На грани безумия
Проблема нашей страны не в том, что бедные так уж бедны, а в том, что богатые никак не могут насытиться…
Афоризм этот, конечно, красивый, но надо признать, что часто и не очень богатые люди от богатых несильно отличаются. Они тоже готовы съесть ближнего своего и крайне редко готовы к сочувствию. Времена, когда горцы забирали к себе на ночлег путников и помогали даже малознакомым людям, давно в прошлом. Поведение, которое во все времена осуждалось, стало ныне нормой. Хамство принимается чуть ли не за доблесть.
Заур Газиев
В супермаркете «Седьмой континент» в месяц Рамадан выделили прилавок с бесплатными продуктами для людей, попавших в беду. К тому же любой желающий мог положить на него купленные им продукты. Красивая идея, которая не может не нравиться. Мне кажется, само присутствие в нашей жизни подобных фактов не может не делать людей лучше. Но однажды один из моих коллег стал свидетелем того, как к этому прилавку подошла женщина, увешанная золотом. С ней была и её дочь. Дама стала активно накладывать в свою тележку продукты с благотворительного прилавка. Увидев происходящее, охранники магазина пристыдили ее. Возмущённая женщина положила продукты назад и отправилась дальше по магазину. Сделав покупки, она направилась к выходу, а наш корреспондент увидел, как дама уселась в «Тойоту Камри» и укатила… Комментарии здесь излишни. Это уже дно, после которого есть только ад. Однажды Абдулла Габибуллаев из фонда «Чистое сердце» рассказывал, как за благотворительной помощью приходили женщины в норковых шубах…
Чудовищное хамство, с которым сталкиваются в Махачкале на каждом шагу, делает нашу и без того напряженную жизнь сущим кошмаром. Про автомобильную езду и про пешеходов, которые не лучше, чем водители, писать не буду. Причём так ведут себя не только богатые. Всё гораздо сложнее, граница проходит не между богатыми и бедными: богатые могут оказаться благородными, а бедные – ещё тем быдлом…
Пару недель назад мы выехали на съёмки. В Махачкале стояла кошмарная жара. Водитель задерживался. Люди были заняты, машина оказалась закрытой, и я попытался найти тень поблизости. Зашел в магазин штор на Гамидова, 55. Казалось бы, в месяц Рамадан люди должны проявлять сочувствие, но женщина, сидевшая за прилавком, подняла скандал и выгнала меня: она материлась и кричала, что этот магазин только для тех, кто хочет купить шторы, а просто так в него нельзя заходить даже на 5 минут… Честно говоря, я сначала разозлился, а потом мне стало эту тётку невероятно жалко. Это же какую жизнь нужно было прожить, чтобы иметь такое чёрствое сердце. Когда женщина перестаёт быть женщиной – это очень печальное зрелище. Адский ад… Мат, истерика, оскорбления, одним словом, дно… Даже не сомневаюсь, что торговли у неё нет и не будет – жизнь сама наказывает людей за их нравы. Иногда для этого не нужно даже усилий прилагать.
Я инвалид, и это видно сразу. Но ни разу в Махачкале я не столкнулся с тем, чтобы кто-то уступил мне место или пропустил в очереди. Мне и в голову не приходило на что-то рассчитывать, пока я не полетел в Дубай. Вот там к людям с проблемным здоровьем иное отношение. Ещё в аэропорту меня вытащили из общей очереди и предложили сразу же пройти паспортный контроль. Мы с супругой прошли там километры магазинов, но ни разу людям и в голову не приходило сказать что-то типа это дорого, вы всё равно это не купите. Или же что магазины для тех, кто пришел что-то купить. Везде здороваются, улыбаются, прощаются. Когда был недавно в Германии, зашел в Кёльне в одну антикварную лавку. Надо сказать, что в том магазине один прилавок стоит дороже, чем всё содержимое той норы, что торгует шторами в Махачкале. Ко мне подошли и предложили присесть на диван, налили чай и, прежде чем я что-то выберу, посоветовали просто осмотреться… И как из такого места уйти без покупок! Да дело даже не в чае, а в человеческом отношении. Даже в московском метро, к моему удивлению, мне уступали место, но не в Махачкале! В нашем городе злость и агрессия, ненависть всех ко всем, кажется, растворены в воздухе… У нас на того, кто зашел в магазин, смотрят не как на клиента, а как на жертву. А с жертвой, как известно, церемониться не принято… Дно.
***
На днях в нашей редакции перестал работать кондиционер. Мы нашли целый список компаний, которые занимаются ремонтом этого вида техники. Дозваться кого-то быстро не получилось. Только через два дня приехали специалисты, которые были больше похожи на сантехников, чем на тех, кто занимается ремонтом умной техники. Ничего не сделав, они ушли. Вторая бригада разобрала кондиционер и исчезла, сообщив, что вернётся только после Уразы. Про хваленое «Конди» и говорить не будем. К ним нужно записываться как к знаменитой гадалке за несколько месяцев. Мы готовы платить, мы не торгуемся и можем подождать. Мы практически идеальные клиенты. Но всё, что нам могут предложить, – это установить новый кондиционер. Про диалоги с теми, кто обещал приехать и не приехал, я и вспоминать не хочу. Единственной, кто выполнил свои обязательства, была компания «Люком». Все остальные подводили, обманывали, хамили. Мы можем винить власть, выборы, коррупцию, но кто мешает людям быть людьми? Кто мешает быть терпеливее и сочувствовать тем, кому труднее, чем тебе? Опять же дно.
***
Никто не идеален. Любой человек может быть не прав в какой-то момент. Иногда ты можешь подвести человека по не зависящим от тебя обстоятельствам. Для этого есть телефон, и можно, позвонив, объяснить ситуацию. Бывает так, что, когда к тебе обращаются за помощью, ты можешь вежливо отказать, предварительно выразив сочувствие. Понятно, что приятного мало, но человек не будет на тебя рассчитывать. Так принято в отношениях между нормальными людьми. И здесь не нужно обладать какими-то особыми добродетелями. Но когда речь идет о магазине или компании, успешность которой зависит от того, как к ней относятся люди, и там начинают хамить, то это ни в какие ворота.
В соседнем с «Арбатом» здании на первом этаже есть магазин без опознавательных знаков, в котором мама одного из наших корреспондентов решила купить себе брюки. Милейшая интеллигентная женщина и не подозревала, что в этот магазин нужно идти как на войну. Продавщица, малолетняя хамка, сначала зашла к ней в примерочную в тот момент, когда женщина примеряла брюки. Затем, услышав, что с клиентами так не обращаются, матерясь, выставила покупательницу из магазина… И что в таких случаях нужно делать? Звонок в Общество охраны прав потребителей бесполезен. Когда мы им звонили, им было не до нас. Просто дно…
После съёмок двое наших корреспондентов поднялись на второй этаж кинотеатра «Россия», чтобы переждать жару. В это время в кафе никого не было. Наглого вида официантка потребовала, чтобы молодые люди либо убрались из заведения, либо сделали заказ. Попытка объяснить, что люди ждут выехавшую за ними машину, была безуспешна. Девушка вызвала охранников и устроила скандал, сказав им, что ребята ей угрожают. Мрак. И опять же дно…
И таких случаев в Махачкале просто несметное количество: либо у хозяев заведений проблема с подбором персонала, либо я что-то пропустил. И подобное отношение к людям в Махачкале стало нормой. Причём наше хамство – оно какое-то показательное. Нашим хамам мало вызвать неприязнь к себе, они должны ещё и оскорбить человека, который случайно оказался у них в заведении. И объяснить это нормальной логикой невозможно… Дно…
Однажды мой знакомый начал спорить в соцсетях с двумя неприятными особами. Когда же дело дошло до оскорблений, он написал интересную фразу: «Какой же мразью я должен был быть, чтобы вас переспрашивать!» Человек понял простую вещь – нельзя с такими людьми тягаться. Это неконструктивно. И это верно. Но я полагаю, что нужно составлять чёрные списки заведений, куда не нужно обращаться.
Жаль, но без подобной гражданской активности привести в чувство зарвавшееся хамьё невозможно.
Я полагаю, что и у наших читателей есть свои истории, когда им портили нервы, когда они теряли время и деньги. Это нужно хотя бы для того, чтобы люди знали, куда им не нужно ходить ни в коем случае, дабы сберечь своё здоровье и деньги. Конечно же нужно искать тех, кто сможет призвать хамов к ответу, иначе этот кошмар никогда не закончится и быдло будет и дальше отравлять нам жизнь.