i

20 июля 1944 года немецкий полковник граф Клаус фон Штауффенберг, приехавший в ставку Гитлера, оставил под столом для совещаний портфель, набитый взрывчаткой.

Гитлер выжил. Военный переворот, частью которого было покушение Штауффенберга, был подавлен. По какой-то непонятной забывчивости тогдашние мировые демократические лидеры забыли поздравить законно избранного лидера немецкого народа Гитлера с подавлением устроенного военными заговорщиками путча.

На этот раз они ошибку исправили. После провала попытки военного переворота в Турции все ведущие западные политики – от президента США Барака Обамы до главы Евросоюза Жан-Клода Юнкера – выпустили заявление, поддерживающее «демократически избранное правительство» президента Эрдогана и сурово осуждающее попытки всяких турецких штауффенбергов вмешаться в волю народа.

Они предпочли не заметить, что турецкие военные пытались свергнуть не «демократически избранного правителя», а исламистского диктатора, который сосредоточил в своих руках все рычаги власти в стране, и что люди, которые в ночь на субботу бросались под танки военных, были одного духа с теми, которые за сутки до этого на набережной в Ницце утюжили грузовиком толпу.

То, что случилось в Турции, – это катастрофа.

Это значит, что в ближайшее время мир будет иметь дело не с ИГИЛ (организация, запрещенная в России) и даже не с Саудовской Аравией, он будет иметь дело с современным государством, ведущим вменяемую экономическую политику, но возглавляемым неадекватным диктатором, находящимся во власти маниакальной сверхидеи.

Последний раз, когда во главе такого государства – оно называлось Германия – стоял такой диктатор, дело кончилось Второй мировой. И Эрдоган находится в шаге от того, чтобы стать исламским Гитлером. Собственно, этой ночью он, вероятно, и перешел рубеж.

С того времени, когда Мустафа Кемаль Ататюрк превратил Турцию в светское государство, введя европейскую одежду и европейский алфавит, турецкая армия всегда стояла на страже светских ценностей. Четырежды она вмешивалась в историю, когда к власти приходил правитель-исламист, и возвращала Турцию на демократический и светский путь развития.

Первый раз это произошло в 1960 году, когда премьер-министр Аднан Мендерес начал повсюду насаждать мечети и возрождать ислам, что, впрочем, не помешало ему обратиться к Москве за кредитами. Правительство было свергнуто, Мендерес – казнен.

Второй раз военные вмешались в 1971 году, когда страна была погружена в хаос: исламисты грабили банки, похищали американских военных и взрывали дома университетских профессоров, критично относящихся к правящей власти.

В 1980-м последовал новый переворот, после которого было задержано от 250 до 650 тыс. человек, а в «черные списки» попало полтора миллиона. 14 тыс. человек лишились гражданства, 30 тыс. человек сбежали за границу и получили там статус политических беженцев. Было закрыто 23 тыс. организаций, 31 журналист попал в тюрьму. Часть этих людей были леваки, но большая часть – исламисты и члены исламистских военизированных организаций типа «серых волков».

И только благодаря протестам возмущенной мировой общественности демократию в Турции в очередной раз вернули, и в результате в 1996-м к власти пришла исламистская «Партия Благосостояния» во главе с премьер-министром Несметтином Эрбаканом.

Через год армия снова устроила переворот. Одной из его жертв стал член «Партии Благосостояния», бывший футболист, а к тому времени мэр Стамбула Реджеп Тайип Эрдоган: он в 1998-м угодил на 10 месяцев в тюрьму за религиозную нетерпимость.

В 2003-м году Эрдоган стал премьер-министром Турции и после этого перманентно находился во власти, все более консолидируя ее в своих руках.

Пятый путч в истории страны не удался – полковнику Мухаррему Косе не удалось сделать в Турции то, что генералу ас-Сиси удалось сделать в Египте. Президент Эрдоган уже пообещал, что организаторы переворота «получат суровое возмездие», и можно не сомневаться, что мясницкие крюки, как для сообщников Штауффенберга, уже готовы.

Примечательно также, кого Эрдоган обвинил в организации переворота. Это проживающий сейчас в США 75-летний Фетулла Гюлен – его бывший союзник и лидер другого исламистского движения, сочетающего призывы к светской реформе ислама с чрезвычайно конспиративными технологиями проникновения во власть.

Авиация союзников может сколько угодно бомбить ИГИЛ. В конце концов, его поражение только усилит власть Эрдогана – человека, который мечтает о восстановлении Оттоманской империи и который имеет в своих руках могущественную идеологию, которая позволит ему воплотить свои мечты в жизнь.

Юлия Латынина, обозреватель «Новой Газеты»