122101011624

Общение с другими людьми я выстраиваю, как и все вы, разумеется, в форме диалога. Бывает, что человек не может или не хочет меня услышать, тогда я пытаюсь донести до него информацию в другой форме. Бывают такие случаи, что надо до кого-то достучаться, донести определенную информацию.

Теймур Абдуллаев

Жертвами пожара в психоневрологическом диспансере в Воронежской области стали 9 человек. 12 человек получили сильные ожоги. Третий в этом году пожар в психоневрологических учреждениях, а в 2013 году в интернате для душевнобольных в Новгородской области сгорело заживо 36 человек.

Андрей Георгиевич Бильжо, в прошлом врач-психиатр, кандидат медицинских наук, а ныне публицист и общественный деятель, написал по этому поводу: «Страна, в которой практически ежегодно сгорают корпуса с беспомощными душевнобольными, и люди эти сгорают заживо, десятками, не имеет права называться цивилизованной, как и населяющий ее народ, мы с вами. Это чистый фашизм. Важна ли здесь причина пожара? Ни первого, ни второго, ни пятого… Регулярного. Думаю, что нет. Это стало нормой. Правилом. Ужасное содержание больных вообще и душевнобольных в частности».

Теперь случилась трагедия в Волгограде – взрыв жилого дома и обрушение срединной его части. Спасатели заняты разбором завалов; спасти тех, кого завалило конструкциями дома, не удалось. Этими днями случились два пожара в нашем родном Каспийске. Один – в доме на Набережной, а другой – днем позже – на улице Ильяшенко. Тут надо заметить, что с тех пор, как Прометей подарил человечеству огонь, пожары случались, случаются и будут неизбежно, к сожалению, случаться. Огонь без топлива существовать не может, а топливом на нашей планете может служить почти все.

Но я хотел бы поговорить и о других явлениях нашей жизни. Есть в ней нечто, что не позволяет нам считать себя цивилизованными людьми, в этом Андрей Бильжо прав на сто процентов. Это нечто – отсутствие здравого смысла в деятельности множества социальных институтов и организаций, в том числе и производственных. Можно было бы свалить это отсутствие на тяжкое наследие тоталитарного режима, но режима нет уже 25 лет. Кстати, при нем, при проклятом тоталитаризме, во многих сторонах жизни общества здравого смысла было больше.

Что такое предупреждение пожаров? Каждый главврач психиатрии, как и любой больницы, директора детских интернатов и других подобных учреждений должны быть здравомыслящими людьми. Дома многие из нас по два раза проверяют, выключен ли газ, отключен ли утюг, но наше здравомыслие зачастую остается за дверью нашей собственной квартиры. Воцарившись на рабочем месте, хозяйственники как будто забывают, что им доверены жизни людей.

Россия – страна контрастов. Недавно обнародовали данные, что Чечня входит в первую десятку регионов России по защищенности детей. Это – детские сады, педиатрия, родовспоможение и другие факторы. А Дагестан, наоборот, входит в десятку регионов, худших в смысле защиты, образования и лечения детей. Вроде бы мы с Чечней соседи, как такая разница могла возникнуть, никто не знает? В защиту Дагестана могу только сказать, что, скорее всего, даже лучшая десятка регионов не является примером для развитых стран. Думаю, лучшие из худших недалеко ушли от худших из худших. Слишком уж все у нас запущено…

Самое неприятное в нашей действительности – это то, что мы сегодня существуем в условиях первобытнообщинной экономической формации. Не феодализм, не рабовладельчество, а именно первобытная община со всеми вытекающими последствиями. Люди, поездившие в последние годы по свету, утверждают, что такое чувство незащищенности, как у нас в стране, которое испытывает человек, начиная уже с аэропорта, можно найти только где-нибудь на побережье Сомали или Берега Слоновой Кости.

Права у тебя есть, если только бицепсы или кошелек толще, чем у других. Недавно видел ролик, на котором подполковник милиции, крепкий мужчина в самом расцвете сил, пытается утащить старушку-пенсионерку, которая просила милостыню у входа в метро (дело в Москве происходило). Надо сказать, люди несмело, но заступались за бабушку, вся вина которой состояла в том, что у нее пенсия раньше времени кончилась. Тут подошел сержант, который оказался умней подполковника, и спустил ситуацию на тормозах.

Да, я помню, как и при советской власти милиционеры от скуки или от мелкой корысти гоняли бабушек, торговавших жареными семечками. Воздух, что ли, у нас такой, что пробуждает в людях не лучшие чувства.

Разница между наличием цивилизованности в человеке и ее отсутствием и является критерием того, в первобытном обществе ты живешь или в развитом, гуманном. И тут не имеет значения уровень развития промышленности или технологий. В Израиле, мне рассказывали, при падении цены на нефть следом понижается розничная цена на бензин, а у нас все наоборот – цены на ГСМ только растут. Идеология общества такая: грабь награбленное, если сможешь, не раздумывая над многоходовыми комбинациями. Никому из хозяев «нефтянки» не приходит в голову, что если снизить цену на бензин, то вырастут продажи автомобилей, следовательно, будет больше продаваться этого самого бензина. Больше людей будут платить дорожный налог в казну страны, станут более доступны работы, находящиеся в сравнительной удаленности от места проживания, что само по себе удобно народу и позволяет работодателям нанимать кадры с подходящей профилю предприятия квалификацией. Но эта простейшая двухходовка – слишком сложная схема для понимания ее промышленным и политическим истеблишментом. Проще поднять цены, проще ввести «Платон», проще поставить миллионы людей на грань нерентабельности их деятельности.

Что ни говори, но мы все связаны, как сейчас говорят, духовными скрепами. Связанные одной целью, скованные одной цепью…