Фото_Выборы_www.pasmi.ru

Есть такой культовый американский фильм под названием «День сурка». Сюжет этого фильма в том, что человек много раз просыпается и попадает в утро одного и того же дня. Он встречает тех же людей, видит те же события, телепередачи, совершает те же поступки. Главный герой фильма всё уже знает наперёд, но ничего не может с этим поделать. И этот кошмар повторяется снова и снова. Вот так и в Дагестане – от выборов к выборам происходит одно и то же. Опять у нас список кандидатов в депутаты, от которого остатки волос на моей голове встают дыбом…

Заур Газиев

И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ…

Лично мне очень трудно понять логику тех, кто, получив должность, не готов брать на себя ответственность. Социальный статус – это приятно, но хотя бы из благодарности к тому, кто вас назначил, можно ведь попытаться хоть что-то делать! Не из чувства долга или инстинкта самосохранения, а хотя бы из благодарности! Однако нет! Люди гордо несут свои виртуальные начальственные короны. Вот и получаются такие начальники, как два последних гендиректора РГВК, такие министры, как нынешний министр культуры или министр по национальной политике… Татьяна Гамалей – замечательный специалист в области филологии, о ней говорят как о хорошем друге люди, которые, наверное, ей симпатичны, но министр она никакой. Ну, совсем никакой. История с элистинским унижением Дагестана показала, что сложившееся положение вещей далее прятать уже невозможно. Никак! Количество конфликтов в обществе увеличивается. Дагестан по их числу в Федерации – один из лидеров. При этом Миннац вообще не подаёт никаких признаков жизни. Проект «Кунаки» это мило, но в нашей циничной жизни он смотрится как детский утренник. В мире, да и в нашей стране, действуют технологии воздействия на массовое сознание, которые в корне меняют настроения в обществе. Технологии! Это вам не прокатиться в гости к такому же добродушному пельменю, как и вы сам. Кто-нибудь расскажите Татьяне Владимировне и Рамазану Гаджимурадовичу, почему вдруг русские все вместе возненавидели украинцев, а до этого главным пугалом были кавказцы. Ну, хоть кто-нибудь расскажите людям, принимающим решения, что национальная политика – это сложная технология, которую понять умом милой дамы невозможно!

Наше общество и так очень сложно устроено, а дилетанты в межнациональных отношениях не только не помогают, но и упускают драгоценное время. При этом открыто говорить о проблемах никто, кроме Алибека Алиева, не хочет. Не считая самого главу республики. Все прячутся от проблем. Включая Министерство по национальной политике. Такое чувство, что вся работа министерства – это поездки по семинарам и совещаниям. Реальной «полевой» работы с гражданами мы не видим, не говоря уже о том, чтобы провести какой-то более или менее грамотный анализ того состояния, в котором находится общество, мониторинг конфликтов и точек напряжения.

Дагестанская вертикаль сегодня устроена очень авторитарно. Все боятся зайти к Рамазану Абдулатипову, чтобы сказать ему, что на самом деле происходит в республике. И выходит, что глава республики просто не знает, какие настроения за оградой Белого дома. Последний хит социальных сетей – чиновница из Минкульта Зулейха Ахмедова, пришедшая в музей на улице Даниялова и спросившая про дом с атлантами: «Это же здание XVIII века»? И эта украшенная должностью невежественная женщина заправляет делами в Минкульте! Я так понимаю, что она там много чего ещё наговорила музейщикам, вследствие чего её разговоры, выложенные в сеть, стали предметом стёба.

Я вам скажу, господа, эта ситуация – приговор системе! Если такие люди могут руководить культурой, то можете себе представить компетентность самого министра культуры, у которого такие работники?! Интересно, грамотная чиновница в курсе, что недавно отмечали 150-летие Махачкалы? И как я понимаю, она там не одна такая «просвещённая». Эта тема сотрясала соцсети всю неделю. И всё заканчивалось риторическим вопросом, а намного ли грамотнее Ахмедовой её начальница? По части деланья мерзостей своим бывшим подчинённым Бутаева переплюнет любого, и не нужно покупаться на её ангельскую внешность. Про Министерство спорта я вообще молчу. Человек, очевидно, не понимает, что он министр, а не главный тренер. А министр – это какая-то общественная функция, а не только соревнования.

25 апреля в Махачкалу из Москвы летел самолёт с дагестанскими спортсменами. Наших было видно не только по спортивкам с капюшонами, но, прежде всего, по поведению. Выкрики, гомерический хохот, приставание к девушкам, какие-то нелепые прыжки и ужимки. Авиапассажиры сторонились их как стаи диких зверей, задаваясь вопросом, есть ли у этих людей родители. Занимался ли кто-либо их воспитанием? Читали ли им родители в детстве добрые книжки, ходили ли они с ними в кино? И вообще, что нужно сделать с ребёнком, чтобы в наш информационный век получились такие чудовища… И если какое-то время можно было надеяться, что это не наши ребята, то когда народ собрался у стойки регистрации на посадку в Махачкалу, сомнений уже не осталось. Элистинская история – очень неприятная, и здесь много несправедливого по отношению к нам, но это накопленное раздражение по поводу поведения наших людей! Рейс из Москвы только подтвердил сложившуюся репутацию. Никого ничему не учат совершенные ошибки. Скольких спортсменов ещё нужно унизить, чтобы они поняли: своим хамским поведением они позорят Дагестан, вызывают раздражение у цивилизованных людей.

А с другой стороны, чего мы хотим от молодёжи, когда примеры самого необдуманного поведения показывают взрослые люди! Если в молодом организме гормоны побеждают разум, то объяснить, почему взрослые, наделённые жизненным опытом люди ведут себя по-свински, никак невозможно. Они-то должны понимать – любые действия влекут за собой последствия. Сегодня мы имеем худший кабинет министров из всех, что когда-либо у нас были. У нас не День сурка – каждый раз всё хуже и хуже. Хоть не просыпайся…

ГОЛОСУЙ, НЕ ГОЛОСУЙ, ВСЁ РАВНО ПОЛУЧИШЬ ТО, ЧТО ВЫБЕРЕТ ХШ.

Итак, началось неприглядное дагестанское шоу под названием «Составление списков депутатов». Выборы уже не страшны. Выборы просто неприятны, как и любые имитации и манипуляции. Если бы списками не занимался Хизри Шихсаидов, то можно было бы надеяться, что идея главы республики обновить состав парламента хотя бы наполовину будет воплощена в жизнь. Но после махачкалинских выборов эти надежды граничат с психическим диагнозом. Какой смысл в переменах, если вдруг в этот парламент попадут безграмотные и некомпетентные люди типа тех, что там уже были?! По ситуации с РГВК и Миннацем мы видим, что непрофессионализм у нас не наказуем! Ну, а если к составлению списка имеет отношение Хизри Шихсаидов, то можно не сомневаться – список будет пополнен коррупционерами всех мастей, спортсменами и огламуренными бандитами. В конце концов, приличным людям там всё равно делать нечего. Даже гипотетическое присутствие в списке Алибека Алиева, который там как луч света в тёмном царстве, становится весьма сомнительным. Весьма! Очень хотелось бы ошибиться, но всё говорит о том, что в дагестанский парламент опять наберут марионеток, которые будут голосовать по приказу, проводя одно антинародное решение за другим. Причём наберут отборнейшую публику, дабы народ озверел от происходящего ещё сильнее.

Сегодняшние процессы в Дагестане настолько очевидны, что даже при большом желании сохранить надежды на перемены, включив всё воображение, не получится. И в этом плане большой разницы между составом дагестанского парламента и беснующейся толпой из московского аэропорта я не вижу. Ни тем, ни другим нет дела до последствий их деятельности.

Система глазами простых граждан определяется тем, какие люди в ней работают. Глава республики – не только человек, который руководит. Это ещё и решения, которые он принимает, люди, которых он выбирает, слова, которые он говорит…

Невозможно всё это воспринимать в отрыве от источника. Если люди, которым Рамазан Гаджимурадович дал шанс, плодят ему врагов и не заботятся о порученном им деле, то вариантов в данном случае немного: выгнать с позором и дать шанс другим, либо разделить ответственность за все безобразия, которые творит протеже.

Вариант «царь хороший – бояре плохие» в информационном обществе не работает. Не нужно делать того, что бесит людей, и не будет причин убеждать общество в том, что оно неправильно вас поняло.

Всем, кто любит Дагестан, в конце концов, неважно, кто стоит у власти. Важно, чтобы этот человек приносил республике пользу. Мы понимаем, что трудные времена – не вина республиканских властей, а их беда. Не в Дагестане формируется наша политическая система. А если бы это и происходило, не факт, что было бы лучше, чем сейчас, скорее – наоборот. Нам важно, чтобы местные власти понимали суть происходящего в республике, чтобы они отвечали на вызовы времени, а не плодили конфликты. Нам важно, чтобы власть была эффективной. Ну, хотя бы в тех обстоятельствах, в которых она находится. Нам важно, чтобы в Дагестане интеллектуалов становилось больше, чем борцов, чтобы хотя бы в образовании решающее слово принадлежало интеллектуалам, а не спортсменам. Нам важно, чтобы прогрессу, экономике, туризму не мешали клерикалы. Нам важно, чтобы не происходило расшатывание государственной системы.

Давайте скажем себе правду: некомпетентные чиновники своим бездействием раскачивают государственную систему. А это всегда случается незаметно, в тот момент, когда никто этого не ждёт. Власть рушится, и её подбирают другие силы. В нашем случае это однозначно будут клерикалы. И тогда скрытый гражданский конфликт обязательно перейдёт в военную фазу. А потом приедут танки из Москвы, и Махачкалу ждёт та же участь, что и Грозный… Сейчас такой сценарий кажется утрированным, но каждый некомпетентный чиновник своими действиями, своим безоглядным хамством, воровством и нежеланием выполнять свой общественный долг приближает этот день. Кто-то невольно, а кто-то очень даже целенаправленно.

Нам важно, чтобы сделанные ошибки исправлялись, а не закапывались следующими ошибками. Да много еще чего нам нужно…

И пишу это, наверное, я зря, потому что ничего не меняется, потому что Ахмедов как заправлял делами на РГВК, так и заправляет – он даже кабинет свой не освободил! Приезжает каждый день на работу, всем своим видом показывая, что указ, подписанный главой республики, вообще ничего не значит.

А пока мы снова и снова бежим по тому же самому кругу, выдавливая из республики лучшую молодёжь, уничтожая своё будущее, давая возможность властвовать хапугам и подлецам. Мы снова плодим несправедливость, и зло у нас постоянно побеждает.

… Каждый раз вспоминается старый советский анекдот, в финале которого жутко напившийся с русскими геологами иностранец поутру произносит сакраментальную фразу: «Лучше бы я умер вчера»!