Выборы_www.trunovskiy.ru

«В этой республике только один человек будет заниматься политикой», — сказал в своё время глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и был отчасти прав. В той ситуации, когда ему нужно было избавить Дагестан хотя бы от неаварских кланов, отлучение от политики означало для них начало заката. Так с тех пор и повелось – политикой занимался только он. Предвыборная ситуация показывает, что в этом плане ничего не изменилось.

Тамерлан Магомедов

ШКАТУЛКА С СЮРПРИЗОМ

Суть выборов в том, чтобы люди, идущие во власть, предлагали своё видение того, как должна развиваться республика в ближайшие пять лет. Конкуренция между идеями разных кандидатов и должна составлять повестку дня предвыборного периода. Это и есть политика в чистом виде. Чем интереснее кандидат, тем больше интереса к выборам. Сегодня, когда мир открыт и люди видят, как должны проходить выборы согласно демократической процедуре, мы сравниваем это с выборами в Дагестане. Становится понятно: ни выборов, ни избирательного процесса у нас нет. Есть подковёрные игры, есть какие-то договорённости, есть даже некие суррогаты предвыборных программ, но самого процесса выборов, в классическом их понимании, – у нас нет. Сплошная имитация. Но справедливости ради нужно сказать, что в других регионах нашей страны ничуть не лучше. К сожалению, всё упирается в систему…

Однако в этом спящем болоте случилось то, что должно было случиться. И дело даже не в какой-то неуместной Юлии Юзик. Вдруг из-за туч пробился луч света – партия «Народ против коррупции». Это из-за них, возглавив недавно региональную группу «Единой России», Рамазан Абдулатипов был вынужден перейти от монологов к диалогу. Правда, разговор с духовенством у него пока не складывается, многочисленные встречи с думдовскими клерикалами не смогли повлиять на решимость представителей партии «Народ против коррупции» участвовать в сентябрьских выборах в Госдуму и дагестанский парламент. Идейный вдохновитель, вернее вдохновительница, экспансии в официальные органы власти – человек крепкий и сдаваться не намерена.

Самое сложное для Абдулатипова – то, что данная партия изначально ассоциировалась с дагестанским духовенством, у которого есть своя сильная электоральная поддержка. В основном среди аварцев. Войти в открытый клинч с ними при сегодняшнем раскладе сил для главы республики равносильно самоубийству. После интерната «Забота», элистинского унижения, якутского чемпионата, кенхинского безумца, конфликт с ДУМД – это последнее, что ему нужно. И в этой связи визиты Абдулатипова к суфийским шейхам вполне объяснимы. Опровержение духовенством своей причастности к появлению данной партии и безрезультатность проведённых главой встреч говорят о том, что его политически обыгрывают. То ли духовенство, то ли третья сила, которая за ним стоит. И здесь выясняется, что искусством политических фокусов в республике владеет ещё кто-то.

Заявив о себе как общественное движение молодых людей с активной гражданской позицией, «Народ против коррупции» представил неожиданный партийный список. И это совсем другие лица, часть которых от коррупции и кумовства не страдала априори. Если сначала всё формировалось вокруг Магомедхабиба Таджутинова и Расула Омарова, то потом список оказался полностью перекроен. В дагестанский парламент идут клерикалы. Не менее интересные замены и в партийном списке претендентов. К примеру, в Госдуму от продумдовской партии идёт Эльдар Гаджиев – подполковник из центрального аппарата ФСБ, или же Руслан Гереев – человек, работающий журналистом. Выходит, что Абдулатипов потратил святой месяц на убеждение духовенства снять с выборов партию в составе штатного сотрудника спецслужб и нескольких фигур, официально к ним отношения не имеющих.

Гораздо интересней то, что остальные игроки на дагестанском политическом поле в святой месяц тоже не только постились, но и активно разговлялись. В том числе и в компании друг друга, как это сделали депутаты Госдумы Магомед Гаджиев, Ризван Курбанов, Магомедсултан Алиев и Джамал Касумов. Дороги Ризвана Курбанова и Магомеда Гаджиева, судя по слухам, давно разошлись, ввиду чего их совместное появление предполагало определённые политические неожиданности.

ПЕРВЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ

Они не заставили себя ждать. Первыми появляются новости от проигравшего на праймериз «Единой России» Магомедсултана Алиева. Оказавшись задвинутым в непроходной конец партийного списка, он недолго ощущал себя обделённым.

Спустя неделю после того памятного ифтара в компании Магомеда Гаджиева он сообщает о вероятности своего выдвижения в Госдуму по спискам партии «Патриоты России». Магомедсултан Алиев приложил к этому заявлению для убедительности и совместные фотографии с председателем партии Геннадием Семигиным. И хоть возглавить региональное отделение партии Алиеву пока не удалось, вероятность его выдвижения по партийным спискам «патриотов» в Госдуму никто не отрицает.

Следующим отголоском знаменательного ифтара становится политическая реинкарнация Ризвана Курбанова. Не приняв участия в праймериз, он рассматривался кандидатом по Северному одномандатному округу, однако в составе КПРФ неожиданно возглавил крымскую региональную группу. Выборы в Думу здесь будут проходить впервые, и вероятность победы кандидата-коммуниста достаточно велика. Однако возник вопрос: стоило ли для этого разбрасываться электоральным ресурсом Сагида Муртазалиева на севере Дагестана?

Кандидатом-самовыдвиженцем в Северном округе оказался также разговлявшийся в тот примечательный вечер в ресторане гостиницы «Редиссон» Джамал Касумов. Бывший руководитель Дагестанской энергосбытовой компании, протеже Ризвана Курбанова и зять льяса Умаханова, должен будет собрать 15 тысяч подписей. Он решил пойти на этот трудоёмкий шаг явно не для того, чтобы проиграть.

Расстановка фигур на шахматной доске после ифтара завершилась, обозначив лишь всплывшую в Инстаграме верхушку политического айсберга. Но к чему могут привести последующие ходы данных фигур, если предположить, что поддержку в избрании всех вышеуказанных кандидатов Магомед Гаджиев оказывает не просто как акт благотворительности. Избрание каждого по идее должно принести ему некие политические дивиденды.

Избрание Джамала Касумова в Северном одномандатном округе перекрывает дорогу в Думу для единоросса Умахана Умаханова. Приходясь близким родственником братьям Магомедовым (Смоленским), Умаханов рискует потерпеть поражение на выборах именно ввиду этого фактора. Схлестнувшись вокруг Махачкалинского морского торгового порта, Магомед Гаджиев (с Сулейманом Керимовым) и братья Магомедовы ведут сегодня позиционную административно-судебную войну, в которой Гаджиеву и Керимову помогает Рамзан Кадыров.

Здесь стоит отметить такой фактор, как интересы «Единой России» и зависимость от их соблюдения дальнейшей политической судьбы Рамазана Абдулатипова…

Прохождение Джамала Касумова в Госдуму – это не только расширение лоббистских возможностей Магомеда Гаджиева, но и некий удар по позициям главы республики, сосредоточенного пока на «своих врагах» и, вероятно, не обращающего пока внимания на действия «своих друзей».

Интересным в этой плоскости представляется и возможное избрание Магомедсултана Алиева. Возглавив партийный список «Патриотов» и опираясь на активно его поддержавший электорат Сагида Муртазалиева, он сегодня способен вслед за Джамалом Касумовым отобрать у правящей партии ещё один депутатский мандат в Дагестане. Таким образом, два потерянных места в Госдуме дополняются третьим, которое, предположительно, заберёт «Родина». Опираясь на финансовые ресурсы и влияние бывшего начальника «Дагестанавтодора» Магомедрасула Омарова, эта политическая партия превратилась за последние два года в мощную политическую силу в Дагестане, что позволяет достаточно уверенно говорить о получении ею хотя бы одного мандата. Правда, учитывая богатую биографию Омарова, помешать его избранию могут те самые бойцы спецназа ФСБ, которые в преддверии выборов махачкалинского мэра сначала задержали главу Кизлярского района Андрея Виноградова, а затем обыскивали дома Сагида Муртазалиева.

ДЕЛА ВЕРТОЛЁТНЫЕ

Пресловутый «вертолетный» фактор с прошлого года заметно довлеет над правилами проведения выборов, которые в Дагестане начали заметно трансформироваться. Проявился он в уголовном преследовании не только Сагида Муртазалиева, претендовавшего на пост махачкалинского градоначальника, но и в задержании сына председателя НС РД Хизри Шихсаидова Данияла, возглавлявшего Буйнакский район.

Подводя некий итог, можно констатировать, что «Единая Россия» в лице Рамазана Абдулатипова сегодня имеет серьёзных оппонентов, как в виде НПК, способной аккумулировать вокруг себя весь протестный электорат в республике, получив до тридцати мест в дагестанском парламенте и не меньше одного в Госдуме. Кресел десять способна занять в республиканском парламенте и прокремлевская «Родина», также отняв у «ЕР» ещё одно место в Госдуме. Ещё два места, вероятно, заберут Магомедсултан Алиев и Джамал Касумов.

В сухом остатке из семи человек, которые, по мнению экспертов, могут стать депутатами Госдумы от Дагестана при совершенной смешанной системе выборов, лишь трое окажутся из «Единой России». Заглянув снова в список, можно понять, что этими счастливчиками станут Рамазан Абдулатипов, Гаджимет Сафаралиев и вышеупомянутый Магомед Гаджиев, которого такая ситуация в принципе устраивает.

Теоретически можно прийти к выводу, что даже в случае подобного поражения «Единой России» Гаджиев останется в выигрыше: ведь он не только вновь войдёт в состав Думы, но и будет контролировать ещё как минимум четырёх её депутатов – Сафаралиева, Касумова, Алиева и самого Абдулатипова.

Если же Абдулатипову действительно придётся перейти после выборов в Госдуму, то Гаджиев получит возможность вновь принять участие в переделе власти в Дагестане. История избрания и последующего перевода правления Магомедсалама Магомедова и Рамазана Абдулатипова говорит о том, что этот дальновидный депутат при любом раскладе оставался только в выигрыше. Возможно, что он даже окажется среди претендентов на пост главы республики. Во всяком случае, национальность позволяет ему претендовать.

***

Я начинал текст с того, какими должны быть выборы в современном государстве, а дальше изложил, как избирательный процесс проходит у нас. В конце концов не важны подробности того, кто, как и с кем вступает в альянсы, кто кому противостоит. Важно другое: у нас выборы – это не движение вперёд, а очередной делёж бюджетного пирога. Выборы в том виде, в каком они у нас сегодня есть, – очередная интрига, которая не ведёт ни к чему, кроме как к обогащению отдельных персонажей, никак не представляющих волю граждан. И ничего в нашей жизни не меняется. Ничего! Поэтому и в этот раз на выборы придут жалкие проценты избирателей. И без вбросов, каруселей, подвоза бюджетников не обойдётся.

Я почти уверен, что этот текст ничего не изменит. Все знают: всё опять поделено и к воле граждан не имеет никакого отношения. Я просто хочу сказать, как же нам всё это осточертело. Мы просто хотим, чтобы выборы несли перемены. История учит, что перемены обязательно наступают. Либо через выборы, либо через реформы, либо через насилие. Те, кто уничтожает выборы как институт, иного шанса истории не оставляют. И на этот раз не пронесёт.