Фото_к тексту Теймура

В 1980-е годы статистика утверждала, что каждый четвертый научный работник в мире является советским гражданином. В число научных работников входит и технический персонал – лаборанты и техники. Они не ведут самостоятельных разработок, но без них научная деятельность учреждений была бы невозможна. Сегодняшние данные мне неизвестны, но каждому ясно, что это число намного меньше, чем раньше.

Теймур Абдуллаев

ПЛОХАЯ НОВОСТЬ

СМИ сообщают, что Министерство образования и науки планирует уволить 8300 ученых в связи с сокращением доли научной госпрограммы в общих расходах бюджета. Уже в 2017 году планируется уволить из вузов до 500 человек. К 2019 году штат научных работников может сократиться на вышеупомянутые 8300 человек. Сюда включены сотрудники Академии наук и Курчатовского института, чьи разработки, кроме академического интереса, являются также стратегическими. Около 100 сотрудников РАН (Российская Академия наук) подписали письмо на имя президента России Владимира Путина против намерений ФАНО (Федеральное агентство научных организаций). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что главе государства известно об этом письме. Подписанты письма называют это «разрушительной кампанией по бессмысленной реструктуризации». Они просят президента подчинить ФАНО системе РАН, «чтобы эта организация стала ее составной частью и отвечала только за хозяйственные вопросы и управление имуществом, но никак не за руководство научными исследованиями».

Минобрнауки вроде не подтверждает эти слухи, но мы знаем, что, если возник конфликт интересов, то он, как правило, решается деструктивным образом. Так что сокращений, скорее всего, долго ждать не придется.

Недавно я имел разговор о нашей науке с одним из ведущих сотрудников Дагестанской Академии наук. Тогда-то я и узнал о существовании пресловутого ФАНО. Его создали при одном из предшественников Путина для того, чтобы, как говорится, трудоустроить друга этого предшественника. Над нашей наукой и образованием за последние 30 лет не издевался только ленивый. Над любым научным центром в нашей стране постоянно висит дамоклов меч кадровых сокращений. Коллективы часто озадачены слухами об этом, что, конечно, не способствует нормальной их деятельности.

Финансирование тех отраслей науки, которые не сумели доказать свое стратегическое значение, всегда велось по остаточному принципу. Да, атомная физика получала то, что было необходимо для ее развития. Но вот, как самый печальный пример, генетика была на сессии ВАСХНИЛ в 1948 году объявлена лженаукой, и СССР почти на 20 лет, до 1964 года, прекратил всяческие исследования в этой области, безнадежно отстав в данном направлении от стран Запада. Отставание до сих пор не преодолено в полной мере. А мы с вами видим, насколько важна эта наука. Клонирование организмов, создание генно-модифицированных организмов (ГМО) – это будущее спасение человечества от голода, что является бесспорным фактом; в нашей стране это направление, к сожалению, находится в отсталом состоянии. Мы в лучшем случае адаптируем чужие разработки, плетемся в хвосте, так сказать.

Система среднего образования у нас реформировалась всю мою жизнь. Я пошел в 1 класс в 1969 году. Мы были первыми, к которым применялась так называемая «новая программа». Далее, в середине 1980-х – опять реформа, переход на одиннадцатилетнее среднее образование. Целое поколение детей оканчивали 11-летку, отучившись при этом десять лет. Они переходили из третьего класса сразу в пятый. Может, мне кто-нибудь объяснить смысл этой акции? И после развала СССР методисты Минобрнауки продолжали отыгрываться на детях. Полная реформа учебников по истории, литературе, потом веяния, посвященные введению обязательных предметов и необязательных. Сейчас ЕГЭ, нововведение, которое не дает детям развивать навыки по систематической работе с учебной литературой. Многие учителя пытаются воззвать к общественности и чиновникам от образования. Общественность-то их слышит, а вот чиновники…

Уровень высшего образования значительно снизился. Введение непонятных бакалавриата и магистрата расколол систему вузов. Когда мы избавились от ярма общественных наук (История КПСС, Научный коммунизм и др.), то в сетке учебных программ могли бы поставить больше часов по специальным предметам, но этого почему-то не произошло. В студентах не культивируется любовь к знаниям. В результате, на выходе, мы можем наблюдать, что полноценными специалистами становятся всего несколько отличников на курсе, а раньше любой троечник, придя на производство, в считанные месяцы входил в курс дела.

ИГРЫ РАЗУМА

Все мы помним этот замечательный фильм, в котором математического гения сыграл Рассел Кроу. Уютный кампус, студенты, не похожие на наших оболтусов. И десяток математических гениев, которые переворачивают впоследствии нашу цивилизацию. Я видел таких детей у нас, в Долгопрудном, в Физтехе. Из Физтеха студентов разбирают еще с третьего курса «селекционеры» из ведущих мировых фирм и научных центров. То есть дают им доучиться, конечно, а потом разбирают. И это не только ГУГЛ или Майкрософт, но в основном серьезные теоретические центры.

Но сейчас – именно об американцах. Среди американских школьников происходит математическая революция. В элитные колледжи поступает все больше студентов, которые знают математику далеко за пределами традиционно преподаваемой в американских старших классах программы. Математика становится модной и престижной дисциплиной, и все больше детей стремится изучать ее на самом высоком уровне. И это очень серьезный процесс, который, как любят говорить на телевидении, «выстрелит» в самом ближайшем времени, через 5-10 лет. Как гласит закон философии, количество перейдет в качество.

Американские дети занимают мировые высоты в изучении математики. Побеждают в мировых математических олимпиадах. Обучение их происходит в ускоренном темпе, причем, обучение происходит методом погружения в предмет, с применением внеклассной работы. «Количество американских подростков, способных решать математические проблемы мирового уровня, значительно больше, чем раньше, и они значительно сильнее», – говорит главный тренер американской команды по математике Ро-Шен Ло.

Число математических олимпиад и конкурсов все увеличивается. Число их участников выросло с 2009 года в 10 раз – с двух тысяч до двадцати. Открываются новые центры по обучению математике. Зачастую такой центр – это класс для 7-12 детей, который какой-нибудь профессор содержит на свои средства. Для большой науки не нужен миллион математиков, достаточно 20 тысяч нёрдов и стремящихся не отстать от них гиков (нёрд – гений, гик – просто увлеченный и способный ученик).

В наши дни техническая работа становится менее нужной, главное – генерирование идей. Уже скоро, через считанные годы, программирование будет полностью автоматизировано. Достаточно голосом сказать машине, что требуется создать, и программа или сайт, или приложение будут созданы. Но вот идеи будут исходить только от таких нёрдов, которых сегодня в США развивают и лелеют, в отличие от нас.

Обидно…

ДОБРЫЕ СТАРЫЕ ВРЕМЕНА

Есть такая поговорка: «Если ты не хочешь содержать свою армию, то настанет время, когда придется содержать чужую». Если мы не хотим содержать свои таланты, то найдется тот, кто будет их содержать. Но уже не в наших интересах.

Вы знаете, если кончится нефть, то мы вернемся к углю, или к солнечным батареям, или к водородному топливу. Убери из нашей жизни бензин, мы найдем, чем его заменить, но чем можно заменить математиков, физиков, генетиков, нейробиологов? Борцами? Замена ничтожная. Время быстрых кулаков и метких пистолетов безвозвратно ушло.

Что было в СССР для защиты нёрдов? У нас в школе рядом с расписанием уроков висели задачи для заочной школы математиков при МГУ. Был новосибирский академгородок с подобной школой, был знаменитый Физтех, был МИФИ. Любой талантливый школьник мог туда попасть. Это был бесспорный социальный лифт. Был великолепный преподавательский корпус средней школы по всей стране. И мы в Дагестане не были в этом смысле какой-то захудалой провинцией.

Моя классная руководительница в школе, Вера Федоровна Гущина, была великолепным математиком и мощным педагогом. Она объясняла новую тему и успевала опросить по старой теме класс минут за 15. Остальное время посвящала воспитательной работе, да так, что мы были как шелковые. К сожалению, когда мы учились в 7 классе, она перешла в другую школу. Думаю, если бы она довела нас до выпуска, судьба многих ее учеников была бы связана с математикой. И таких преподавателей у нас было много. Учительница русского языка и литературы Янкова Алла Петровна. Директор школы, преподававший у нас в старших классах историю, Олех Александр Яковлевич, который показал нам, что история –это не пересказ прочитанного параграфа из учебника. Он учил нас анализировать исторические события. До сих пор помню четыре причины поражения Парижской коммуны, которые он нам доходчиво объяснил.

Сегодня после всех школьных реформ средняя школа представляет собой жалкое, душераздирающее зрелище. А ведь именно средняя школа является базисом, на котором строится все технологическое устройство общества.

У меня такое ощущение, что сегодня в России идет планомерная атака на нёрдов и на тех, кто мог бы ими стать. Это деструктивный процесс, который надо побороть. Чем раньше это поймут наверху, тем лучше будет для всех нас.