Махачкалинский трафик
Знаете ли вы, какие в России главные проблемы? Кто-то скажет – коррупция, другие – отсутствие качественного образования, третьи – нефтяная зависимость экономики. И каждый окажется по-своему прав. Но так уж вышло, что при слове проблемы из нашего подсознания первыми всплывают дураки и дороги. Это уже потом идут алкоголизм, низкий курс рубля и большая закредитованность населения. А дураки и дороги испокон веков были главными бедами на Руси. В рекламе говорят, что Газпром – национальное достояние. Неправда. Дураки и дороги – вот настоящее национальное «достояние» России.
Магомед Гусейнов
После школы я поступил в один из питерских вузов. Его коренные жители настолько культурные и дружелюбные, что если вы спросите в трамвае как проехать к такой-то улице у одного человека, то получите советы сразу от нескольких. А какая там архитектура! Невозможно не стать романтиком и эстетом, проходя мимо величественных колонн Исакиевского собора и топая по брусчатке на набережной канала Грибоедова. И, уже стоя на Дворцовой набережной, наблюдаешь, как перед твоими глазами непринужденно разводится громадный мост, словно это игрушка из «Лего». Не успеешь оглянуться, как ты уже признаешься в любви этому городу. Правда, это было мое второе признание в любви этому городу. Первый раз это произошло на вокзале.
Если вы хоть раз ездили на поезде «Махачкала – Санкт-Петербург», а это около 50 часов дороги, то вам полагается пожизненная льгота на отдых в Египте. Этот душный, грязный, сальный, с ароматом доширака и курицы-гриль поезд заставлял вас терять веру в светлое будущее. Как и в любом падающем самолете не бывает атеистов, так и по приезде в точку назначения любой атеист начинал благодарить бога за то, что он доехал. Так вот, я выдержал испытание поездом и оказался на вокзале. Вышел на улицу, и мне предстояло перейти дорогу. Светофора там не было, но были знак и пешеходная дорожка. Не успел я ступить на нее, как машины сами остановились, чтобы пропустить меня. Это стало большим потрясением. Ведь я привык, что в Дагестане почти не соблюдают правил дорожного движения. Поверьте: чтобы перейти улицу в Махачкале по пешеходному переходу, вам придется долго стоять, прежде чем кто-то вас пропустит. А если вы вдруг решите пойти, невзирая на проезжающие машины, тем самым заставив их притормозить, то услышите в свой адрес кучу оскорблений.
Во время учебы в Питере я часто приезжал на каникулы в родную Махачкалу. Друзья постоянно смеялись надо мной, когда я каждый раз искал пешеходный переход, чтобы перейти дорогу. Серьезно, я проходил лишние 100-200 метров, чтобы соблюсти правила, а они просто перебегали в неположенном месте, ловко маневрируя между машинами, а потом стояли и смеялись, пока я шел к ним. Но это не смешно. Дорожное движение в Махачкале подобно броуновскому в физике. Я не преувеличиваю. Сколько раз я слышал от наших же дагестанцев, которые пожили в других городах, что они разучились ездить по Махачкале, что тут особенные правила движения. А точнее, мало кто их соблюдает. Представьте, что вы едете по трехполосной дороге. Приближаясь к перекрестку со светофором, где есть стрелка налево, в зависимости от того, нужно вам прямо, направо или налево, вы занимаете соответствующую полосу. По правилам, если вам нужно прямо, вы не имеете права занимать левую полосу, которая для тех, кто хочет повернуть налево или развернуться. Но, к сожалению, незнание правил приводит к тому, что какой-нибудь водитель, которому нужно прямо, видит, что левая полоса свободнее центральной, и становится там. За ним скапливается вереница машин, которым нужно повернуть налево. Они начинают сигналить ему и образуют пробку. Самое печальное, что этот «дурак» даже не понимает, что ему сигналят потому, что он нарушил правила.
***
Это лишь один случай из тех, что встречаются на дорогах Дагестана. Все проблемы оттого, что в Дагестане слишком легко получить права. Говорят, что с принятием нового закона ситуация немного изменилась. Не знаю. Но я расскажу, как я получал права. Это был 2014 год. Я записался в одну из автошкол. Курс обучения на категории «B» и «C» стоил 5 000 рублей. Для сравнения: в Санкт-Петербурге курс теории стоит от 18 до 30 тысяч.
В потоке было записано около 30 человек. Но к преподавателю по теории приходили только я и несколько женщин. Самое интересное, что женщины чаще мужчин относятся к теории серьезней. Сначала я не понимал, но потом оказалось, что сдать экзамен по теории стоит всего лишь 2 000 рублей. В течение месяца я учил правила и решал билеты по ПДД. К экзамену по теории я был готов отлично и сдал его с первого раза, допустив всего одну ошибку. Я был очень горд за себя. После теории нужно сдавать практику. Ее принимают в определённый день недели с 10 до 12 часов. Я пришел чуть раньше. Через несколько минут прямо на площадку стремительно заехал белый «Land Cruiser 200». Из него вышел мужчина в погонах капитана полиции. На его лице была довольная ухмылка, впрочем, как и у всех людей, кто ездит на таких джипах. Как оказалось, это был наш экзаменатор по вождению. Видимо, работу он свою любил, потому что с огромным удовольствием говорил людям о том, что они провалили экзамен. К моему сожалению, мне тоже не удалось сдать вождение с 1 раза – было мало практики, так что я принял эту неудачу спокойно. Позже выяснилось, что экзамен по вождению можно сдать за 8 000 рублей. Это мне рассказал инструктор одной из автошкол Махачкалы. В итоге: 5 000 рублей обучение, 2 000 – экзамен по теории и 8 000 – вождение. Итого – 15 000 рублей, и через месяц у вас будут права. Большинство людей именно так и делают – передают через инструктора деньги, который передает их в МРЭО. И через месяц становятся счастливыми обладателями прав и абсолютными профанами на дороге. Такая ситуация на Кавказе не редкость. Но в других регионах России сделать права за деньги намного дороже. Например, в Питере экзамен по вождению будет стоить 25-30 тысяч рублей, теория около 10. Прибавьте к этому обучение в размере 25 тысяч. Выходит круглая сумма. Поэтому там люди готовятся, чтобы сэкономить.
***
Другой причиной хаоса на дорогах Дагестана, как ни странно, является кавказский менталитет. Некоторых водителей задевает, когда их обгоняют другие, и они пытаются вернуть им должок. Другие считают за слабость уступить дорогу. Чувство собственной значимости третьих настолько завышена, что им западло соблюдать правила. Кто-то вымещает злобу на дорогах, подрезая машины. Молодежь любит покрасоваться перед девочками или друзьями и поэтому лихачит на дорогах. Проблемой является и то, что нарушать правила почему-то считается «круто». У нас ведь к гаишникам не относятся с уважением. Тем более если у тебя есть папина корочка, то особым удовольствием будет заткнуть ею остановившего тебя сотрудника ДПС. Конечно, в Дагестане автомобиль давно перестал быть средством передвижения. Это – показатель социального статуса, понты. Поэтому на первый план выходит не эффективность поездки, а ее эффектность. Это напоминает мне песочницу, где малыши спорят, чья лопатка больше и красивей. Только вместо лопаток – машины. Жаль только, что малыши не повзрослели.
Итак, какие в России главные проблемы? Вы все еще думаете, что это дураки и дороги? Я теперь так не думаю. По крайней мере, дороги не виноваты, что их строят дураки. Они не виноваты, что дураки покупают права и ездят, следуя не правилам, а своим инстинктам. Что другие дураки намеренно строят дороги по заниженным техническим стандартам, чтобы через пару лет снова ремонтировать эту же дорогу, зарабатывая на ней несколько раз. Можно сколько угодно ругать наши дороги, они все стерпят. Пока есть дураки, которые навариваются на этих дорогах, никуда не исчезнут страх водителей и боязнь пешеходов.
Добавить комментарий