О выборе тяжком замолвите слово
Моим ровесникам и тем, кто постарше, довелось быть очевидцами смены одной общественно-экономической формации на другую. Нам пришлось в достаточно зрелом возрасте участвовать в имитации выборов, проходивших еще в брежневские времена… И вот теперь мы будем участвовать, кто своим голосом, кто просто как наблюдатель, в том, что у нас сегодня называют выборами.
Теймур Абдуллаев
В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова приводится два значения слова «фарс»: 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко, фривольного содержания. 2. Непристойное, циничное, постыдное зрелище. В большинстве капиталистических стран т.н. «свободные» выборы превратились в жалкий фарс. Так трактует это понятие виднейший лингвист.
БРЕЖНЕВ ЗАМАН
Во времена СССР выборы тоже объявлялись свободными. Мы все понимали, что они именно «так называемые» свободные. Мы выбирали тогда одного человека из… одного кандидата. Безальтернативно. Помню, что в те времена махачкалинский диссидент А. Гисцев написал письмо в Верховный Совет СССР с критикой этой самой безальтернативности. Он сделал 50 копий этого письма и расклеил по всему городу на столбах. За это его тиранили наши карающие органы, но несильно. Время было такое…
Все понимали условность тогдашних выборов, но относились к этому со здоровым фатализмом, присущим нашим гражданам. От рядового обывателя не зависело абсолютно ничего. Вот нам и устраивали в эти дни подобие легких праздников. Помню, как в детстве (в 1970-е годы) отец брал меня с собой на выборы. На участке – кумачовые плакаты, музыка из репродуктора, праздничное настроение. Рядом располагались выездные буфеты, в них – пиво в бутылках, лимонад, вареная колбаса, конфеты… Это таким образом незатейливо приманивали граждан, чтобы обязательный поход на участок не был настолько уж принудительным. Словом, «замануха». Люди все равно бы пришли, но выборы проводились всегда по выходным, и потраченное на голосование время слегка компенсировалось возможностью отовариться гастрономическими деликатесами.
Марку Твену приписывают следующие слова: «Если бы от выборов что-то зависело, то нам не позволили бы в них участвовать».
КОНЕЦ ВЕТРА ПЕРЕМЕН
С так называемой перестройкой пришли другие времена. Людям показалось, что возникло ощущение свежего ветра. Так и было поначалу, только со временем стало ясно, что ощущение ветра и сам свежий ветер – это две большие разницы.
Тогда, в конце 1980-х, состоялись первые всенародные выборы в Верховный Совет СССР, которые, вероятно, и были единственными справедливыми выборами в истории страны. Я всегда испытывал неслабую апатию в отношении общественных или политических процессов. Поскольку я в них не участвовал, то считал, что глупо тратить внимание и нервы на то, что ты не можешь изменить в нужную тебе сторону.
Но эти выборы привели в Верховный Совет новых людей, не известных до той поры, тех, кого нельзя назвать «кивалами». На 1-м съезде народных депутатов СССР сформировалась так называемая межрегиональная депутатская группа, «межрегионалы», как их называли и в прессе, и в разговорах людей. В составе группы было 388 независимых депутатов (на июль 1989 г). Тогда о них ничего не было известно. Вот некоторые из них: Станкевич, Сахаров, Бурбулис, Собчак, Попов (бывший мэр Москвы), Старовойтова, Щекочихин (публицист), Шушкевич, Федоров (офтальмолог), Власов (чемпион-штангист), Гдлян, следователь, борец с коррупцией, разоблачивший «хлопковую» мафию Узбекистана, Амонашвили (известный педагог) и многие другие.
Это были честные, не испорченные властью и деньгами люди. Они хотели хорошего для страны, но не знали, как это сделать. Основными их требованиями были следующие: обеспечение условий для создания многопартийной системы, установление частной собственности на средства производства, установление демократического политического режима, построение правового государства и защита прав человека.
У межрегионалов были официальные иностранные консультанты – в основном американского происхождения. В частности, Майкл Макфолл, ставший впоследствии послом США в России на долгие годы. И было у этой группы финансирование, тоже американское, из фондов Карнеги, Моргана, Форда. Упоминаю об этом не для того, чтобы бросить тень на межрегионалов, а ради справедливости.
Население, особенно молодежь, в те годы было крайне политизированным. Даже в Махачкале к моменту завоза свежих газет у киосков выстраивались очереди. Люди расхватывали центральные газеты, как горячие пирожки, в основном из-за того, что в них публиковались отчеты о депутатской деятельности. Вечерами большинство с удовлетворением еще раз смотрело эти новости в телевизионном варианте.
В общем, можно считать, что какое-то время представители власти и депутаты были легитимными по своей сути. Первой ласточкой в превращении выборного процесса в фарс были выборы президента России в 1996 году. Претендентами на этот пост были Ельцин, действующий на тот момент президент, Зюганов, председатель КПРФ, и генерал Лебедь.
Ельцин не набрал в первом туре достаточного количества голосов, и был назначен второй тур. Не знаю, чем он убедил боевого генерала Лебедя, но тот снял свою кандидатуру с участия во втором туре. Скорее всего, его, прямолинейного служаку, просто обманули помощники Ельцина, дав ему, как синицу в руки, эфемерную должность секретаря Совета безопасности. Считалось, что его 14,7% голосов отходят Ельцину. Нонсенс! Наоборот, увидев, что их кандидат побежал на цыпочках к оппоненту, большинство «лебедистов» в пику Ельцину отнесли бы свои голоса Зюганову. Я сам так сделал бы в подобной ситуации. Летом 1996 года я опросил около 50 человек в городе Избербаше: за кого будут голосовать? Все, как один, ответили, что за Зюганова. Кавказ вообще считался «красным поясом» страны, но дело было и в другом: хуже Ельцина в роли президента быть вообще трудно (война в Чечне, приватизация, бандитские войны, отсутствие власти на местах, межнациональные конфликты – это еще не все плохое, что происходило в годы его правления), и Зюганов точно лучше справился бы с этой должностью.
Думаю (это только мое личное мнение, основанное на оценочном суждении), именно в 1996 году впервые в новейшей истории России голоса были подсчитаны так, как надо было дирижеру процесса.
Дальше пошла полоса всеобщей апатии. Мы снова стали относиться к политическим процессам так, как к чему-то постороннему, которое, конечно же, влияет на нашу жизнь, но от нас лично не зависит никак. Смена времен года, смена дня ночью, ветер, засуха или дождь – из этого же ряда. Если к холодам или дождю мы хоть как-то можем подготовиться, купив теплую одежду или заготовив достаточно кизяка для печки, то к переменам на властном олимпе – кремлевском или дагестанском – мы подготовиться не можем вообще. Когда нужно, 8-10% из нас ходят и голосуют за Путина, Медведева, опять за Путина… В промежутках выбираем себе Народное Собрание или Госдуму. Никого из избираемых мы, как правило, не знаем, особенно с хорошей стороны, но голосуем. Эти 8% избирателей обычно имеют какую-то работу, причем на уровне начальников отделов и выше. Их кровный интерес – сделать так, чтобы выборы считались состоявшимися. Многострадальных учителей и врачей, наверное, тоже можно считать реальными избирателями. К слову, когда были выборы президента в последний раз, я лично принял участие в них вместе со всей семьей. Признаюсь, что отдал свой голос за Путина. Выбора-то особого и не было, а у него хоть опыт руководства!
ВЫБОРЫ-2016
Этой весной в общественной жизни страны произошло какое-то шевеление. Причем по инициативе сверху. Предвыборную агитацию начала именно партия власти, «Единая Россия». Почему так рано? Да потому, что так обычно и делают – за 7-8 месяцев до события. Но в этом году сонная апатия была разбужена несколькими необычными событиями.
Появление на политическом небосклоне НПК («Народ против коррупции») с четкими и прозрачными лозунгами, заключенными в самом названии. Народ встрепенулся не от самого лозунга, а от новых персон, заявивших претензии на власть. Это были люди, не имеющие политического прошлого, не запачканные коррупцией и криминалом. Не знаю, как в остальной части России, но здесь, в Дагестане, кандидатами от НПК были представлены люди всем известные и, главное, известные своей честностью и порядочностью. По всему было видно, что они с легкостью бы побороли ЕР (при условии правильного подсчета голосов, разумеется). Но, как вы все знаете, НПК снялась с участия в выборах. Почему? Я думаю, что их не запугивали расправой, не пытались подкупить деньгами – нет. Думаю, им сказали, что существование НПК на сегодняшний день может способствовать обострению обстановки в республике, активизации экстремизма, подталкиванию центра к решению дагестанских проблем силовыми методами и т.д. То есть политтехнологи из лагеря конкурентов сумели подобрать нужный ключик.
Весной и летом произошло два информационных слива: майский праймериз правящей партии, в котором результаты были известны заранее и даже отпечатаны в виде списков, и аудиофайл с записью якобы заседания некоего кабинета, на котором проводилась работа по давлению на кандидатов от партии «Родина». Оно производилось якобы сторонниками партии власти. В обоих случаях с площади не последовало никаких комментариев, и мы до сих пор не знаем позиции «официалов». По второму сливу мы можем сказать только то, что «Родина» действительно снялась с выборов. Если бы я был закулисным кукловодом, то лучше бы и придумать не сумел. НПК, праймериз, аудиофайл, «Родина». Сыграно, как по нотам.
Народ сегодня возмущен, об этом можно судить по социальным сетям. События, произошедшие в течение года, не способствовали росту авторитета партии власти. Скандал вокруг генерального прокурора РФ. А теперь и новость последних дней: сотрудники Следственного комитета провели обыск в квартире у заместителя начальника Управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко. Была найдена и изъята валюта на общую сумму около 8 миллиардов рублей. Лучшего подарка для оппонентов ЕДРО прямо накануне выборов невозможно и придумать! То ли гороскоп на этот год у «Единой России» неважный, то ли вертикаль власти, так долго выстраиваемая, начала давать трещины.
Я, кстати, сторонник сильной власти и хорошо управляемого государства, но убежден, что у нее должны быть чистые руки. А на сегодняшний день для подтверждения этого тезиса у меня очень мало оснований. Как и у вас всех, впрочем.
Джорду Оруэллу приписывают следующую фразу: «Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники». Эти слова могут быть применены ко многим из теперешних кандидатов, независимо от того, какую партию они представляют.
Давайте постараемся в воскресенье не ошибиться. Выбор за нами.
Добавить комментарий