Фото_Выборы

Всезнающая Википедия объясняет понятие «выученная беспомощность» следующим образом: «Состояние человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность. Она появляется после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства и характеризуется отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность».

Заур Газиев

У людей это ощущение сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений, собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

КАПКАН

Мне кажется, что лид для этого текста дает возможность ничего не писать о наших последних выборах. Перемены тем, кто пришел на выборы и голосовал за ЕР, не нужны. А те, кто хотел бы что-либо в стране изменить, их не заслужили, потому что не сделали для этого ровным счётом ничего. Если бы желание перемен в них было сильным, они и сами пришли, и своих единомышленников бы привели. И не рассказывайте мне про то, что от нас ничего не зависит и наши голоса никто в расчёт не возьмёт. Отговорки.

Перемены – штука капризная: пока вы не начнёте делать то, чего до этого никто не делал, они не наступят. Сегодня мы видим, что огромное количество людей готово писать про фальсификации, карусели и вбросы бюллетеней, но готовых проголосовать оказалось несоизмеримо мало. Никто не ставил кордоны перед избирательными участками, никто не запрещал никому голосовать. У нас избирательные участки на каждом шагу, достаточно было просто оторвать свою пятую точку от дивана… Я сам лично с коллегами обошел несколько участков. Количество пришедших на тот момент не превышало 30%. Приходили пенсионеры, отцы семейств, но почти не было молодежи и людей активного возраста. Те, кто мог бы проголосовать за «Яблоко» или за «Парнас», просто не пришли. А если бы и сделали это, то не голосовать же за Юзик! У меня нет причин обвинять государство или «коварных» единороссов – они не украли ничего, что не хотело бы быть украденным. Перемен не будет! Мы проголосовали не за стабильность, мы проголосовали за дальнейшее крутое пике. Мы проголосовали за имения Медведева и самолёты для собачек Шувалова, за ужасающую коррупцию и унизительные зарплаты учителей, за грабительские налоги и полную безответственность государства перед своими гражданами.

Кто-нибудь из депутатов сказал спасибо своим избирателям после выборов? Я не услышал таких слов ни от одного из них. Они даже не притворялись благодарными избирателям…

Выходит, что, пока само государство под бременем своей неэффективности и неспособности отвечать на запросы времени не рухнет, пока продукты не начнут менять на золото, пока все, кто мог бы управляться со сложной техникой не уедут, пока страна не встанет перед страхом голода и нищеты, ничего не изменится! Может быть, случится переворот, а может, Путин сам устанет и передаст власть… Но эти выборы показали, что автором перемен в нашей стране народ не станет. Мы не дали ни единого повода к тому, чтобы с нами считались. Все, кто хочет жить достойно, должен договариваться с государством. Радение о благе народном – занятие бессмысленное: «Их нужно резать или стричь».

А пока мы доедаем кости, оставшиеся от благополучных нулевых, пока работают купленные в те времена телевизоры и холодильники, пока мы ездим на кредитных автомобилях и стараемся ни о чём не думать. Честно говоря, после информации о поместье Дмитрия Медведева, на мой взгляд, «Единая Россия» не должна была получить ни одного голоса. А после совета, данного учителям и врачам, идти в бизнес я полагал, что сидящие на выборах педагоги не должны были голосовать за «Единую Россию». Но на самом деле всё произошло как раз наоборот. И проблема нынешних выборов не в фальсификациях, а в том, что избиратели, пришедшие на них, действительно хотели видеть у власти ЕР. Телепропаганда сделала своё дело. Шли пенсионеры и инвалиды, шло старшее поколение, отбирая у страны надежду на какие-либо перемены. Как я отношусь к нынешним фактам вбросов? Как и во все времена! Это отвратительно! Но, пока в нашей стране существует именно такая избирательная система, это не прекратится… Дагестан в данном случае совсем не лидер. Я вижу в Сети целый лес видеороликов с «каруселями».

СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ЗАСТОЙ?

Стабильностью как завоеванием можно гордиться, если в качестве альтернативы выступает смута или война. В противном случае в этом нет ничего хорошего. У нас, по словам Эльвиры Набиуллиной, отрицательный экономический рост. У нас практически не работают социальные лифты. У нас одни и те же персоналии в ГД и во власти. Причём из года в год они не предлагают ничего для того, чтобы жизнь простых граждан улучшилась. Сегодня Государственная Дума превратилась в аналог Верховного Совета СССР при Л.И. Брежневе. Ни о каких законах, кроме репрессивных, исходящих от неё, давно не слышно. А после «пакета Яровой» и надежд никаких не осталось! Это тоже стабильность? В мире принято гордиться динамикой роста экономики. Даже депрессивно-кризисная Греция после всех кульбитов дала в этом году двухпроцентный экономический рост. А мы? Следим за ценами на нефть… Стабильно следим. Ни о каком экономическом росте у нас никто не говорит.

Россия пока еще только на втором месте в мире по количеству силовиков (более 5 000 000 человек), чуть ниже первого места, занимаемого КНДР. Каждый восьмой мужчина у нас в стране – силовик. Расходы на армию, полицию, охранку составляют более 30% федерального бюджета и весомую часть бюджетов регионов. Так, штатная численность персонала УИС (тюремщики) составляет 347 000 человек. Общая численность сотрудников МВД в прошлом году – 1,325 млн человек, из них «нефедералов» – 39% личного состава. В этой же структуре 200 000 служащих во внутренних войсках МВД. Это тоже к слову о стабильности…

При этом мы не слышим о том, чтобы в нашей стране вдруг появились новые производства или же технологии. Не слышно про успешный бизнес. Про успешное сельское хозяйство тоже не рассказывают. Наверное, не потому, что боятся сглазить. Нет всего этого по простой причине – условия для бизнеса у нас неблагоприятные…

Ещё один избирательный цикл с «Единой Россией» – и любой, кто может делать бизнес, будет окончательно выдавлен заграницу. Останутся только те, кто умеет договариваться с государством. Ваша эффективность как управленца определяется не рынком, а способностью встраиваться в государственно-коррупционные отношения. Кстати, они тоже гарантируют стабильность. В своё время парагвайский диктатор Стресснер сказал, что коррупция – полезная вещь в государстве: она порождает сопричастность, а сопричастность в определённом социальном классе порождает преданность. Видимо, наше государство будет вечным.

Но есть ещё один гарант нынешней стабильности – это российская оппозиция. Своей безнадёжностью и неумением самоорганизоваться она помогает ЕР лучше, чем кто-либо. Неумение оппозиционеров договариваться, – одна беда, но то, как они мочат друг друга, – отдельная песня! И это не является достижением последнего времени, а вполне устоявшийся тренд. Явлинский в начале нулевых мочил СПС так, что единороссы и не мечтали: с чувством, вкусом, пониманием слабых мест. В результате у нас правый флаг оказался свободен, а конкурентами ЕР оказались коммунисты и ЛДПР. Просто не знаю, что ещё добавить…

Опять Жириновский со своими истериками, Зюганов, Явлинский, Путин…

Как в заевшей компьютерной игре, мы снова побежали по новому кругу российской политической жизни без всякой надежды выбраться на какой-то иной уровень.

И ещё один аспект прошедших выборов – аномально низкий процент явки избирателей. Причины? Старое поколение уходит, а молодое – выборы игнорирует.

Молодому человеку, чтобы прийти на выборы, нужна конкретная причина. Ему должно быть интересно, он должен понимать, для чего он это делает. Сейчас такого понимания нет. Скорее, наоборот, есть синдром выученной беспомощности, когда человек свою неявку на выборы оправдывает тем, что это бесполезно. Конечно, бесполезно, если нет даже попытки перемен. О том, почему так получается, в следующих статьях.