Фото_www.teknoblog.ru

Это не провокация – это факт: в минувший понедельник, 29 февраля, Владимир Путин подписал принятый Госдумой закон о введении новых акцизов на бензин и дизельное топливо. Так как любой товар, кроме того, что растёт у вас под окном на грядке, нужно довозить до места, где его найдёт покупатель, то заплатим мы все. Вы можете смириться, вы можете спрашивать, почему во всём остальном мире бензин подешевел, а у нас нет, но должны хотя бы осознать: мы движемся к экономическому краху. Потому что наши проблемы не в бензине – они в несостоятельной модели развития, от которой мы никак не можем отказаться.

Заур Газиев

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО

Надо сказать, что все, кто занимается экономикой, ставят ей один и тот же диагноз, только с разными интонациями. Сейчас само наличие проблемы признают не только дистанцирующиеся от власти интеллигенты, но и люди, близкие к Кремлю. Однако проблема в том, что невозможно что-либо исправить, не обозначив причин и виновников, приведших нас к печальному результату. Из тех, в чьих руках бразды правления экономикой и возможности проводить какие-то действия, этого не сделает никто! Никто не захочет терять социального статуса, ибо критика режима приведет к изгнанию из системы. А оппозиционеры всё равно ничего не могут, кроме как говорить. Вот и движемся по наклонной без единой надежды на спасение…

Я бы очень хотел порадовать вас, говоря, что всё у нас будет хорошо. Но хорошо будет нескоро! И не видно чьих-либо попыток остановить это стремительное падение. Мы всё время влезаем в какие-то затратные для нашей страны мероприятия. Оплачивать все это за счёт прибылей от нефти, как раньше, не получится. Я уже писал, что в XXI веке нельзя управлять огромной страной так, как средневековой монархией; результат однозначный – технологическое отставание и разрушение общественных каркасов прочности. В век айфонов, социальных сетей, свободного обмена идеями нельзя строить общество, объединенное только ненавистью к кому-то. Меня ещё упрекали в неудачном сравнении. Но оно находит всё больше подтверждений. К примеру, что делали средневековые короли, когда у них не хватало денег на войну? Они вводили новые налоги. Во Франции это закончилось Великой французской революцией… Новые акцизы на бензин – свидетельство того, что дела идут из рук вон плохо, резервы на исходе, деньги брать больше неоткуда. Нет высокотехнологичных отраслей, которые, предлагая миру нужный ему продукт, забирали у него деньги. Как это делают промышленно развитые страны, живущие за счёт своего технологического преимущества. У нас нет современной экономики. Она сплошь оборонная. Свободный бизнес уже давно отжат и разрушен. Доходов от продажи углеводородного сырья тоже уже нет и не будет, американцы сами вышли на энергетический рынок и выпустили туда иранцев.

Не могу знать, на какие статьи бюджета пойдут деньги, отобранные у нас через новые акцизы (налоги) на бензин: на войну в Сирию или на кормление мятежных областей Восточной Украины или на чемпионат мира по футболу 2018 года? Не суть важно, ничто из этого не заменит недостающих детских садов и школ, где у нас всё ещё учатся в две, а то и в три смены; ничто не заменит нам нашей медицины с её человеконенавистнической системой. Сегодня мы увидели, что экономика наша построена крайне необдуманно, без учёта вызовов сегодняшнего времени. Граждане еще не исчерпали своих старых припасов. У нас в Дагестане пока в ресторанах полно людей, продолжают играть пышные свадьбы, люди покупают золото и предметы роскоши, но торговцы на рынках уже почувствовали спад торговли. Нет былых доходов. Люди, привыкшие к определённым деньгам, закрывают или продают свои магазины. Они первые почувствовали неладное. А что будет через год – мы не знаем!

И ещё одна проблема, непосредственно касающаяся нас, – это рост долгов регионов России. Уровень коммерческой задолженности субъектов Федерации на сегодняшний день официально признан критическим. Расходы, связанные с обслуживанием этого долга, связывают экономику регионов по рукам и ногам. Об этом в конце минувшей недели сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. А он – не Жириновский, он лишнего не скажет! Если уж Козак говорит о том, что страна воткнулась в проблему, значит, дела очень плохи.

Одновременно и независимые эксперты не видят предпосылок к снижению долговой задолженности регионов в течение ближайшего годы. Да и маловероятно, что долги, образовавшиеся в благополучные «нулевые», получится оплатить во время кризиса.

Объективности ради нужно сказать: процесс накопления субъектами долгов перед бюджетом начался ещё в 2013 году. Когда прекратила свой рост промышленность, замедлились инвестиции. В 2014 году, в связи с санкциями и обвалом цен на нефть, ситуация обострилась до крайности. В общем, причины нынешних и будущих бед надо искать не за границей, а в вертикали, которая сформировала нашу политическую и экономическую системы.

ВАШИ ПРОБЛЕМЫ…

У вас может возникнуть вопрос: какое отношение всё вышеперечисленное имеет к вам? Разбираетесь вы в экономике или не разбираетесь, интересуетесь вы политикой или не интересуетесь, но всё это ударит в первую очередь по простым гражданам. Пойдут повальные сокращения в структурах, которые мы всегда считали надёжными, например, сегодня в самых оптимистичных прогнозах говорится о сокращениях, которые коснутся даже армии и МВД! Найти работу будет сложно. Открывать своё маленькое дело, когда вокруг полно дешевого китайского ширпотреба, нет смысла. Возможно, притом, что один доллар стоит 200 рублей, китайское станет нам не по карману и мы будем вынуждены производить своё. Однако сейчас это не так. Для того чтобы начать делать какой-то бизнес, нужны опыт, навыки, какое-то оборудование. Если же ничего этого у вас нет, остаётся только зарегистрироваться на бирже труда и получать пособие, которое ниже потребительской корзины. Нужно быть готовым и к такому раскладу.

Наши экономические трудности – не просто набор умных слов и непонятных страшилок; это означает, что зарплаты будут реально урезаться, задерживаться. Граждане снова должны научиться делать припасы, а мешки с мукой, картошкой и сахаром вскоре займут пустые места в наших подвалах и кладовках. Благо, что хоть учиться не придется – опыт имеется еще с коммунистических времён!

По официальным данным из Минфина России на 1 февраля 2016 года, суммарный долг российских регионов по разного рода обязательствам – от коммерческих и бюджетных кредитов до государственных ценных бумаг субъекта – составил в 2,335 трлн. рублей. На коммерческие кредиты из этой суммы приходится чуть более 900 млрд. рублей, что, между прочим, превышает размер бюджетных кредитов (около 800 млрд. рублей). Подобные проблемы с бюджетом, по данным Счетной палаты, ощущают 75 из 85 российских регионов. Дагестан в этом ряду не исключение. И здесь не нужно винить конкретных людей из нашего прошлого. Это общая тенденция по всей стране. Несмотря на то что после тучных лет мы внешне выглядим гораздо лучше, чем в 1992 году, особенно Москва и Санкт-Петербург, экономическое состояние таково, что ничего хорошего ждать не приходится.

Подводя итоги, хотелось бы обозначить главные причины, по которым мы оказались в столь плачевном состоянии: общий системный кризис экономики, падение доходов предприятий и реальных доходов населения.

Это, в свою очередь, сильно урезало поступления по основным региональным налогам – налогу на прибыль и на доходы физических лиц, что не могло не отразиться на нынешнем многострадальном бюджете. Некоторые эксперты уже окрестили главный финансовый документ страны «бюджетом с петлёй на шее». Как вы понимаете, латать дыры в этом в нем будут за наш счёт. Кстати, на днях был подписан ещё один новый акциз на автомобили… Я, конечно, верю, что всё будет хорошо, но думаю, случится это не очень скоро…