9b7311f8-68a5-41f5-8ea5-2b4fe38ac575

«Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто в воспитании не нуждается». Фазиль Искандер

Итак, главными темами обсуждения в последние дни стали ответ Дмитрия Медведева на вопрос о зарплате учителей и сталинский френч главы Дагестана, надетый им в день своего рождения. Если последнее можно расценить как странную шутку (в присутствии руководителей республик, народы которых были депортированы Сталиным), то медведевская импровизация по поводу зарплаты была просто пощёчиной учителям. Во всяком случае, именно так люди и восприняли слова главы российского правительства.

Заур Газиев

КОНТЕКСТЫ

Какие бы события в нашей жизни ни случались, они происходят в определённом контексте. Иной раз происходит что-то грандиозное, которое никто не замечает, а иногда даже самая мелочь может взорвать информационное пространство. Сегодняшние новости имеют нехорошее свойство политизироваться и наполняться смыслом, который в них никак не закладывался. Сталинский френч, конечно, обычный костюм, но в стране, где целые народы были репрессированы и сосланы с родных мест, – это, мягко говоря, не просто одежда. Сталинский френч – это целый ассоциативный ряд, за которым стоит кровавая история, требующая деликатного к себе отношения. Для огромного количества думающих людей он – символ одной из самых кровавых диктатур. Просто подумайте о контексте. В дома высланных вайнахов переселяли наших горцев, не спрашивая их о том, хотят ли они этого. Людям не давали возможности выложить хинкал из кастрюли, грузили их на подводы. В Чечне они видели местных жителей, которых, как и дагестанцев, выводили из домов в срочном порядке. Люди умирали сёлами, и дорога в Чечню в своё время была выстлана могилами наших сограждан. Светлая им память…

Но в случае с френчем главы республики всё оказалось иначе, чем показалось на первый взгляд. Это форма его отца, которую тот надевал в День Победы, и Рамазан Гаджимурадович просто хотел отдать ему дань памяти. Но мы же живём в контексте каких-то событий… Кстати, в день рождения Рамазану Абдулатипову позвонил президент Путин. Он поздравил главу Дагестана с юбилеем, отметил положительную динамику в развитии Дагестана и пожелал успехов в дальнейшей работе… Очередная волна разговоров об отставке снова закончилась ничем. Наш глава может продолжать делать то, за что его так любят дагестанцы.

Однако вернёмся к контекстам, в которых всё происходит. Всё делается руками человека, который облечён властью и всегда на виду. Даже там, где, как ему кажется, никто ничего не увидит и не узнает. И даже там, наверху, нельзя нарушать неписаные правила, нельзя забывать о разнице между добром и злом, о том, что не нужно желать другим того, чего себе не желаешь. И самое главное – не говорить лишнего. Это правило, которое никогда не нарушает Владимир Путин. В нашей стране общественное мнение не имеет никакого значения, но оно есть. И в какой-то момент оно переламывает хребет верблюду, и вы становитесь главным объектом ненависти своих сограждан. Да и как человеку образованному вам, наверное, не всё равно, что о вас будут говорить, когда вы отойдёте от власти. А случается это со всеми…

Что будут вспоминать, к примеру, о Медведеве? Может, фразу: «Денег нет, но вы держитесь»? Или пожелание низкооплачиваемым учителям найти себе другую работу, на которой платят больше? Вот интересно, хочет ли он оставить такую память о себе? Мы не запомним его как третьего президента России, мы не запомним его как человека, который внёс свою лепту в развитии нашей страны, мы запомним его по очень странным высказываниям, которые «отливаются в граните». Только не в том граните, о котором он думает, а виртуальном. Нет в российской политике человека, на которого было бы сделано столько злобных демотиваторов. Но больше всего удивляет то, что он даже не попытался подумать, как оскорбительны его слова для учителей. Медведев, который из профессорской семьи, который сам писал свою диссертацию и сам отлично учился! Я полагал, что ему известно, как важно быть образованным человеком и какое место в деле просвещения играет учитель. Интересно, он понимает, что огромное количество людей каждый день смиряются с несправедливостью, источником которой является государство. И эту несправедливую оценку учительского труда он на виду у всей страны оправдал. А это второй человек в государстве! И когда в Интернете пишут, что учителя заслужили подобное отношений к себе участием в фальсификациях выборов, я не нахожу на это ответа…

Медведев сказал больше, чем хотел сказать. Во-первых, он вынес окончательный приговор будущему нашей страны. Учителя останутся нищими, и тому, кто хочет зарабатывать, в образовании делать нечего. Перемен к лучшему в нашей стране не будет, потому что учить наших детей будут те, кому просто некуда идти! Если человек, стоящий во главе исполнительной власти, считает, что ситуация с учителями нормальная и что, согласно его логике, государство ничего не должно своим гражданам, то с нашей страной большая беда. Плохие учителя – это плохое образование и безграмотное население. Но самое плохое – то, что он считает такое положение дел справедливым. Вы только вдумайтесь! Отвечая на вопрос об учительских зарплатах, Медведев мог ничего не говорить, отделаться общими словами. Или же выразить солидарность с учителями. Хотя бы формально! Но он выбирает самый худший вариант – нахамить им. Ну что по этому поводу можно сказать… Просто у нас ещё один правитель, который воспринимает народ как расходный материал. Тот, который всю жизнь проходил во френче, относился к людям так же. Итог нам известен. Похоже, у нас традиция такая – изводить своё население, которое почему-то не кончается. Отто фон Бисмарк как-то сказал: «Тот, кто не строит школы, будет строить тюрьмы»! Детей оставлять в нашей стране нельзя. Если, конечно, они вам дороги.

ЦИФРЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В большинстве развитых стран Запада зарплата учителей и врачей выше зарплаты полицейских. Я, конечно, против того, чтобы понижать зарплату полицейским, я за то, чтобы поднимать её учителям и врачам. Издание «Коммерсант» провело исследование, целью которого был анализ разницы между зарплатами учителей и полицейских в различных странах. По его данным, в Греции зарплата педагога на 61% больше зарплаты полицейского, в Нигерии – на 35%, во Франции – на 28%, в Швейцарии – на 23%. Аналогичная ситуация в США. В Германии педагоги и силовики получают почти одинаковую зарплату. Меньше полицейских педагоги получают в Аргентине, ЮАР, Испании, Гонконге. Разница составляет от 15% до 4%.

И здесь самое время сказать о том, что качество образования очень даже коррелирует с уровнем зарплат в тех или иных странах. Когда в учителях люди, которым уже некуда деваться, которых уже никуда не берут, то результат вы видите каждый божий день, выходя на улицу. Кто-то будет отрицать, что качество образования в нашей стране ниже плинтуса? Сегодня в головах огромного количества наших сограждан научная картина мира сменилась религиозным мифотворчеством. Если клерикалы и прочие примкнувшие к ним начинают диктовать людям, что им можно делать, а чего нельзя, пожалуйста, вспомните, куда отодвинуто у нас образование. И поблагодарите в душе Дмитрия Анатольевича Медведева, который, зная, что происходит, не сделал ничего, чтобы изменить эту несправедливость.

Есть ещё один аспект обсуждаемого вопроса – зарплата как социальный статус. Зарплата полицейского выше зарплаты врача или учителя, потому что социальный статус полицейского выше социального статуса врача или учителя. И всё это говорит в пользу того, что мы живём в полицейском государстве.

НАЗАД В ПРОШЛОЕ

И еще о дикости, о которой не могу не написать. В Махачкале должен был состояться фестиваль красок. Обычная дискотека, на которой люди обсыпают друг друга красками. Развлечение родом из Индии. Там у него свой подтекст, но современной молодёжи в остальном мире нравится само яркое действо. Какой-то идеологической нагрузки оно не несёт. В глобализирующемся мире люди перенимают не только технические новинки, но и какие-то праздники, идеи, например, День всех влюблённых. Ничего страшного в этом я не вижу. В силу возраста мне, конечно, трудно понять, в чём удовольствие обсыпаться цветными порошками, но это личное дело людей, которые видят в подобных вещах смысл и радуются возможности повеселиться таким образом. Если им нравится, то ничего страшного в этом не вижу. Уголовный кодекс и нормы общепринятой морали при этом не нарушаются. Вечеринки такого рода обычно бывают закрытыми.

Но нашлись откровенные мракобесы, которые подняли волну негодования. Они писали, что это харам, языческие развлечения и так далее. В общем, началась клерикальная истерика со всей сопутствующей этому фразеологией. При этом изобретение кяфиров – автомобиль – не харам, все блага цивилизации, включая Интернет и сотовую связь, тоже принимаются, а вот с праздниками как-то у них отношения не складываются. Мне довелось прочитать всю эту дискуссию на Фейсбуке, на странице одного из товарищей, который работает в госорганах. Я прочитал всё, что относилось к фестивалю красок, и был просто в шоке. Этот молодой человек не просто политизировал невинную молодёжную вечеринку, он спровоцировал настоящую истерию с запугиванием хозяев заведения, где она должна была проходить. Этот доморощенный провокатор собрал вокруг себя таких же мракобесов, как и он сам, и начался процесс нагнетания напряжения… Полагаю, что молодые люди, которые планировали отдохнуть и повеселиться, даже и не подозревали, какое внимание клерикалов они к себе привлекут. Начались угрозы в адрес тех, кто хотел принять участие и предоставлял помещение. Но проблема даже не в этом, а в том, что нашу жизнь пытаются регламентировать с точки зрения религиозных норм.

Мы вроде бы живём в государстве, где есть закон и конституция. Или же теперь законы и нормы диктуются спустившимися с высоких гор малограмотными товарищами? Или же тот молодой чиновник, поднимавший волну, своими сельскими мозгами не понимает, что он попирает нормы светского государства, сидя на государственной зарплате? Возможно, он не знает, с чего начинался путь в ИГИЛ (запрещённая в России организация) или в «лес»? Жаль, что ему не расскажут об этом лично люди, которые уже никогда назад не вернутся, или же их родители… Но я полагаю, что более взрослые коллеги донесут до него все последствия его активности. Всё когда-то начиналось с отрицания Нового года, Дня Победы и других государственных, светских праздников. Потом были проповеди. Религиозные диспуты. Потом взрывали магазины, торгующие алкоголем. Потом были споры и непримиримые оппоненты, ставшие друг другу врагами. Потом они убивали не только вероотступников, но и единоверцев. Заканчивалось всё терактами и слезами родителей тех, кто покупался на призывы типа: «Взорвите всех, а Бог на небе разберётся, кто праведник, а кто грешник».

Я, безусловно, понимаю, что этому активному товарищу хочется быть популярным: аварская ниша ему уже кажется тесной, он пробует себя уже на исламской волне. Ему нужно событие, на волне которого он, как Булач Чанкалаев, будет плавать большим и ярким пузырём. Поэтому ему нужно обострение. Но дагестанское общество уже много раз через это проходило. У нас только-только кончились теракты. Кому-то мало крови? И здесь уместно сказать об очень странной позиции дагестанского Миннаца. Кажется, еще немного – и министерство превратится в ведомство по делам религий. Если клерикалы начинают командовать за пределами своих епархий, запугивая сограждан, а ведомство, отвечающее за диалог с религиозниками, молчит, то у нас не просто плохой Миннац, он у нас откровенно провальный. Опять получается критика в адрес Татьяны Гамалей, но если ведомство боится вмешиваться в такие дела, если оно боится отстаивать светские принципы нашего государства, объясняя клерикалам границы, то зачем оно вообще нужно?

***

По-настоящему образованный человек всегда умён, миролюбив и терпим. Он добр и снисходителен. Постоянно генерируемые социальными группами агрессия и злость – это от духовной убогости и непонимания жизни, от страха и осознания своей убогости. Религиозность, по-нашему, мало отличается от большевизма. У данного явления есть только одно лекарство – качественное образование, которое и нравы смягчит, и ума прибавит, и какие-то огрехи воспитания исправит, и, возможно, даже от каких-то глупостей убережет. Правда, глядя на некоторых наших руководителей, понимаешь, что исключения бывают. И очень часто.