Фото_Сила цифр_www.snob.ru

Современное прочтение известной басни Крылова: только потеряв сыр, можно обрести свободу слова

Есть такое понятие, как открытые источники. Подчас не нужно искать инсайдерскую информацию, нет необходимости в глубоком анализе – вам достаточно просто сопоставить цифры, и начнёт складываться реальная картина интересующего вас объекта. Без идеологической накачки, без истерик и назначения виновных, без поиска тех, кому выгодно озвучивать эту информацию, вы увидите голую правду без прикрас и подтасовок. Просто цифры. Для чего это нужно? Ну вы же хотите знать, куда едет поезд, в котором вы уже сидите!

Заур Газиев

Нравится это кому-то или не нравится, но те, кто знаком с экономической статистикой, в один голос утверждают, что 2016 – последний спокойный год в ближайшей истории нашей страны. Очень хочется, чтобы данный прогноз не сбылся, но реальное положение дел говорит о том, что ничего хорошего ждать не приходится. Наша главная беда – неэффективная экономика, прорехи которой покрывались высокими ценами на нефть. Теперь таких цен нет и в ближайшие годы не будет. Этот год мы держимся за счёт высокой инфляции и старых запасов. А к реформированию экономической модели ещё даже не приближались. В издании «Коммерсант» на днях вышла информация о планах реформирования российской экономики: «Уже после принципиального согласования проекта антикризисного плана министр финансов РФ Антон Силуанов напомнил коллегам по Белому дому, что из 250 млрд. руб. средств на его исполнение у правительства есть лишь 120 млрд. руб. антикризисного фонда. Остальные деньги можно получить лишь правкой бюджета, либо из резерва, находящегося в распоряжении президента Владимира Путина. Попутно Минфин предложил сократить расходы антикризисного плана и вычеркнуть из него пункты, снижающие доходы бюджета».

Не то чтобы я не доверял Минфину, но хорошо бы сокращать военные расходы, а не проекты по реформированию экономики. Когда нам нечего будет есть, то и оборонять будет нечего. Да и голодные люди с ядерной ракетой – это очень плохо!

Правда, при этом в который раз встаёт вопрос, почему мы воткнулись в эти проблемы. Понятно, что стране после девяностых нужна была передышка, мы видели, что за эти тучные годы построены школы, новые дороги, приведены в порядок какие-то общественные пространства. Мы получили доступ к какому-то мировому опыту. Есть какие-то наработки. И потом мы уже не страна с плановой экономикой, у нас есть какой-никакой опыт рыночных реформ и рыночной экономики. Мы не на ровном месте вылезаем из болота. А если учесть, что четверть всех полезных ископаемых мира находится в нашей стране, то мы могли бы сильно по поводу нефти не печалиться.

Однако наша система съедает сама себя. Мы буквально упёрлись в политические препятствия. Нынешняя модель себя не просто исчерпала, она вредна для нашей страны. Самый свежий пример с аэропортом Домодедово, где налицо явный факт попытки рейдерского захвата. И это на глазах у всего мира! А в таких условиях бизнес не будет приходить в нашу страну. Да и свой бизнес будет продавать всё и убегать из страны. Бизнесу, как и политической системе, нужно понятные честные правила. В противном случае он становится невыгодным, так как слишком много ресурсов съедают коррупция и политическая охрана бизнеса. Уже можно хотя бы в основной части обеспечивать себя собственными продуктами питания и предметами первой необходимости, но в стране, где легче дать взятку и сесть на должность с распилом, очень трудно убедить людей в том, что может быть какой-то иной более доходный бизнес.

Пока честное реальное производство не начнёт приносить легальный доход, сопоставимый с доходами, получаемыми при коррупционном разделении труда, отечественного продукта у нас не будет! На доходном месте деньги отбиваются быстрее. При этом те бизнесмены, которые всё же есть, будут стараться уходить в тень – подальше от грабительских налогов.

***

За последние два года ситуация в корне изменилась. Если раньше мы, граждане, были нашему государству не нужны, оно жило от доходов с продажи нефти и газа, то теперь, когда былых доходов от продажи нет, государство вспомнило, что во всём мире страны живут за счёт налогов со своих граждан. И пошли придумывать один налог за другим! Если в развитых демократиях люди платят налоги, эти выплаты прозрачны, народ контролирует свое государство через выборы и свободные СМИ, то у нас ситуация принципиально иная. Наша система зашивает наши налоги в цену продукта, акцизы, пошлины и т.д. Да и не привыкло наше государство держать ответ за потраченные деньги! Именно по этой причине там борются с коррупцией; государству выгодно не отжимать бизнес у предпринимателей, а поддерживать его.

Сегодня наша экономическая ситуация находится в состоянии когнитивного диссонанса. Очевидно одно: до тех пор, пока в стране не будут упразднены сумасшедшие налоги, пока право частной собственности не станет неприкосновенным, пока есть беспредельничающие силовики, сумасшедшие банковские ставки по кредитам, ни о каком легальном эффективном экономическом производстве и ещё о многом таком, что мешает предпринимательскому климату, и речи не может быть! Уже не знаю, кто там сидит в Государственной Думе и с какими экспертами там работают, но бюджет, просчитанный под доходы от продаж нефти за 50 долларов за баррель, – это какой-то чудовищный непрофессионализм, от которого страдать будет вся страна. Если даже главный финансовый документ страны формируют люди, не понимающие трендов года, то чего ждать от других?! Министерство финансов и то признало: не будет структурных перемен в экономике при 50 долларах за баррель – это долгосрочный кризис. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах мы ещё не достигли дна кризиса. Ситуация будет сильно ухудшаться, а это значит, что Украина, Турция, Америка, Европа станут главными отвлекающими жупелами для наших сограждан, которым просто не дадут прийти в себя и подумать, что же такое происходит в стране. Нам будут навязывать новых врагов, нас будут убеждать, как ужасны те, кто нас осуждает, но собственных реформ, направленных на построение здоровой экономики и нормальной политической системы, у нас не будет.

Гражданам нужно готовиться к тяжелым временам. В одном из своих интервью видный российский экономист Евгений Гонтмахер сказал: «Чтобы выйти из нынешнего системного кризиса, нам нужен рост ВПП не менее 5 % в год. Всё, что меньше этой цифры, – кризис. Но без кардинального изменения экономической модели и столь же глубокой реформы государства такой рост в обозримой перспективе нам не светит. Если мы к этому не подступимся, то уже начавшееся наступление на уровень жизни нашего населения будет «успешно» продолжаться. Возьмем, к примеру, пенсии. В этом году они фактически снижаются, а у нас, между прочим, пенсионеров около 40 млн. человек. И эта тенденция надолго, чудес не случится. Даже если будет вторая индексация пенсий, о которой говорят в правительстве, она будет приурочена исключительно к выборам в Госдуму. Но реально даже на нее нет денег». Минэкономики России в ежегодном мониторинге по итогам 2015 года зафиксировало худшие за 40 лет показатели в розничной торговле и рост доли россиян с доходами ниже прожиточного минимума до 13 %. Граждане сократили потребление и «наблюдают за торговым процессом», экономя деньги и тратя их лишь на самое необходимое, отмечают в Минэкономики. Объемы оборота розничной торговли сократились по сравнению с 2014 годом на 10 %, что является беспрецедентно низким, начиная с наблюдения 1970 года». Ведомство отмечает, что «глубина падения покупок продовольствия в 2015 году беспрецедентна, такой не было даже в кризис 1998-1999 годов, когда средний доход упал значительно сильнее, что говорит о том, что нынешний кризис, в частности – из-за продуктовых антисанкций, наиболее тяжело ударил по беднейшему населению, основная часть расходов которого падает на еду».

Среднегодовой рост потребительских цен составил в 2015 году 15,5 %. Цены на продовольственные товары выросли на 14 %, опередив инфляцию в 1,1 раза. Рост цен на продовольственные товары в 2015 году внес в инфляцию 5,2 процентного пункта (инфляция в декабре 2015 года составила 12,9 % в годовом выражении).

«Торможение роста доходов, обесценивание рубля на фоне сохраняющейся неопределенности в оценке экономической ситуации вынуждают потенциальных потребителей услуг экономить и тратить деньги лишь на самое необходимое», – полагают в ведомстве.

***

И ещё один эксперт, процитировать которого считаю обязательным. Это Наталья Зубаревич – экономист, директор региональной программы Независимого института социальной политики. «В этом кризисе три самых тяжелых момента. Это прежде всего бюджетные проблемы. Это проблемы инвестиций. Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, – это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций – нет новых рабочих мест. И третье – это очень сильный кризис потребления. Люди стали потреблять существенно меньше, даже по сравнению с тем, как упали их доходы: испугались люди. Надо понимать, что это в меньшей степени промышленный кризис. Он не про заводы, хотя есть проблемные. Но это не то, что обвалилось. Промышленности это коснулось частично. И это точно пока не кризис про безработицу. Есть другие формы. Стандартное «завод встал, все потеряли работу» – не про этот кризис». И что это означает? Цифры говорят о том, что какие бы лозунги и результаты опросов не публиковались, люди не верят в благоприятный исход сегодняшней ситуации. Можно сколько угодно повторять как мантру, что Путин всех переиграл, но при этом бежать в обменник и скупать валюту. Нет сомнений, все почувствовали новую ситуацию в стране. И проблема не только в обесценивании национальной валюты, мы видим общий упадок настроения.

И завершить этот текст хотелось бы ещё одной цитатой от Натальи Зубаревич, который тоже открывает глаза на некоторые вещи: «Вот какой мы бюджет федеральный слепили. 21 % с лишним – оборона, 12 % с лишним – нацбезопасность: то есть чуть больше трети – соцполитика. Там сидят две вещи – это трансферты федеральным льготникам, которые относятся к федеральной компетенции, и трансферт Пенсионному фонду, который растет каждый год. Вы видите, как мало тратит федеральный бюджет на воспроизводство человеческого капитала – это все в основном регионы должны делать. Мой прогноз на 2016 год – нацоборону придется рубить. Воинственных заявлений станет меньше, потому что «не до жиру, быть бы живу». 2015-й закончился, и какие масштабы дефицита? Есть регионы, где он под 20 % и больше. Это дестабилизация. Чем плоха эта картинка? Тем, что регионы третий год в кризисе, третий год у них разбалансированы бюджеты. Это очень неправильная ситуация при управлении. И как она будет разруливаться, до конца не понятно; пока она подвешена. Подкидывают какое-то количество денег, самые жесткие проблемы как-то разруливают, но все равно это бултыхается в разбалансированном состоянии». А к чему приводит дефицит бюджет? К задержкам по зарплате, сокращению расходов, урезанию зарплат и тотальным долгам региона.

Цифры – вещь беспристрастная. Читаем, анализируем и не верим демагогам. Цифры вам скажут, в каком направлении и с какой скоростью едет поезд, котором мы сидим. И это гораздо важнее, чем те песни, которые мы поём сегодня.