Чем выше заборы… …тем лучше соседи
«К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека» З. Фрейд
Вокруг махачкалинского Белого дома снесли заборы. Я уже и не верил, что такое произойдёт когда-либо на моей памяти, но случилось. И это очень хорошо. Теперь бы убрали блоки, перегораживающие улицы Ленина, Алиева, Пушкина, Пархоменко и другие, чтобы хоть как-то разгрузить движение на центральных артериях. Если честно, нам белодомовский забор не так уж и мешал. Вот перегороженные городские улицы – это проблема.
Заур Газиев
ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА
Спиленные решетки убрали быстро. Мы их даже сфотографировать не успели. Завидная оперативность. Народ поначалу ходил, не понимая, что происходит. Забор убрали, а небо на землю не рухнуло…
Когда-то ограждения эти установили из весьма практических соображений – в очень даже тревожное время, в 1998 году. Дабы хоть как-то застраховаться от штурма очередной напирающей толпы. Если кто-то помнит, в те времена любой разбогатевший бандит мог собрать на площади толпу своих приспешников и требовать себе должность, шантажируя республиканские власти тем, что начнут ей причинять неприятности. Иных уж нет, а те далече… Вот и сносят заборы. Сразу же открылась интересная архитектура нашего дома правительства. Но вот реакция социальных сетей оказалась неожиданно агрессивной. Лично я не ожидал таких рек негатива. Самое странное, что аргументов ведь нет, только одни оскорбления. Вы можете придерживаться любого мнения, но оно должно быть объективным и на чём-то основываться. Какие бы люди ни производили сахар – он сладкий. Добро – это добро, а зло – это зло. Мне кажется, из-за обид неправильно отказываться от объективности. Самый распространённый коммент в соцсетях: глава республики специально снял заборы, чтобы досадить тому, кто придёт после него. Без комментариев…
Но, с другой стороны, к этой реакции шли долго и последовательно. Обиды копились и вызревали гроздьями. Это только в последнее время стало очевидным, что народ в своём подавляющем большинстве настроен к власти крайне негативно, потому что масштабы явления нескрываемы. Но раньше об этом положении дел и слышать не хотели. Любой текст об этом воспринимался как провокация или личное оскорбление. И всё кончилось тем, что любое, даже самое благородное дело вызывает немотивированную агрессию, к моему огромному сожалению. При этом я прекрасно понимаю, что никто не чувствует себя виноватым… Нравится это кому-то или нет, но в один день всё сделанное вами большим потоком возвращается к вам, и поводом может стать любое неловкое движение. По сути, люди реагируют не на снесённый забор, а на то, как с ними поступали. Можно, конечно, это отрицать, но, отобрав у граждан остатки их гражданских прав в виде всенародных выборов (отказав им в праве быть гражданами), вы получили большую базарную толпу. И именно с ней сейчас приходится иметь дело. И не стоит ждать какой-то другой реакции. Народ, в котором благородство искоренялось поколениями, не будет снисходителен ни к кому. А много ли мы сделали, чтобы это благородство воспитывалось в людях? У нас, скорее всего, культивировались другие качества. Мы видим, как борцам и бойцам дарят квартиры и дорогие машины. Мы видим, как 65 миллионов, потраченных на команду КВН, пропагандирующую образ криминального дагестанца, который транслируется на всю страну. Иногда мне кажется, что над нами, как над народом, ставят какой-то эксперимент, проверяя, что еще можно сделать с людьми, чтобы они окончательно потеряли разум и всяческие жизненные ориентиры. И самое печальное – ведь эту ситуацию вижу не я один. Но видят ли её те, от кого она зависит? Что они делают? Что предлагают? Вопросы в пустоту…
И снова очередной срач в Интернете. Теперь по поводу нового музея. Музей ещё не открылся, а у него уже сменилось три директора. Причём ни одного из них интеллигентным человеком не назовёшь, как, впрочем, не назовёшь и культурным министра культуры. Не хочу углубляться в подробности этой свары, хочу просто на безопасном расстоянии кинуть мимолётный взгляд на весь этот сыр-бор. Никого не жалко. Так им всем и надо. Надеюсь, до стрельбы не дойдёт. А в остальном не сомневаюсь, что процесс доставляет удовольствие всем участникам скандала. Остаётся только восхищаться тем, как минкультовская пресс-служба отвечает на информационные вызовы. В нормальной стране летел бы этот министр куда подальше со своей должности, но у нас всё должно закончиться так, как на РГВК: пока не останется выжженная земля, с человеком не расстанутся. Поэтому не будем удивляться реакции на снесённые заборы.
ТУПИК
Американский художник и писатель-афорист Михаил Туровский как-то сказал: «Чем длиннее тупик, тем он больше похож на дорогу». А иногда люди и не хотят знать, что это тупик. Они с упоением давят друг друга, съедая тех, кто не выдержал гонки, и называя это естественным отбором. Иногда люди настолько приспособились жить так, как они живут, что им не нужно ничего менять – их всё устраивает. Такое вот узаконенное уродство. Их устраивают и скандалы, и поводы для истерик. И тот беспорядок, в котором они пребывают… К сожалению, мы живём в стране, где нет правил. Понять, куда выведет кривая, невозможно.
Наблюдая за тем, что происходит в нашей политической жизни, могу сказать только одно: логики в происходящем нет. Может случиться всё что угодно, и мы узнаем, что выборов может вообще не случиться или на выборы идут те, кого совсем недавно и на пушечный выстрел к политике не подпускали.
В минувшие выходные стало окончательно известно, что ДУМД решил участвовать в выборах. Как я понял, Магомедрасула Саадуева чуть ли не на руках внесли в партию «Народ против коррупции». Судя по тексту Магомедхабиба Тажудинова, Саадуев – это мировая знаменитость и он станет хедлайнером этой партии. «У нас будут депутаты, которые честно будут работать на народ. И в наших рядах будут люди, за которыми нет ни одного украденного рубля. Иншааллах! Свидетельством этому является то, что в Дагестане первым номером в Народное Собрание будет идти тот человек, которого мы все с вами уважаем, тот человек, которого уважает весь современный мир. Это – Мухаммадрасул Саадуев». Судя по всему, это только первая ласточка! По мнению большинства наблюдающих за процессами, такая активность, безусловно, связана с идеологом и вдохновителем всех думдовских многоходовок – Айной Гамзатовой. Человек она амбициозный и, вероятно, подготовила новое поколение думдовских деятелей, которые уже на старте. Всё больше слухов и о политических планах сына муфтия. Насколько я понял, это его люди вцепились в Малашенко на последнем ШГЛ. Деньги у думдовцев есть, людской ресурс тоже. Да и амбиций – хоть отбавляй! Сильная волевая мать-вдохновительница тоже всегда рядом. Чует моё сердце: мы на пороге интересных событий, о которых пока и не подозреваем.
Лично я движение клерикалов во власть, в силу своих убеждений. по определению не принимаю. Мировой опыт не имеет ни одного современного успешного клерикального государства. Научно-технический прогресс – главный враг религии. Но моё мнение здесь не имеет значения. Эти люди – наши сограждане, и если уж они решили войти в органы исполнительной или законодательной власти и нет к этому никаких законных препятствий, то остаётся только сесть поудобнее и наблюдать за тем, что произойдёт дальше. Нам через независимые интернет-ресурсы уже как бы намекнули, что в Москве получено добро на участие клерикалов в выборах. Если так, то будет интересно узнать имя того, кто благословил их на эту активность. Насколько я понимаю, в расклад, который видели в Дагестане московские кураторы несколько ранее, клерикальное возрождение вообще никак не входило. Не для того они чистили Дагестан от альтернативных центров силы, чтобы освобождать политическое поле для религиозников. Я полагаю, глава республики тоже понимает, что будут последствия, о которых мы сейчас и не подозреваем. Пока боролись с салафитами, укрепился их прямой конкурент за паству.
Если раньше думдовские были открыты к диалогу с властью и к каким-то договорённостям, то сегодня, освободившись от давления конкурентов и укрепившись, не уверен, что они уже будут так же сговорчивы. Сейчас всё принципиально по-другому. Одно очевидно: Москва к такой ситуации оказалась не готова и откровенно не знает, что делать. Она болезненно переживает смены режимов даже в ближнем зарубежье, а уж в Махачкале точно не потерпит неконтролируемости.
В общем, всё только начинается. И в этой ситуации повезёт тем, кто сумеет выдержать дистанцию… Путь из тупика – это всегда путь назад… Что ждёт нас на этот раз – узнаем только со временем…
Да, Заур, ты, несомненно прав в одном! Нас загнали в тупик! Но ты ошибаешься, если считаешь, что оттуда есть путь назад. Ее нет!!! И уже быть не может! Мы давно прошли точку возврата, бескровного выхода из него! На любом уровне власти кругом мы видим алчных казнокрадов, жуликов, воров, членов ОПС, возникших еще в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века и попозже, для которых главная ценность — деньги, большие деньги. Более того, в последние 4-5 лет в республике созданы такие условия, при наличии которых ни один дагестанец, имеющий честь, совесть, собственное мнение и достоинство, не может и не захочет быть в этой власти. Потому, что ему омерзительны «внутренние правила» этой власти. А надеяться, что наверху не знают, не понимают, что происходит в республике — значит в недалеком будущем будем оплачивать и не один раз страшную цену за молчание части дагестанского общества, не подверженного влиянию этого разрушительного и, несомненно, кем-то управляемого хаоса.
Еще. Давайте мысленно перенесемся в началу 90-х годов прошлого столетия. Что мы обнаружим?! А то, что под прикрытием красивых лозунгов в исполнительные и представительные органы государственной власти, в правоохранительные структуры, судебную систему практически повсеместно пришли махровые лжецы, коррупционеры, представители беловоротничковой и иной организованной преступности. От них нечем не отличались и представители духовных управлений мусульман России, которые также ринулись во власть тогда. Это факт. Что изменилось с тех пор? Ровным счетом ничего! С учетом этого горького опыта надо полагать, что т.н. партия «Народ против коррупции» будет красивой упряжкой для внедрения во власть новой непонятной нам, народу Дагестана силы. Несомненно, кем-то протаскиваемой! С непонятными задачами и целями! Я не верю, что это самоорганизованная сила, задачами и целями которой является борьба с коррупцией.