослыми, спрашивают нашего совета относительно направления, которое они для себя выбрали? А если перед их глазами был многократный пример нетерпимого отношения со стороны взрослого поколения, можно и не удивляться их поступкам.

Правило мира всегда простое: не делай другим того, чего себе не желаешь; принимай людей такими, какими они есть; уважительно относись к другим людям; договаривайся об общих правилах; соблюдай договорённости… Вина должна определяться законом и наказывать можно только по закону.

Что из вышеперечисленного можно отнести к нашей жизни? Вопрос даже не в том, чтобы больнее себя отхлестать, а в том, чтобы минимизировать причины, вследствие которых молодые люди становятся маргиналами. Мы в ситуации, когда правила не определяются нами. Всё, что мы можем, – это говорить с людьми, убеждая их в том, что решения наших проблем не лежат в плоскости насилия и агрессии.

Понимая, что эту статью вряд ли читают молодые, хотелось бы обратиться к взрослым людям с просьбой быть к молодым терпимее, великодушнее. Каждый из нас оказывается в ситуации, когда от него зависит, как пойдёт жизнь конкретного молодого человека. Осудить и наказать очень просто, гораздо сложнее сделать так, чтобы человек, стоящий на пороге сомнений, остался на светлой стороне нашей жизни. Иногда для этого может хватить одного доброго слова…