Робин Гуд из Кенхи
Всё началось с того, что житель чеченского села Кенхи Рамазан Джалалдинов пожаловался президенту России Владимиру Путину. Но Путин не ответил. Суть жалобы была в том, что в Чечне выдают компенсации, пособия и даже зарплаты только тем бюджетникам, кто согласен на откат в 2/3 суммы. А ещё, жалуясь теперь уже Рамзану Кадырову на районных чиновников, Джалалдинов записал видеообращение, в котором демонстрировал полуразрушенные дома в Кенхи. Реакция главы Чеченской Республики ждать себя не заставила. После угроз мужчина уехал из Шаройского района. Сейчас он находится в Дагестане.
Заур Газиев
Как бы странно это ни звучало, началась эта история в далёком 1944 году. Как известно, тогда, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши в течение 24 часов были депортированы в Среднюю Азию. Но они не единственные жители нашей страны, с кем судьба обошлась жестоко. Были и крымские татары, и ногайцы, и карачаевцы, и балкарцы, и турки-месхетинцы, и калмыки, и немцы. Сгоняли с родных мест и лакцев, и аварцев, и даргинцев, и кумыков, переселяя на опустевшие земли чеченцев и ингушей. Очень хорошо помню рассказ пожилой аварки, которая вспоминала, как её родной келебский джамаат в течение 24 часов сняли с родных мест. Людей вытаскивали из домов, невзирая на обстоятельства. Были семьи, которым даже готовящийся хинкал не удалось попробовать. Были и те, кто не смог забрать своих детей, гостивших у родственников. Конечно, были отдельные энкавэдэшные мрази, мародерствовавшие на чужой беде, но для подавляющего числа дагестанцев это была большая беда. Я помню, как наши старики с сочувствием рассказывали про те годы. Горцы, которые всем сердцем, всей душой и корнями были привязаны к своей земле, которые крайне редко выезжали за пределы своих поселений, очень тяжело переносили перемену климата, обстоятельств. Большую часть пути до Чечни им пришлось идти пешком. И даже дойдя до мест своей ссылки, люди терпели лишения. Никакое это не счастье оказаться по воле злого рока в чужом доме, жить в нем, зная, что где-то умирают люди, которых из него выгнали. Когда люди приходили в опустевшие чеченские сёла, они видели те же незапертые двери, те же кастрюли на плите, те же разбросанные по дому вещи…
А потом, когда Хрущев вернул вайнахов на их родину, аварцам и лакцам пришлось тоже возвращаться домой. И так же быстро, и тоже пешком. Старики, дети умирали по дороге. Бывало и такое, что пожилые люди, чувствуя в пути свою скорую смерть, чтобы не быть обузой для тухума, уходили ночью умирать в чистое поле… Из трёх переселённых сёл келебского джамаата вернулось только два, и то не полностью! Самое большое из этих сёл, Роктах, сегодня пустует… Понимая, что многие просто не перенесут сложной дороги в горы, возвращавшимся горцам давали землю в Кизилюртовском районе. Люди до сих пор с ужасом вспоминают скитания, которые выпали на их долю. С тех пор разделённые семьи так и живут…
Мы всегда сочувствовали горю наших соседей, но и нас эта история коснулась самым жестоким образом. Угадайте, куда делось село Кала-Корейш? Правильно, оно было полностью депортировано! А Сулевкент? И ещё много-много других сел, от которых остались только названия. На протяжении десятилетий нам говорили о том, что аулы переселялись, а причину не называли. Есть ли в этом вина дагестанцев? Согласитесь, глупый вопрос. Аварское село Кенхи – это старое чеченское село Кехи, куда переселились аварцы. По той причине, что тейп, живший прежде в Кенхи, практически полностью погиб в депортации, аварцев не просили убираться к себе в Дагестан. Кенхинцы сегодня – это высокопрофессиональные строители-каменщики. Никто не умеет делать кладку из природного камня так искусно, как они. Все подобные работы в резиденции Кадырова и на всех культурных объектах Чечни выполнены кенхинцами. Их труд был всегда востребован, а с течением времени ценится всё выше, но по селу этого не видно. Видео, сделанное Джалалдиновым, красноречиво показывает положение дел в этом селе сегодня. А ещё он в этом видео объясняет причины своего беспокойства. И кто ожидал, что дискуссия в соцсетях выльется в антиаварские, с одной стороны, и антикадыровские посты – с другой? Я и не думал, что у наших соседей столько обид на дагестанцев. Наши соседи писали такие чудовищно оскорбительные вещи, что даже в качестве примера их приводить не хочется. Такое не пишут в нормальном состоянии. Конечно, есть новолакская проблема, но говорить, что в Дагестане целенаправленно преследуются чеченцы, я думаю, нет оснований. И очень трудно объяснить людям, что в Дагестане этнический расизм невозможен. У нас почти изжито такое понятие, как национализм. Ну, разве что если человек в первом поколении спустился гор и держится за свою миниидентичность.
ГЕРОЙ ИЛИ ЯБЕДА
То, что у нас в Дагестане считается проявлением гражданской позиции, в Чечне оказалось масштабным событием. Такое чувство, что чеченцы люди настолько отвыкли от всего, кроме лести, что не готовы воспринимать реальную картину такой, как она есть. Конечно, мы тоже рады успехам наших соседей, но это не должно быть для них поводом для завышенной самооценки – до полной потери адекватности самовосприятия. Игорь Коляпин (чеченское отделение Комитета против пыток) просто разместил на своей ленте информацию о Рамазане Джалалдинове, и посыпались комменты. И главный вопрос дискуссии: Рамазан – герой или просто ябеда, стукач? Игорь на это отвечает: «Это зависит от намерения, Алихан. Или, как говорят юристы, – от умысла. Один восстает против системы, чтобы ее возглавить, другой – ради денег. А если человек восстает ради справедливости, тем более если он восстает в одиночку, когда другие молчат, то этот человек – герой. Независимо от того, восстает ли он против тирании с оружием или просто публично говорит о несправедливости, уличая власти в грабеже простого народа. Джалалдинов «ябедничал» не ради себя, он говорил о том, что чиновники требуют «откаты» за получение компенсаций. В условиях нынешней Чечни это настоящий гражданский героизм». После того как Рамазан высказался, ему пришлось уехать из Чеченской Республики. И этот поступок понятен. Никто не хочет, чтобы с него спускали штаны и записывали на видео. А именно такие вещи происходят в Чечне с инакомыслящими. На днях он дал новое интервью из в махачкалинской квартиры своих друзей. Мужчина старается не привлекать к себе внимания. Если его увидят на улице, то даже это смертельно опасно. «Я ни с кем, ни с правозащитником, ни с правоохранителем не советуюсь, я все пишу сам», – так сказал о своём заявлении Джалалдинов. И здесь было бы уместным привести текст его обращения к Владимиру Путину: «Уважаемый Владимир Владимирович! Я, Джалалдинов Рамазан Абдукович, проживающий в селе Кенхи Шаройского района Чеченской Республики, несколько десятков раз обращался к вышестоящим руководителям Российской Федерации об ущемлении жителей нашего села по национальному признаку». В тот же день Рамазан, понимая последствия, уехал из села, почти не надеясь вернуться. Он говорит, что знал о том, на что идет, но сил сдерживаться больше не было! В его видео не было постановочных кадров, это был вполне будничный отчет о жизни в высокогорном селе Шаройского района Чечни. Произвол чиновников, поборы, откаты, угрозы… Как, впрочем, и во всей России. Только в более мягкой форме. После видеообращения Джалалдинова Рамзан Кадыров направил в Шаройский район руководителя администрации главы и правительства Чеченской Республики Ислама Кадырова. Чиновник в ходе своих встреч интересовался, как в действительности обстоят дела в Кенхи, и потребовал от местных властей скорее «разобраться в причинах такого поступка Рамазана Джалалдинова», отметив «недопустимость ложных обвинений в бездействии руководства республики». После этого жители Кенхи провели сход, на котором публично осудили Джалалдинова и назвали его слова клеветой. Сход снимали журналисты чеченского телевидения. После этого в чеченских СМИ появились материалы с опровержением высказываний Джалалдинова. Комментируя эти статьи, пользователи соцсетей выражали опасения за жизнь мужчины.
После визита Ислама Кадырова Рамазан Джалалдинов сообщил, что его родным предлагали за вознаграждение говорить журналистам, будто он психически болен. Чеченские власти пытаются выставить Джалалдинова лгуном, тогда как в Кенхи действительно есть проблемы, требующие решения. Затем Рамзан Кадыров на своём профиле ВКонтакте раскритиковал и оскорбил Рамазана Джалалдинова. После этого храбрый кенхинец обратился с заявлением на Рамзана Кадырова, в котором попросил Юрия Чайку дать правовую оценку словам главы Чечни. Джалалдинов считает действия Р. Кадырова неправомерными и ущемляющими его интересы и гражданские права и отмечает, что никто не имеет права на оскорбление достоинства человека. При этом он приводит статьи 18 и 19 Конституции России, в которых говорится о том, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», что «все равны перед законом и судом» и что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина».
***
Уже сейчас нетрудно предположить, каков будет финал этой истории. Если Рамазана Джалалдинова поймают кадыровцы, то заставят каяться на камеру, возможно, будут публично унижать. Или же распространят видео или фото с его унижением. Если будет возможность, то кадыровцы могут и убить его. История с Немцовым никаких иллюзий не оставляет. В назидание другим. Если же Джалалдинову удастся выбраться за границу, то у него появится шанс выжить. В этой ситуации поразило огромное число дагестанцев, желающих ему помочь. Даст бог, спасётся кенхинец. А пока мы видим, как с молчаливого согласия Москвы идёт охота на маленького человека, осмелившегося потребовать справедливости и соблюдения ЗАКОНА.
Добавить комментарий