Фото_1

Настоящий ум невозможно спрятать: он, как трава, пробьётся через любой асфальт

Нужно создавать условия, чтобы умному человеку не было нужды тратить силы на борьбу с обстоятельствами. Пусть время и силы расходуются на овладение знаниями, без которых невозможно общественное движение вперёд. Пришло время, когда людям от науки нет необходимости социализироваться; им достаточно войти в проект, где человек будет востребован. Слава богу, мы дожили до времени, когда обществом признаётся право умных на собственные поведенческие стандарты.

Заур Газиев

УМНЫЕ И ОСТАЛЬНЫЕ

Человеческий мозг – это, наверное, самый главный феномен из всего, что нас окружает. Это чудо даже в мире материалистов, атеистов и агностиков. Магическая природа его удивляет, поражает, требует каких-то объяснений, однако как только мы в очередной раз сталкиваемся с плодами его деятельности, то перестаём думать о природе этого явления и просто восхищаемся результатами. Человеческий мозг, по сути, главный двигатель всех преобразований. Можно, конечно, сие не признавать и искать объяснения в области сверхразума, но на результат это не повлияет никак: думающие люди будут думать, люди, не способные к этому, будут искать виновных и простые решения. Первые будут хотеть знать и принимать решения, вторые будут искать того, кто решит проблемы и пинками загонит их в рай.

Ещё одна печальная правда – умных меньшинство, максимум 13%, и с этим ничего не поделаешь. А ещё скромный жизненный опыт подсказывает, что, к сожалению, велико число тех, кто только кажется умным или выглядит образованным. Когда дело касается конкретных людей, лучше бы это не проверять, потому что результат может оказаться весьма разочаровывающим.

Тут крайне важны две вещи. Первое: манипуляции с массовым сознанием большинства, умение в понятной им форме доносить определенные знания и направлять их в созидательное русло; одним словом – заражать конструктивными мемами.

Второе: поддерживать качественное и всестороннее образование, дабы умные не оказались затоптаны мракобесами.

Имея регулярные контакты с нашими дагестанскими вузами, хочется отдать должное тем островкам просвещения, что не погибли даже в самые смутные времена. Каждый из них достоин отдельного разговора. Но если кратко пробежаться по верхам, то хотелось бы упомянуть серию мероприятий по развитию гражданского общества, проходивших в ДГУ (ШГЛ, ПДГУ и т.д.), Бизнес инкубатор ПЕРИ Инновации в техническом университете, регулярные стажировки студентов ДагГАУ в Европе, бизнес-колледж в ДГУНХ с его потрясающими лекциями. Каждый из них несёт дагестанскому обществу несравнимо больше пользы, чем очередной чемпионский титул, который всем тухумом прутся встречать в аэропорт.

Наверное, здесь нужно признать: настоящий ум, как и качественное образование, не могут быть массовым явлением. У человека как у биологического вида такое невозможно. Как не все могут стать чемпионами в каком-то конкретном виде спорта, так не все могут быть интеллектуалами, креаклами и прочими генераторами идей. Умных людей всегда меньшинство, как и красивых, как и сильных. Если отнять от 13% умных людей тех, чью волю подавляет агрессивное большинство, потом отнять социопатов, то останется не так уж и много! И такая ситуация везде! Когда умные уступают свою общественную функцию тем, кто только кажется умным, или, того хуже, мракобесам, то случается регресс. Примеры – Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак. Подобное большинство устроило Brexit в Великобритании, мало заботясь о перспективах; такие же люди готовы голосовать за американского Жириновского – Трампа. Наша страна, регулярно отдающая свои голоса ЛДПР, в своей любви к фрикам не одинока.

Но, с другой стороны, в нашей авторитарной модели государственного устройства есть много возможностей противостоять агрессивному невежеству. Толпа, зараженная негативными мемами, и сегодня готова собираться на площади и радостно наблюдать за казнями или гладиаторскими боями. Природа толпы во все времена неизменна. Просто в последнее столетие ей удалось привить понятие какого-то стыда, стандартов поведения и минимальный набор гуманитарных знаний. Поэтому важна роль государства, которое должно заниматься образованием своего народа – смягчением нравов, снятием агрессивных настроений.

СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ!

Хочу ещё раз отдать должное нашим вузам, которые перешли к активному просвещению, которые работают каждый в своём направлении, создавая возможности для самореализации талантливой молодёжи. В этом плане один только проект под названием ПЕРИ Инновации, созданный под патронажем Зиявудина Магомедова, стоит десяти «Анжи Арен». Технический университет дал возможность молодым дагестанцам, не уезжая из дома, предложить свои идеи миру высоких технологий. Предоставление площадок для того, чтобы молодые интеллектуалы создавали свои стартапы, – одна из самых эффективных форм борьбы с невежеством. Очень жаль, что подобные просветительские проекты не вдохновили Сулеймана Керимова. Не сомневаюсь, что, если бы потраченные на дорогущую игрушку, «Анжи», деньги он вложил в образование, у нас могла быть другая ситуация. Возможно, это принесло бы и ему больше пользы…

В мире принято считать, что только 1 из 10 стартапов доходит до стадии реализации, но даже если у нас результат будет в два раза хуже, – это уже свет в тоннеле. Нужно понимать: когда появляется – пусть тонкая – прослойка успешных людей, создавших своё благополучие своим умом, общество начинает понимать ценность образования. И здесь выясняется, что на один стартап, как правило, приходится тысяча маленьких проектов, которые заряжают своей энергией, создавая определенный фон. Появляется научная среда. И в этом плане дагестанское общество – вполне здоровый организм!

Что подтверждают наши вузы, значительно оторвавшиеся от наших школ, где почти не слышно о том, что дети занимаются какими-либо научными экспериментами. При сегодняшней модели среднего образования у директоров школ в лучшем случае хватает возможностей на краску для ремонта и оплату труда охранников и уборщиц. Даже ремонтом зачастую занимаются сами учителя, переквалифицировавшись во время каникул в маляров-штукатуров. Если сами родители не вложатся в образование своих детей, оплачивая репетиторов, то школа уже давно не в состоянии обеспечить тот минимум знаний, который необходим для поступления в хороший вуз. И в этом случае мы видим, насколько дорогим во всех смыслах становится среднее образование.

И ещё одна особенность взаимоотношений общества и его умного меньшинства. Толпа уже по своей природе не любит умных. На работу мозга организм тратит калорий больше, чем на какой-то иной вид деятельности, и это во многом объясняет то, почему в нас самих заложен механизм сопротивления знаниям. Именно поэтому важна просветительская работа. Важно делать процесс получения знаний интересным и привлекательным. Как бы странно это ни звучало, но людям нужна мотивация для того, чтобы быть умными.

13% – это не предел! Физически эту цифру можно увеличивать в разы, вопрос только в создании условий. И не менее важно в сегодняшней дагестанской ситуации ограничивать деятельность антипросветителей. Даже и на законодательном уровне! Человека заставить расти и развиваться несравнимо сложнее, чем оскотинить его.

Работа государственных институтов по просвещению населения, пожалуй, не менее важна, чем здравоохранение, коммунальное хозяйство или строительство дорог, – это строительство будущего страны! Это влияние на выбор, который будет сделан следующими поколениями.

Для меня нет сомнений, что дела у нас могли бы быть гораздо хуже, чем сейчас. Падать всегда есть куда. Но для меня очевидно и то, что нам есть куда расти. Вопрос только в том, какие приоритеты для себя мы выбираем…