Зачем ломать устои?
По поводу попытки обновления дагестанского гимна, предпринятой главой нашей республики Рамазаном Абдулатиповым, больше шумят социальные сети, чем собственно средства массовой информации…
Багаудин Узунаев
Соцсети вообще довольно шумное место, там шумят, не выбирая слов, шумят по всякому поводу, иногда сами изобретая их, как говорится, высасывая из пальца.
Соцсети, которые сегодня заняли заметное место в информационном пространстве, довольно странное явление, по крайней мере в моем восприятии. Есть даже мнение, что они вот-вот перетянут одеяло информационного кормления населения на себя и традиционные СМИ попросту сдуются и отомрут.
Не думаю, что дойдет до этого… Хотя в том, что наличие соцсетей для большинства станет вполне легитимным основанием перестать читать книги и газеты, я не сомневаюсь.
В свое время поэт Юрий Левитанский написал строки, которые, как мне кажется, пророчески вскрывают метафизическую суть соцсетей. Пародируя кого-то из своих коллег, он выдал следующее двустишие: «Но если не писать, то нечего читать,/ Поскольку я других поэтов не читаю…» Так и завсегдатаи соцсетей: сами пишут, сами читают, сами себе разносят и нахваливают…
Так вот именно в этой среде больше всего шумят насчет обновления гимна.
Вы знаете, инициатива Р.Г. Абдулатипова вызывает у меня двойственное чувство. С одной стороны, он горой стоит за традиции, их сохранение и развитие (а я бы использовал другое слово – приспособление, адаптирование, так как традиция на то и традиция, чтобы оставаться неизменной). Он и сам писал об этом, я помню его цитату: «Главный закон развития культуры – это закон преемственности. Культура будет жить, если мы сумеем передавать ее от одного поколения другому».
Но если теперь применить этот его вполне правильный тезис к его же инициативе по обновлению гимна Дагестана, то получится, что он сам пытается нарушить этот закон. Гимн, сработанный в свое время композитором Чалаевым, уже успел стать частью нашей политической, государственной реальности. В наш быт, нашу социальную среду он по понятным причинам не вошел, да и не мог войти, ведь это все же часть государственной символики – не хит, не популярный шлягер, который у всех на устах. Согласен, что выглядит он мрачновато, но не более чем наша с вами дагестанская жизнь. Ведь глава сам же говорит, что без году неделя, как у нас в Дагестане перестали звучать смертоносные взрывы. Так чему нам в таком случае радоваться? Их окончанию? Но мы же не глухие, не слепые, мы же услышали нашего президента, который объяснил нам, что боевики запрещенной в России ИГИЛ, с которыми так успешно воюет российская авиация, стоят на подступах к нашим границам и не сегодня-завтра могут вторгнуться на нашу территорию. Само слово запретить легко, а как запретить ему двигаться к нашим границам? Впрочем, я не сомневаюсь, что армия справится с этой задачей. Я о другом: зачем ломать то, что устоялось и стало привычным, как наш родной ландшафт?
Это одна сторона медали. Есть и другая.
Как вы, наверное, знаете, почти у каждого из народов Дагестана есть свой гимн. Он есть даже у Акушинского района, где я недавно был на фестивале патриотической песни «Судьба и Родина едины», организованном РДНТ МК РД. Сработал его доморощенный композитор, но сработал так, что мороз по коже дерет…
Почему «почти»? Потому что лично слышал не все гимны. Вот, например, кумыкский гимн звучит практически на каждом более-менее значимом собрании кумыков, особенно с национальной повесткой. Слышал аварский гимн – аварцы также не упускают случая продемонстрировать политическую зрелость. Правда, сейчас выяснилось, что музыка эта украдена у старинной лезгинской песни. Гимн есть и у лакцев, которые тоже бережно сохраняют свой «суверенитет» хотя бы на таком символическом уровне. Но, как я уже не раз писал и в других материалах, не бывает в природе предмета или явления, у которого не было бы стержня, хребта, ствола. Это естественно – ствол должен быть у любого предмета. Для того чтобы понять это, не нужно быть главой Дагестана. Достаточно просто иметь голову на плечах. Но Абдулатипов, так уж совпало, и глава, и имеет голову на плечах, поэтому не удивительно, что он затеял весь этот сыр-бор вокруг обновления гимна. Кстати, он вполне последователен в своих действиях: о том, что в Дагестане должна быть государствоообразующая нация, нация-стержень, нация-ствол, он говорил, еще не будучи главой. А свое мнение о том, какая из наций Дагестана является таким стволом, он тоже никогда не скрывал. Поэтому его инициатива по обновлению гимна вполне укладывается в рамки его политического мировоззрения. Одно только не учел глава Дагестана, что получить доброе согласие дагестанцев на такого рода обновление очень трудно.
Если вообще возможно.
Добавить комментарий