Люди и их город
Вообще не хотел упоминать нынешний осенний паводок (термин употреблен мной условно, с точки зрения гидрометеорологии это не паводок), но слишком уж он заметен в этом году. Как-то все сошлось вместе, как будто в критическую точку, после которой должно что-то измениться. Итак, по порядку…
Теймур Абдуллаев
РАЗВЕРЗЛИСЬ ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ
Каждую осень в Махачкале, обычно в конце сентября – начале октября, в течение трех-четырех суток подряд льют сильные дожди. Это многолетнее явление, которое отменить могут, наверное, только в небесной канцелярии. В этом году это произошло в третью декаду октября.
Улицы города превращаются реки… Это происходит естественным образом, в соответствии с рельефом местности. Самые заливаемые улицы – это те, которые проходят параллельно подошве Тарки-Тау: проспект Шамиля (и параллельные ему улицы) и проспект Акушинского (и параллельные ему улицы). Отвод водной массы происходит по радиальным по отношению к горе улицам: проспекту Гамидова (и параллельным ему улицам) и ул. Казбекова (Магомедтагирова). После окончания ливня вода сходит до приемлемого уровня буквально за день-два.
На моей памяти за последние 30 лет ливневую канализацию по проспекту Гамидова обустраивали несколько раз. Нижняя точка водосбора была под мостом, на перекрестке с проспектом Гамзатова. Сегодня мы видим, что эти реконструкции недостаточно функциональны, они не справляются. Да и ладно! Даже я, обычный городской обыватель, пешеход, не переживаю по этому поводу. Потоки, конечно, затрудняют жизнь отдельному человеку, но на работе городского хозяйства сильно не сказываются, насколько я заметил. Три дня в году можно и потерпеть! Устройство мощной ливневой канализации будет стоить слишком дорого, уверен, что денег в городской казне на это нет. А многомесячные строительные работы на основных городских магистралях неизбежно закупорят транспортную логистику нашего и так перегруженного транспортом города.
Проблемы с отводом ливневых вод существуют во многих городах. В Петербурге и Москве дела обстоят хуже, чем у нас. В Москве каждый год летом льют многочасовые ливни такой интенсивности, что нам и не снилось. Однажды летом я попал под дождь на Тверской; многие молодые люди шлепали босиком по залитым водой тротуарам и совсем не переживали по этому поводу.
Махачкалинский осенний дождь в этом году совпал еще с одной проблемой.
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
В каждом крупном городе общественный транспорт является убыточным. Троллейбусы, автобусы, трамваи и даже метрополитен не окупаются. Это аксиома городского хозяйства. Разница должна компенсироваться из городского бюджета. Назначение общественного транспорта в том, чтобы доставлять жителей до места работы и обратно и, конечно, до рынков и торговых центров. Без этого любой город просто не сможет существовать, он задохнется, механизм засбоит. Заводы и фабрики встанут, рынки заглохнут, торговые центры будут нести убытки. При социализме компенсация потерь транспортников происходила централизованно, через государственные экономические механизмы. Думаю, где-нибудь в Нью-Йорке мэрия точно так же компенсирует метро и городские автобусы.
В начале 1990-х махачкалинский городской транспорт, находившийся под эгидой государства, приказал долго жить. У нас раньше было два автобусных парка (один в районе Анжи-базара, другой – в Махачкале-1) и один троллейбусный. Троллейбус протянул дольше, его существование как-то поддерживалось сдачей троллейбусов водителям в аренду, но это было все не то: уровня перевозок прежних лет ТТУ достичь не могло, некоторые маршруты потихоньку ликвидировались (№ 4, № 6, № 2). Икарусы и ЛИАЗы одно время пытались подменить маломестными ПАЗиками и КАВЗиками, но они тоже не спасли положения. Автобусные парки погрузились в анабиоз. Сегодня их территории, по-моему, застроены зданиями совсем другого назначения.
Положение спасли маршрутные такси. Двойка как троллейбус, единица как троллейбус, № 22. А потом понеслось: в любую точку города сегодня можно добраться на маршрутке. Они очень оперативно реагируют на нужды населения: как только в каком-нибудь отстроенном районе города появляется достаточное количество потенциальных пассажиров, туда сразу прокладывается новый маршрут. Еще один плюс этого вида транспорта – в него можно сесть или покинуть его в любом удобном месте, не противоречащем правилам дорожного движения. Цена тоже терпимая. Это плюсы маршруток, а какие же минусы?
Минусы в том, что в целом структура является слабоуправляемой, а это категорически недопустимо для такого важного элемента городского хозяйства. Метро в Москве открывается в полшестого утра и закрывается в полпервого ночи. Если слегка ошибся в точном времени – не обессудьте! Троллейбусы и автобусы тоже имеют свое время работы. Зимой и осенью, в гололед и в зной, в Новый год и в Ураза-байрам. Транспорт в городе должен функционировать по определенному временному регламенту – и баста! Если троллейбусы не выйдут там, не дай бог, на линию без причины, думаю, на место директора троллейбусного парка Москвы найдется сразу десяток компетентных претендентов, которые не допустят в дальнейшем подобных казусов. Транспорт в городе должен быть, как тепло в домах, как электричество и т.д.
Наши маршрутчики, конечно, являются плотью от плоти нас самих. Они такие же независимые, гордые и свободолюбивые, как и все мы. Помню, видел по телевизору, как в ответ на замечание о грязном салоне молодой водитель ответил с гордостью, достойной лучшего применения: «Я им не уборщица!» Если наши повара в махачкалинских ресторанах рассуждают так же, то лучше я дома обедать буду! Большинство водителей маршруток на все претензии к их гордыне отвечают, что им семью кормить надо; такое ощущение, что врачи, учителя, омоновцы, портные свои семьи кормить не должны.
Работа водителя маршрутки – нервная и тяжелая, особенно в условиях махачкалинского уличного трафика, никто и не спорит. Ни один из маршрутных автобусов не приобретен на деньги города, их купили на свои кровные деньги сами водители. Но, друзья мои, если вы вышли на улицы для перевозки пассажиров, то будьте любезны осуществлять свою деятельность в соответствии с регламентом, который существует для этого вида деятельности. Нам надо передвигаться по городу, мы ворчим, но соглашаемся на ваши повышения расценок проезда. Если у вас проблемы с ГИБДД или с администрацией, то решайте их своевременно, не мучая нас. Такое ощущение, что марксистско-ленинское учение о неизбежности перехода от экономических требований к политическим должно воплотиться именно в рыцарях наших дорог – маршрутчиках.
Однако на этот раз вины их не было. Им запретили выезжать на линию, пока они не заплатят за установку газового оборудования. Так как сейчас в Махачкале это сделать невозможно, водители должны были опломбировать газовое оборудование. Самое неприятное, что рейды совпали с проливными дождями. Новый начальник дагестанского ГИБДД, прибывший к нам из Тюмени, таким образом, продемонстрировал своё отношение к дагестанцам и к махачкалинцам. Пока люди стояли по колено в воде, гаишники устраивали ловушки для неподчинившихся водителей. Это всё, что нам нужно знать о новом руководстве ГИБДД.
***
Конечно же, действия гаишников законны. Но когда такой форс-мажор, можно было и подождать недельку со своими акциями возмездия. Я из личного опыта знаю, что, например, газовые баллоны высокого давления (как для аквалангов) должны проходить гидравлические испытания и опрессовку один раз в пять лет. Точно так же, наверное, обстоит дело и с баллонами для пропана, с газовыми редукторами и прочим оборудованием. Это делается в связи с существованием такого фактора, как усталость материала, и делается для нашей же безопасности. То, что нынешняя дождливая погода совпала с забастовкой водителей маршруток, выглядит достаточно странно…
Все-таки эта проблема, как и многие другие жизненно важные вопросы нашего города, должна решаться работниками администрации.
Добавить комментарий