8584575469

Время летит быстро. Спустя годы ты встречаешь людей из своего недавнего прошлого и узнаёшь, что мальчик, которого видел подростком, уехал в Сирию и погиб на территории запрещённой в России организации ИГИЛ. Кто его завербовал и не пожалел его маму, которая до этого потеряла брата, мужа, сестру – мы уже никогда не узнаем. А если и узнаем, то это ничего не изменит. Я вспоминаю, как его мать, будучи сама инвалидом, пылинки с него сдувала. И вот теперь он убит, и она, наверное, верит в то, что встретится с ним в лучшем из миров…

Заур Газиев

Переход под контроль ДУМДа мечети «ан-Надирия» – странное событие. Не могу и не хочу знать всех скрытых от глаз течений, но внешне всё это выглядит как рейдерский захват. И в правовом смысле это событие ничем не отличалось бы от того, если бы, к примеру, думдовцы вдруг захватили здание православной церкви. Дело в том, что и в том и в другом случае они разные с ДУМДом субъекты юридического права. Нельзя прийти в чужой дом, выгнать хозяев и надеяться на то, что люди отнесутся к тебе с пониманием. Если в мечети на Котрова происходило что-то противоправное и были законные основания её закрыть, то хорошо бы эти основания грамотно озвучить, чтобы у людей, которые наблюдают за всем этим со стороны, не было ощущения полного беспредела и чинимой несправедливости. И уж мне как журналисту хотелось бы их озвучить. В Дагестане всё ещё живут люди, а не спившееся быдло, очень многие из них – думающие. А думающие люди хотят знать, что происходит. И даже если кто-то здесь затевает резню, то мы имеем право знать об этом, чтобы хотя бы успеть уехать отсюда.

А вообще, в здоровом обществе те, кто принимает решения, обычно разговаривают с гражданами и объясняют причины тех или иных действий. Это нужно делать для того, чтобы в очень наэлектризованном дагестанском обществе не создавался ещё один очаг конфликта. На мой взгляд, лукавящие на камеру и недоговаривающие всей правды думдовцы понимают, что захват котровской мечети становится точкой невозврата, после чего договариваться о мирном сосуществовании с салафитами будет практически невозможно. Пойдет новый виток взаимного насилия со всеми вытекающими последствиями: убийствами имамов, поджогами мечетей, интернет-войнами с традиционными потоками грязи и взаимных оскорблений…

Но кто-то подтолкнул думдовцев и обеспечил силовое сопровождение… И это притом, что статистика экстремистской и террористической активности идёт вниз. Для меня происходящее более чем непонятно…

На мой взгляд, усиливать за счёт одной клерикальной группы другую – недальновидно. Следовало бы прикладывать усилия к просвещению и повышению качества образования. Наше общество вследствие этой религиозной активности и так проваливается в средневековье со всеми вытекающими из этого формами насилия. Следует заметить: если сейчас думдовцы захватили сакральное для салафитов место «ан-Надирия», то до этого под влияние салафитов попадали целые населённые пункты, любые очаги сопротивления этому движению жестко подавлялись. К примеру, на прошлой неделе неизвестными лицами в масках был убит глава администрации с. Телетль Мухтар Курбанов. По информации правоохранительных органов, неизвестные пришли домой к муниципальному чиновнику и расстреляли его из пистолета. От полученных ранений Мухтар Курбанов скончался. По сведениям неофициальных источников, это были приверженцы салафизма, которые пытались взять под контроль село.

В Дагестане уже много лет по маленьким посёлкам Хасавюртовского, Кизлярского и особенно Кизилюртовского районов идут вымывание традиционно суфийских общин и перековка их в фундаменталистов. Молодое поколение, которое пару-тройку лет назад было и выпить не дурак, сегодня отрастило бороду, сбрило усы и запрещает слушать музыку даже в проезжающих мимо машинах. Они рекрутируются в Сирию и пытаются завербовать в свои сети как можно больше сверстников. Регулярно взрывают магазины, убивают полицейских и чиновников. Всё ещё обкладываются данью бизнесмены средней руки… Мракобесие афганско-сомалийского типа тихой сапой захватывает малообразованные и мало чем занятые слои населения. Участие в этом процессе определённой части салафитов очевидно. Мне кажется, люди, сидящие в ответственных кабинетах, даже не представляют того, в какой кошмар погружены небольшие муниципальные образования в каких-нибудь 30-40 километрах от Махачкалы. Достаточно почитать их комменты в соцсетях, посмотреть темы обсуждения – и всё станет понятно. Всё, что нам остаётся, – просто сидеть и тихо ужасаться, потому что переубедить данный электорат в обратном возможно только в одном случае: вернуть время назад и дать им хоть какое-то сносное образование и воспитание. К примеру, читаешь обсуждения в их группах, почему молния сверкает и гром гремит, и диву даёшься – люди так и не прочитали учебник физики за шестой класс. А сколько там ещё пробелов в образовании! И вот такую толпу собрать и направить её хоть под пули, хоть на танки, хоть в Сирию – ничего не стоит. Им нужен только духовный лидер! Сами они уже ни думать, ни чувствовать не в состоянии. Кстати, это идеальная среда для террористов и экстремистов всех мастей. На мой взгляд, проблема именно там, севернее Махачкалы, а не в «ан- Надирии». Я, конечно, не специалист, но, мне думается, в этой мечети собирались те салафиты, которые до недавнего момента были способны хоть на какой-то диалог. Теперь таких станет гораздо меньше.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Моё мнение не истина в последней инстанции, но я пишу о том, что чувствует и думает человек, наблюдающий ситуацию со стороны. Думается, у истории котровской мечети будет масса последствий, с которыми нам всем придётся иметь дело. Только очень наивные люди могут надеяться, что всё обойдётся. Несомненно, отъём мечети приведёт к радикализации тех салафитов, с которыми это могло и не произойти. Посмотрите на комменты в соцсетях: мы потеряли огромную часть умеренной салафитской прослойки. Если такая гипотетическая возможность вообще могла бы существовать…

Мир движется вперёд – от прецедента к прецеденту, и закон, однажды нарушенный в силу вроде бы необходимости наказать очевидное зло, через некоторое время начинает нарушаться вновь и вновь. Как последствие произошедшего, безусловно, участятся рейдерские захваты.

 Если ещё за день до описываемого события нам казалось, что люди уже научились терпимо относиться друг к другу, то теперь об этом остаётся только вспоминать. Судя по соцсетям, ненависть, с которой общаются суфисты и фундаменталисты, просто запредельна! В реальной жизни они будут стрелять друг в друга.

Следующим последствием будет потеря контроля над компактной салафитской общиной.

Делать это в «ан-Надирии» было удобно, так как она и так была нашпигована камерами и всякого рода прослушкой. После того как салафиты найдут новое место для отправления религиозного культа (а они его найдут), пройдёт достаточно времени, пока спецслужбы смогут установить соответствующий контроль над ним. Да и рассредоточение последователей салафизма по другим махачкалинским мечетям, скорее всего, будет способствовать распространению идей братьев-мусульман, нежели сузит круг их деятельности. А это, безусловно, закроет ещё одну возможность на пути к мирному (пусть пока чисто гипотетическому) диалогу между суфистами и салафитами. Очень надеюсь, что люди, передавшие котровскую мечеть под контроль ДУМДа, понимали, что они делали.

Я, конечно же, не могу знать всех аргументов, которые сыграли приоритетную роль в принятии этого решения, но, судя по тем же комментам в социальных сетях, это прибавит новых рекрутов в ряды лесного братства. И, похоже, что это будет уже не такой уж далёкий ИГИЛ…

А если, к примеру, паства не покинет мечеть, как долго думдовский имам продержится среди салафитов? Сможет ли достучаться до сердец людей, для которых он однозначно враг? Его будут хорошо охранять? Как же быть с тем, что мусульманская умма сама должна выбирать себе имама? Люди, принимавшие решение о смене имама, просчитали все последствия своих действий?

ПРОБЛЕМА – В ГОЛОВАХ

Проблема, с которой пытались бороться те, кто передал под контроль ДУМДа «ан- Надирию», мне понятна. Все понимают: ИГИЛ ближе, чем кажется. Я много раз уже об этом писал: на самом деле ИГИЛ – в головах. Он не материален. Это болезнь, которая не лечится силовыми методами. Можно зачистить определённое поле, но вы не можете умертвить всех салафитов – в первую очередь нужно заниматься идеологией. Очень хотелось бы ошибиться, но пока силовые методы только увеличивали ряды сочувствующих лесным братьям.

Что касается меня, то мне жалко всех. Я знаю, каждая жизнь уникальна, и не желаю смерти ни молодому парнишке с запудренными мозгами, ни молодому милиционеру, выполняющему приказы начальства. Главный вопрос, стоящий перед обществом, не сводится к переформатированию мечети; надо сделать так, чтобы экстремистские идеи прекратили распространяться в молодёжной среде, чтобы терроризм как метод был осуждаем всеми членами общества. Способствовало ли последнее событие достижению этой цели? У нас проблема: как сделать, чтобы не уходили под знамёна религиозных фанатиков молодые люди, которые могли бы посвятить себя практическому обустройству нашей жизни? Но это опять же процессы, которые происходят в головах людей, а не в каких-то конкретных помещениях – будь то мечеть на Котрова или мечеть на Венгерских бойцов. Насколько мне известно, тихая салафитская агитация ведётся и в самой Джума-мечети Махачкалы. На недавней конференции, посвящённой информационной безопасности и предотвращению ухода в ИГИЛ, профессиональные психологи показали, как благодаря определённым методикам можно легко и быстро завербовать людей. Это не волшебство, не талант и не какое-то там паранормальное явление – это технология. Если есть технология, которая радикализирует людей, значит, должна быть и технология дерадикализации. И этим нужно заниматься в первую очередь!

Куда бы ни поехали люди, зараженные идеей радикализации, они непременно устраивают трагедии, как это произошло в Париже и планировалось в Брюсселе. Теперь мы знаем, что оградить ребёнка от этих разрушительных идей можно, только разговаривая с ним, воспитывая его. Уберечь их от игиловских агитаторов нам не по силам – Интернет полон ими. Все разочарованные своей жизнью потенциальные самоубийцы, люди с пограничными психическими состояниями сегодня едут в Сирию и устраивают там ад. Но мы можем подготовить людей к вызовам, с которыми им придётся столкнуться.

Сегодня очень трудно быть молодым. Единственные, кто не бьётся за души детей, – это нынешние школы, а всем остальным они нужны: и клерикалам всех мастей, и продавцам брендов, и продавцам политических или религиозных идей. Проповедники-маркетологи будут приводить массу доводов и аргументов в пользу своих догм. Они будут отрезать их от родных, от их социальных связей, а потом, переформатировав, заставят служить своим идеям. Мы должны готовить свою молодёжь к этому! Самый свежий пример: недавно на Ютюбе я наткнулся на ролик, где молодой симпатичный юноша с сильным акцентом убеждал девушек, что они могут обманывать родителей и не слушаться их, если речь идёт о том, чтобы надеть хиджаб. Не буду утверждать, но, скорее всего, ролик сделан думдовскими ребятами… Что тут скажешь: они готовят паству под себя. Но, когда вы вносите разлад, когда отрываете молодых людей от семьи, кто может гарантировать, что они придут к вам, а не к более красноречивым салафитам? И что там дальше? Институт вторых жен? Многочисленные трёхдневные браки? Секс-джихад? Пояс шахида?

Возвращаясь к теме многострадальной котровской мечети, хочу ещё раз повторить, что не понимаю смысла этой акции… Время учит всех, жизнь всех воспитывает и ставит всё по своим местам. Я не за кого из них. Мне плохо оттого, что мои земляки, вместо поиска диалога и такого многократно повторяемого «сабура» по дороге к Господу, находят только причины для обид, ненависти и убийств…

P.S. Уже после того как статья была отдана в газету, мы проанализировали некоторые моменты и пришли к выводу, что мир, скорее всего, движется к тому, чтобы приравнять фундаментализм к фашизму. После терактов в Париже и показательных казней ИГИЛ ничего удивительного. Похоже, что будут большие зачистки. Сегодня всё чаще звучат голоса тех, кто утверждает, что ИГИЛ придуман для дискредитации ислама. Поживём – увидим…