Фото_к тексту Теймура

Михаил Шифутинский в одной песне поет: «И, как в детстве, я по солнечному городу шагаю». Я каждый раз представляю при этом летнее июньское воскресное утро в Махачкале. Людей еще по причине выходного дня и раннего часа на улицах нет. Солнышко, свежая листва на деревьях, пение птиц. Четвертый поселок или ул. Левина, ул. Дзержинского или моя Старая автостанция, на которой я прожил 46 лет из 54…

Теймур Абдуллаев

Так я себе представляю рай. Да, где-то, наверное, будут и райские кущи, и 72 юные гурии, предназначенные лично для меня. Пусть будут, как говорится. Но главное – это пребывание в утреннем городе тех лет. Один мой приятель повесил в кабинете картину с изображением арки в Гунибе, есть там такая, видимо. Он сказал, что так представляет себе дорогу в рай (он там провел детство и юность). У каждого свое представление и свои воспоминания о местах, где было хорошо на душе.

***

Ностальгия по прошлому – приятное чувство, но бесплодное. Обратной дороги во времени – нет. Махачкала за эти годы сильно изменилась – и не только в лучшую сторону. Дети из моего двора имели целую маленькую вселенную для игр: дворы заброшенного в 90-е годы кулинарного техникума, КОР, который мы считали речкой, и «запретка» за этой речкой. Сегодня все изменилось, все застроено и заасфальтировано. Не представляю, куда мальчишки ходят драться сейчас (мы ходили за «кулинарку»), должны же они где-то это делать!

Изменения «на районе» начались в начале 1990-х, причем по всему городу. Но если по всему городу они носили хаотичный и деструктивный характер, то те, которые произошли в районе Старой автостанции, не имели каких-то варварских черт. Наоборот, плановые проекции зданий и прилегающих территорий сохранились в принципе на прежнем уровне, за некоторыми незначительными исключениями. Территория райотдела МВД, к примеру, осталась прежней, территория роддома – тоже. Территории учебных заведений остались такими же, как в 1970-е годы, но претерпели революционные изменения. В основном об этом сегодняшний текст.

НАРХОЗ

Двухэтажное н-образное здание кулинарного училища обрело в начале 1990-х новых хозяев. Там закипела какая-то новая жизнь. В те годы в республике стали появляться новые вузы и филиалы институтов с большой историей, работающие на коммерческой основе. Одним из самых забавных вузов, который я запомнил, был институт республики Сан-Марино. Кажется, он уже прекратил свое недолгое, но славное существование. Где мы – где Сан-Марино?!

Поначалу и Нархоз казался мне таким же вузом-однодневкой. Время показало, что это не так. На его территории все время шли строительные работы, причем нешуточного масштаба, капитальные. Не я один, наверное, задавался вопросом: «Откуда деньги на все это?» Наши известнейшие дагестанские бизнесмены и олигархи не построили никаких институтов, по крайней мере я об этом не знаю. Откуда же у таинственных руководителей этого института (уже прозванного «Бучаевским») средства на такие изменения, причем в годы, когда многие махачкалинские заводы были приватизированы и распроданы по кусочкам частным лицам?

Руководство ДГУНХ успешно защитило свой бизнес-план в правительстве и Минэкономике РФ, и только настойчивость ректората помогла включить строительство и развитие ДГУНХ в целевую программу «Юг России» на 2010-2014 гг.

Преобразования начались и на прилегающей территории. Это место впоследствии трансформировалось в бизнес-колледж и третий кампус ДГУНХ (студенческий жилой городок). Я, признаться, долгое время думал, что Нархоз – платное учреждение, существующее на средства, собранные со студентов в качестве платы за учебу.

Сын моего близкого друга платил какое-то время назад 9 тысяч рублей в год за обучение в ДГУНХ. Для сравнения сообщу, что мой племянник в ДГУ на платном отделении в те же годы платил 25 тысяч рублей за год обучения. Нархоз с 2010 г. находится на бюджетном обеспечении; студенты получают стипендию, имеют возможность бесплатно проживать в комфортных общежитиях, питаться в студенческих столовых. Прямо кусочек Советского Союза в наши дни.

НЕМНОГО КОНКРЕТИКИ. СОВСЕМ ЧУТЬ-ЧУТЬ

ДГИНХ (сегодня ДГУНХ) был создан 11 февраля 1991 года решением Совета министров ДАССР для подготовки кадров рыночной экономики. Этим же решением Совмина институт был включен в бюджетное обеспечение. К сожалению, события в соседней Чечне, общий кризис в экономике не позволили осуществить его. Главными застрельщиками идеи организации нового вуза в Дагестане были профессор Г.А. Бучаев и тогдашний председатель Совета министров Дагестана А.М. Мирзабеков Огромное участие в становлении и развитии вуза сыграли все руководители республики тех и последующих лет: М.М. Магомедов, М.Г. Алиев, М.М. Магомедов, Ш.М. Зайналов. Сегодня глава РД Р.Г. Абдулатипов и председатель правительства РД А.М. Гамидов тоже оказывают большую помощь в развитии ДГУНХ.

Как я уже сказал, вуз – государственный, финансируется из госбюджета. За прошедшие годы было построено 16 объектов, в том числе восемь шестиэтажных учебных корпусов, три клуба, десять спортзалов, две библиотеки, общежитие на тысячу мест. Строятся спорткомплекс и общежитие на 350 мест. К сожалению, из-за отсутствия средств строительные работы приостановлены.

В настоящее время на восьми факультетах ДГУНХ и в трех техникумах обучается около 10000 студентов, трудится около 900 преподавателей. Здесь работает около 90 докторов наук и 400 кандидатов наук.

В современных аудиториях – интерактивные доски, компьютеры, доступ в Интернет. 53 компьютерных класса и больше 1500 компьютеров. Обширная научная библиотека (660 тыс. томов), доступ к электронным учебниками и лучшими ЭБС.

В ДГУНХ организована Международная школа бизнеса, где вахтовым методом преподают лучшие эксперты из Москвы, Петербурга, Казахстана, Белоруссии. Наиболее интересных из них наш коллега Заур Газиев «отлавливает» после лекций и приглашает в передачу «Аутодафе», где с их концепциями может ознакомиться и телевизионная аудитория.

Вот так, незаметно, с 1995. по 2013 гг. около моего дома появился современный «Солнечный город» для студентов. Его дворы напоминают ботанический сад – кругом елки, розы. На территории и внутри учебных корпусов абсолютная чистота.

Скоро осуществится давняя мечта руководства ДГУНХ – открытие детсада при вузе. А самое главное отличие этого учебного заведения от остальных – отсутствие коррупции на всех этапах обучения. Достигнуто это, по-моему, только благодаря жесткому стилю руководства вуза и личному примеру. Кстати, огромных успехов в борьбе с коррупцией удалось достичь за счет правильного подбора кадров.

При этом управляемость вузом находится на достаточной высоте. В некоторых ситуациях все-таки правильней не плодить бюрократические должности, а давать имеющемуся руководству больше полномочий.

ДГУНХ очень скромно, без помпезности, отметил свое 25-летие. Отметим, что за эти годы 23000 человек окончили ДГУНХ, несколько десятков преподавателей защитили диссертации, издано десятки тысяч научных трудов. Интересно, что почти все выпускники устроены на работу и отзывы работодателей о них всегда положительные.

ПРОБЛЕМЫ? КАК БЕЗ НИХ!

Как-то в Москве приняли решение укрупнить вузы в регионах, в том числе и в Дагестане. Это в армии предполагается максимально легкая взаимозаменяемость частей и соединений, да и то на практике новая часть должна пройти боевое слаживание со старым соединением. Это доказывает опыт всех войн.

А в педагогике и научной практике подобный симбиоз может привести к разрушению одного из вузов изнутри. Подумайте сами: при объединении руководства и профессорско-преподавательского составов двух вузов необходимо будет упразднить родственные факультеты и кафедры. Две кафедры экономики вряд ли нужны в юрисдикции одного вуза. Все помнят, что в первые годы коллективизации крестьяне выделяли своих коров в общественном стаде и старались подкармливать их. Думаю, ректор объединенного вуза повел бы себя так же: старался бы в первую очередь делал бы все для «своего» учебного заведения, а во вторую – для «пасынка». Такова человеческая природа.

Мое мнение по этому вопросу зиждется на старом солдатском правиле: не трогай механизм, он и не сломается.

ПЕДАГОГИКА

Когда я, окончив школу, поступил в технический вуз в Калининграде, то поразился разнице между высшей и средней школой. В вузе тех лет преподавателей не интересовало то, о чем думает молодой человек, чем занимается в свободное время. В средних школах воспитательная работа была на порядок выше. Конечно, в те времена какое-то воспитательное воздействие оказывал ВЛКСМ и кафедры общественных наук, но этим все и ограничивалось. Сегодня и этого нет. Нет идеологической работы среди молодежи, ориентиров, понятных всем идеалов.

В Нархозе же стараются не упускать из виду и воспитательный аспект. Конечно, сегодня трудно убедить молодого человека в то, что выражение «деньги не пахнут» – порочен по своей сути, что нужно стремиться к исполнению своего долга, что честь и достоинство никто не отменял. Это можно показать только личным примером, что преподаватели ДГУНХ и стараются делать. Влияния авторитетного, порядочного взрослого человека на молодежь нельзя не учитывать, поэтому в этом вузе так тщательно подходят к подбору кадров.

Остается пожелать руководству и педагогическому коллективу ДГУНХ удачи и терпения в их труде. Пусть студенческий «Солнечный город», который они строят почти четверть века, вкладывая в это много любви и труда, живет долго!

 

Подпись под фото: Президент ДГУНХ Гамид Бучаев