Фото_Кенхи в осаде

На минувшей неделе представители правительства Дагестана и республиканского парламента выехали в Чечню, чтобы на месте разобраться в ситуации, сложившейся в селении Кенхи Шаройского района.

В ходе визита вице-премьер Дагестана Рамазан Джафаров, заместитель спикера парламента Сайгидахмед Ахмедов, председатель Комитета по местному самоуправлению Багадур Абасов, советник главы РД Сулейман Магомедов и глава Новолакского района Гаджи Айдиев встретились сначала с руководителем администрации главы и правительства Чечни Исламом Кадыровым, а после этого с жителями селения Кенхи.

***

Напомним, житель селения Рамазан Джалалдинов обратился к президенту России Владимиру Путину с жалобой на региональные власти. По мнению Джалалдинова, жители Кенхи, основную долю которых составляют аварцы, находятся в бедственном положении, а местные власти, погрязшие в коррупции, при этом бездействуют. После появления видеозаписи обращения на Джалалдинова началась настоящая охота. Его даже пытались похитить.

В минувшее воскресенье Джалалдинов встречался со спикером парламента Дагестана Хизри Шихсаидовым: через него он пытался договориться с руководством Чечни о прекращении своих обращений в обмен на освобождение задержанных чеченскими силовиками жителей Кенхи. Шихсаидов передал это предложение депутату Госдумы от Чечни Адаму Делимханову, однако получил решительный отказ.

После этого на выходе из мечети в одном из сел Цумадинского района Дагестана неизвестные попытались захватить Джалалдинова для отправки в Чечню. Похищению помешали прихожане мечети, отбившие мужчину. Сам он заявил, что попытка похищения была предпринята по указанию экс-главы Пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева, сейчас скрывающегося за границей из-за обвинений в финансировании терроризма и организации ряда убийств.

***

В селении Кенхи сгорел дом Джалалдинова, а его семья была вынуждена бежать в Дагестан. Стоит отметить, что в поджоге мужчина обвинил власти Чеченской Республики.

Однако на своей странице в Инстаграме Рамзан Кадыров опроверг слухи о поджоге дома Джалалдинова. «Я долго пытался не произносить имя некого Рамазана Джалалдинова, который якобы кем-то «преследуется и вынужден скрываться». В Чечне никому до него нет дела, если только у Джалалдинова не имеются проблемы с законом», – написал глава ЧР.

«Я предложил провести самую тщательную проверку. По оперативным данным, Джалалдинов вывез свою семью в Дагестан и сам имитировал поджог жилища. Опыт преступать закон у него есть. Прокуратура, МВД и Следственный Комитет 11 раз отказывали в возбуждении уголовных дел по его заявлениям, – отметил глава Чечни. – Он два раза осужден за пособничество боевикам и посягательство на жизнь полицейских. В отношении него расследуется уголовное дело по факту клеветы на должностных лиц села Кенхи. Джалалдинов пытается открыть себе двери в Европу. В этом ему помогают провокаторы со стажем. Прошу их успокоиться. Жители Кенхи являются составной частью моего народа. Я стою на страже защиты их прав и никому не дам их нарушать».

***

Когда скандал вокруг видеообращения Рамазана Джалалдинова к президенту России Владимиру Путину начал набирать обороты, власти Дагестана обратили внимание на проблему жителя села Кенхи. По данному поводу состоялся телефонный разговор главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова и главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. После этого появилось сообщение, в котором говорилось, что чеченские власти открыты для диалога. «В соседнюю республику будет направлена совместная делегация правительства и парламента Республики Дагестан для изучения на месте деталей происшедшего и обоюдного поиска путей урегулирования сложившейся ситуации», — говорится в сообщении.

В свою очередь, Рамазан Абдулатипов написал на своей странице в Инстаграм: «Мы подробно обсудили сложившуюся ситуацию и намерены содействовать правоохранительным органам в расследовании всех обстоятельств дела. Рамзан Кадыров проявил заинтересованность в объективной оценке произошедшего. Представители правительства и парламента Дагестана выехали в соседний регион для совместного решения данного вопроса».

14 мая делегация правительства нашей республики и дагестанского парламента посетила село Кенхи. В селении Шарой дагестанская делегация встретилась с руководителем администрации главы и правительства ЧР Исламом Кадыровым, после чего состоялась встреча с жителями села Кенхи, в которой приняли участие заместитель председателя парламента ЧР Шаид Жамалдаев, министр внутренних дел по ЧР Руслан Алханов, вице-премьер, министр сельского хозяйства ЧР Муса Дадаев и др.

«В ходе беседы, проходившей в стенах школы № 2, местные жители, а также представители духовенства района, председатель совета ветеранов, глава села, директор образовательного учреждения заявили об отсутствии в с. Кенхи и муниципалитете в целом фактов, свидетельствующих о притеснениях аварцев и межнациональных разногласиях. Они осудили постоянные жалобы своего земляка, назвав их попытками создать очаг напряженности в районе. Были отмечены и судимости Рамазана Джалалдинова», – сообщает Управление пресс-службы и информации администрации главы и правительства РД.

Однако, как рассказали очевидцы встречи, каких-то конкретных решений кенхинского вопроса на этой встрече не было озвучено. Более того, делегацию даже не пустили посмотреть на сгоревший дом Рамазана Джалалдинова и в центр села, где есть разрушенные войной здания.

Разговор длился более часа. Когда дагестанская делегация вышла во двор, ее окружили люди. Представители Дагестана спросили, почему люди не зашли в школу. На что им ответили: «Вы, что, не видели, нас не пустили даже во двор». Один из жителей высказался: «Почему глава Чечни врёт, не стыдно ему? Кто дом сжёг, всё село знает». После делегация из Дагестана попросила показать сгоревший дом. Он находится в 700 метрах от школы. Вместе с ними в этом направлении двинулась толпа. Но сотрудники полиции не пустили туда никого. Люди им кричали: «Давайте, поедем наверх, посмотрите, как выглядит центр села». Их и туда не пустили, утверждают жители села.

Стоит отметить, что указом главы ЧР Рамзана Кадырова был освобожден от занимаемой должности за неэффективное решение вопросов социально-экономического развития муниципалитета глава Шаройского района, а министр внутренних дел по ЧР освободил от занимаемой должности начальника местного РОВД.

Глава Дагестана дал поручение изучить необходимость предоставления жилья семье Рамазана Джалалдинова до урегулирования вопроса.

***

Стоит отметить, что после отъезда дагестанской делегации село Кенхи было окружено силовиками. Об этом сообщили местные жители. По их словам, въезд в село ограничен, а его жителей по очереди вызывают в полицию, требуя раскрыть местонахождение Джалалдинова. В село пытались попасть и дагестанские журналисты, но их в Кенхи не пустили.

В свою очередь, власти Чечни опровергли информацию о блокировании села. Это откровенная ложь, заявил пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов. «Сообщения отдельных СМИ, которые пишут, что населенный пункт блокирован, не соответствуют действительности. Это умышленная дезинформация и откровенная ложь», – утверждает Каримов.

Он также заявил, что утверждение о том, что въезд в село ограничен и что обитателей населенного пункта вызывают в полицию, «требуя раскрыть местонахождения господина Джалалдинова», не соответствует действительности.

Сам Джалалдинов заявил, что в Чечню возвращаться не намерен. Этого ему не рекомендуют и представители Комитета по предотвращению пыток. «Сейчас мы оказываем Рамазану гуманитарную помощь, но вряд ли способны оказать юридическую», – сообщил представитель комитета Олег Хабибрахманов.

Председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов пообещал, что ситуация в Кенхи станет предметом общественного разбирательства. Как заявил Федотов, 1 июня члены совета проведут серию выездных заседаний в Северо-Кавказском федеральном округе: «Мы начнем с Дагестана, но будем и в Чечне, где этот вопрос обязательно будет поднят».