Карикатура_2

Лучшая новость этой осени – выборы прошли. Хочется забыть их как дурной сон. На мой взгляд, страна потеряла ещё один шанс изменить свою жизнь легитимным способом. Истерика Жириновского, устроенная им в ГД, – самое деликатное, что пришлось услышать про эти выборы. И нет никаких признаков того, что электорату есть до этого хоть какое-то дело. Пока это так. Но 17-й год для нашей страны будет очень сложным периодом…

Заур Газиев

Лично для меня остается большим вопросом роль журналистики в ситуации, когда людям безразлично происходящее вокруг. Конечно, если это не касается тем из сферы «ниже пояса» – здесь интерес неподдельный и устойчивый. Мне непонятно, как можно оправдать существование в профессии тех, кто хотел бы заниматься информированием людей, а не пропагандой. Можно долго разбираться с причинами данного явления, но людям почему-то не хочется знать, к чему ведёт развитие событий, пассивными участниками которых они являются. Им не интересно, что, судя по раскладкам экономистов, к примеру Алексея Кудрина, в страну приходит бедность, что главным источником спасения государственного бюджета, обременённого за последние пять лет военными расходами, будут сокращение социальных обязательств и прямые налоги с населения. Они и не предполагают, что за наши внешнеполитические успехи заплатим мы все. Большинство людей живут в счастливом неведении, им не нужен анализ происходящего, их души греют желтые скандалы и клерикальные антипросветители. Ролики Навального, рассказывающие о жизни российского политического бомонда, не впечатляют, а энтэвэшные подделки обсуждаются и передаются из уст в уста. Кстати, регулярно знакомясь с различными диспутами в соцсетях, невольно делаешь выводы о том, что любой спор дагестанцев непременно опускается на уровень сексуальных взаимоотношений. Как будто республика живёт в бесконечной череде интимных проблем. Людей не пугает отсутствие экономического роста, обесценивание рубля, увязшая в долгах и загибающаяся коммуналка, перспектива остаться без работы, медицины, образования или нормальных дорог. Они переживают из-за доступности современных женщин и гей-парадов. Особенно последнее. И, чтобы этого не захлестнуло нас, мы должны, по-видимому, смириться с любым мракобесием. А иначе начнётся…

При этом очень трудно предложить человеку думать в каких-то иных категориях. Как, впрочем, есть и считающие, что любая точка зрения, с которой они не согласны, проплачена. Иных объяснений нет. Предположить, что можно жить в какой-то иной парадигме, у них не получается.

А между тем реальные проблемы общества накапливаются и наслаиваются одна на другую. Социум вместо разумного поиска консенсуса постоянно влипает в выматывающие информационные бои местного значения. Можно, конечно, всё свалить на нашу низкую грамотность и южный темперамент, но ведь читать умеют все. Если в человеке есть желание знать и понимать, что с ним происходит на самом деле, то он может сделать это. Однако, как сказано чуть выше, в этом нет никакой внутренней потребности. А если так, то и навязать ничего со стороны невозможно.

Писать снова про выборы просто не имеет смысла. Никому не нужен их объективный анализ, поскольку он станет лишь поводом для очередного скандала. В данных условиях власти могут сколько угодно имитировать выборы, наличие свобод, гуманность и т.д., но население этого даже не заметит. Оно живёт в другой системе координат. Бодрая молоденькая женщина, представившаяся учительницей школы № 18, на нашем соцопросе сказала, что голосовала, как и весь ее коллектив, за «Единую Россию». Приехали! Педагогам уже и профессию предлагали сменить, и репетиторство обещали налогами обложить, а они… Неужели не знают про домики для уточек и элитную недвижимость единороссов? Лучше бы эта учительница промолчала. Какой справедливости она может научить наших детей, если даже общеизвестные факты не оскорбляют её достоинства?!

РАЗДЕЛЁННЫЙ ДАГЕСТАН

История с полицейским, убитым бандитами, потрясла всех до слёз. Наша страна соскучилась по героизму. Поводов у нас не было давно. Одно дело – назвать кого-то героем, а другое – чтобы за словом стояло конкретное содержание. Прежние истории явно не тянули до геройских, а эта, несомненно, полна героизма. Невозможно не сопереживать молодому парню, жизнь которого оборвали на самом взлёте. Полоса его профилей в соцсетях, где он с детьми, не оставляет никого равнодушным. Мы от всей души приветствуем присуждение ему звания Героя России. Но как быть с двумя другими убитыми молодыми людьми из селения Гоор-Хиндах Шамильского района?

Там уже знают, кто их убил. Есть даже мнение, что сделано это специально – чтобы показать, что в районе ведётся борьба с подпольем. Знают и того, кто отдавал приказ убить ребят. Однако официальные структуры дальше вербального осуждения этого убийства не пошли. Сегодня эта тема оказалась закрытой на официальном уровне. Но в социальных сетях споры не утихают. Самый частый вопрос: почему жизнь одного парня для государства оказалась ценной, а две другие – ничего не стоят? Выходит, есть каста тех, кто может убивать невиновных людей? И закон их не покарает?

Если бы эти два события были разведены во времени, то, возможно, вопросы и не ставились бы так остро. Проблема гражданского неравенства у нас существовала всегда, просто не всегда информационные поводы высвечивали её так явно.

Это вопросы, от которых хотелось бы отмахнуться, но мой журналистский и гражданский долг – предупредить тех, для кого это важно, что данная тема очень сильно разделяет дагестанское общество, разобщает его, настраивая всех против одной социальной группы. И сейчас проблема уже не в том, что сотворившие зло не будут наказаны. Земляки этих парней знают, кого и где искать. Ужасно то, что справедливость не восторжествует от имени закона. Получается, что нашего большого и сильного государства не хватает на справедливость для всех. Ещё страшнее последствия такого положения дел. Они всегда возвращаются и больно бьют по всем: и по тем, кто совершал несправедливость, и по тем, кто молчал, наблюдая за произволом со стороны.

Я стараюсь не писать о выборах, считая, что они изначально должны быть другими, должны вовлекать в процесс голосования как можно больше граждан. Только тогда люди чувствуют сопричастность к происходящему в стране. Однако случилось то, что случилось. Когда я вижу нынешний состав дагестанского парламента, то назвать его выбором народа затрудняюсь. Конечно, там есть и достойные люди, которых я знаю лично. Но почему среди них нет Алибека Алиева? Если в названии парламента есть прилагательное «народное», то где же его представители?

Алибек Алиев соответствует слову «народное». Вот уж кто в последние годы не боялся разговаривать с простыми людьми и по возможности помогать им. Мне казалось, что хотя бы формальное представительство подобных личностей в нашем парламенте можно было бы обеспечить…

***

Новости не приходят сами по себе – они находятся в контексте событий, накрывающих нас с головой. Если сами по себе они имеют вполне конкретную трактовку, то на фоне происходящего приобретают иной оттенок. Политизируется всё, что попадает в информационное поле. Оказавшись в агрессивной среде и вывалявшись в кляре взглядов различных СМИ, событие приобретает неожиданные очертания. И очень часто оно совсем не то, чем было вначале. К сожалению, сегодня мы живём в такое время, когда форма и содержание связаны между собой слабо. Всё – имитация того, что должно было бы произойти…