Я мир такой отвергаю!
Об идеологии, которой нет оправдания
Возможно, читатели обратили внимание на новую ноту в подходах российской верхушки к террору, как таковому, и к ИГИЛ* – в частности…
Багаудин Узунаев
«Террору нет оправдания!», «С террористами не может быть компромисса!», «ИГИЛ – сборище нелюдей и подлежит уничтожению!»…
ДАВАЙТЕ ЗАПРЕТИМ СЛОВА!
Прозвучал даже призыв не применять в отношении деятельности ИГИЛ термина «идеология»: мол, нет там никакой идеи, а есть лишь голая жажда рубить головы и крушить исторические памятники… Вроде бы ничего нового не сказано, никто и до сих пор не оправдывал террор, не проявлял симпатий к терроризму, не призывал щадить игиловцев и освобождать их от ответственности за их кровавые деяния… Единственное, что позволяли себе эксперты, — это попытки понять причины, мотивы, которые толкают людей на кровавое поприще. Например, г-жа Нарочницкая, политолог с милитаристским уклоном (это ей принадлежит высказывание: «Было время, когда в Европе пушка не могла выстрелить без разрешения России!..»), да и то, споря с кем-то, озвучила мысль, что ИГИЛ – это такой своеобразный протест против современного мироустройства, где горстка человечества живет в роскоши, катаясь, как сыр в масле, в то время как большинство этого же человечества утопает в бедности, а то и в нищете. При такой постановке вопроса осуждать этих людей можно только за формы протеста, но сам повод к нему как бы никем не осуждается. Во всяком случае, я еще не слышал, чтобы власть и собственность имущие открыто заявляли о нормальности такого положения, когда одни – богаты и счастливы, а другие – бедны и несчастны.
Единственный, кто позволил себе такую откровенность, — бизнесмен Полонский, автор ставшего крылатым выражения: «У кого нет миллиарда – пошли в ж..у!»
Любопытно, что наибольшую непримиримость в осуждении ИГИЛ проявляют депутаты дум всех уровней, особенно Госдумы. Почему я это уточняю? Дело в том, что идея самих приведенных мною предложений проста: это – запрет! А именно депутаты в последнее время как-то очень активно, словно наперегонки, практикуются в сотворении запретов. Некоторые из этих запретов вполне идиотские. (Это не мое определение, автора назову ниже.) Я имею в виду, например, обращение депутата от «СР» г-на Агеева к главе ФСБ Александру Бортникову с просьбой «проверить информацию о том, что мессенджер Telegram используется боевиками из запрещенной в РФ группировки «Исламское государство», а в случае подтверждения данной информации ограничить доступ к приложению россиян».
В ответ на возражения из стана гражданского общества, что это может еще больше ограничить и без того уже сильно ограниченную в России свободу слова, парламентарий не моргнув глазом заявил: «Я не думаю, что данная мера ударит по свободе слова или нарушит иные права и свободы граждан»… Во как, не думает! В том, что они не думают, подозревает депутатов Госдумы и известный журналист Александр Невзоров. «Я хорошо знаю Государственную Думу, – делится он с читателями. – Менее интеллектуальной публики вы не найдете нигде! Вообще, всё, что делают так называемые законодатели, вызывает только сожаление… Вот посмотрите, какое количество дерьма придется разгребать после них, какое количество нелепых, абсурдных, совершенно дегенеративных постановлений, законов, правил и уложений придется отменять для того, чтобы возвращаться на какое-то действительно правовое поле… Вот ощущение, что они буквально сидят и дня не могут прожить, чтобы как-нибудь не напакостить и не придумать, как бы осложнить людям жизнь и что-нибудь еще запретить. Притом, что они всерьез считают себя учителями, элитой, людьми, которые способны и, более того, обязаны учить жить других, хотя их дикое косноязычие, какая-то запредельная глупость и запредельная неразборчивость даже с теми вещами, которыми они оперируют, конечно, поражает…»
На фоне этого высказывания питерского мыслителя особое значение приобретает пародийный запрет, который предложил Павел Дуров, создатель мессенджера Telegram: «Предлагаю запретить слова. Есть информация, что с помощью них общаются террористы между собой…»
С НАРОДОМ НАДО СЧИТАТЬСЯ
Это очень ценный запрет: он не только лишит возможности террористов общаться между собой, но и послужит для депутатов всех дум очень даже легитимным предлогом все-таки меньше раскрывать рты, изливая на россиян потоки своей «запредельной глупости».
Это касается и депутатского корпуса Страны гор, самого послушного среди этого рода корпусов, ставшего органом, даже рупором исполнительной власти Дагестана! Недавно, 29 октября т. г., он принял в первом чтении законопроект «О регулировании земельных отношений в Республике Дагестан», который побудил поднять голос протеста против него такую аморфную, преданную линии верхушки часть кумыкского населения, как «сообщество ученых кумыкской национальности». Разбудить такое «болото»… Это надо было постараться! Вот что пишут «кумыкские ученые» в своем обращении к господам Путину, Меликову и Абдулатипову: «На недавних парламентских слушаниях данный законопроект не вызвал никаких нареканий и единственный из четырёх обсуждаемых земельных вопросов прошёл дальше. Хотя здесь есть о чём порассуждать. Например, чем могут обернуться присвоенные главой Дагестана полномочия единоличным решением передавать земельные участки (государственная или муниципальная собственность) юридическим лицам без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов? Последствия такого волюнтаризма могут быть самые негативные! И мы, сообщество ученых кумыкской национальности, выступаем категорически против такого демонстративного самовластия в сложнейшей, опаснейшей сфере народного хозяйства Дагестана, как землепользование и землераспределение…»
«Формальный подход к этому судьбоносному вопросу», по мнению ученых, кроме негативных последствий чисто экономического характера, может привести и к «созданию взрывоопасной ситуации в республике…»
Добавим тут, что еще до возбуждения «ученого сообщества» тему нежелательности торопиться с принятием этого закона подняли на своем сходе и представители 47 кумыкских поселений. Так что, как мне представляется, депутатскому корпусу НС РД стоит все же прислушаться к столь громким протестам. Сегодня в России, да и в мире в целом резко возрос элемент непредсказуемости, и сейчас для власти не самый подходящий момент демонстрировать свою обычную непреклонность: мол, под «давлением мы ничего не сделаем!» Тем более что речь идет всего лишь о следовании закону – в данном случае ФЗ 131, который обязывает власть прежде чем принимать «судьбоносные» решения, особенно по земельному вопросу, провести «общественные слушания», «общественную экспертизу» и т. п. Надо работать с народом, господа, как бы вам это ни было западло!
ЗАПРЕТ – НЕ ВЫХОД
Но пора вернуться к нашей основной теме – отрицанию наличия у ИГИЛ и вообще у терроризма идеологии. В сущности, в мире нет никакого предмета или явления, которое не несло бы в себе какую-нибудь идею. Все, что не несет в себе идеи, того просто в мире нет. Возьмем обычный стул. Какова его идея? Верно – возможность удобно работать и отдыхать. Представьте, что вдруг разом в мире исчезнут все стулья! Исчезнет ли вместе с ними идея удобства работать и отдыхать, сидя на стуле? Конечно, нет! Но даже если она исчезнет, то человек постепенно, сначала сев на камень, потом нарастив этот камень до стула, все равно восстановит идею стула и сам стул. Если вы попытаетесь забить гвоздь с помощью стакана, т. е. использовать его вместо молотка, стакан тут же разлетится на части, ибо природа снабдила его другой идеей – поить людей. Забивать гвозди – это идея молотка. То же и в мире животных. Вы никогда не заставите волка мирно пасти овец, потому что природа снабдила его идеей пожирать их.
Есть одно творение природы, которое может идти против своей идеи, – это человек! Человек создан по образу и подобию Бога, и он должен соответствовать этому подобию. Но как редко мы видим примеры такого соответствия! Человек может делать вид, что ему не больно, когда его унижает начальник, что ему смешно, когда этот же начальник расскажет ему грязный и совсем не смешной анекдот, только человек может делать вид, что начальник, спущенный сверху еще более важным начальником, идеально соответствует своей должности… Много еще на что способен человек, на что не способны стакан и серый волк…
Кстати, если подняться до каких-то обобщений на основании приведенных выше примеров, то мы можем усмотреть в поведении стакана не просто его зависимость от природы, от качества своего материала, но и протест против использования его не по назначению.
Всегда, когда извращается идея предмета или явления, возникает протест. Не исключение и террор, терроризм. Это, безусловно, протест. Важно лишь понять, против чего протестуют люди, чем они недовольны. Чем, кем задеты, унижены их честь и достоинство?
Например, чем был задет поэт 18 века Вагиф (1717-1797), который оставил для потомства следующее прекрасное, на мой взгляд, стихотворение: «Я мир такой отвергаю,/ Он в горле встал поперек,/ Он злу и добру достойного/ Места не приберег./ В нем благородство тщетно:/ Потворствует подлым Рок,/ Щедроты нет у богатых,/ У щедрых пуст кошелек./ И ничего в нем, кроме/ Насилия злого, нет!/…
Пример с Вагифом важен еще тем, что поэт не был беден – визирь Карабахского хана, он ни в чем не нуждался… Следовательно, причина того, что он отвергал этот мир, состоит не в бедности. Его к протесту толкала поэтическая натура; поэты, как известно, особенно болезненно воспринимают примеры несправедливости, лжи и лицемерия. Так же воспринимает их и молодежь, которая, подчеркнем здесь это, составляет львиную долю бойцов ИГИЛа. Между прочим, среди них много и европейцев. В той же Франции 27 % молодежи сочувствует делу ИГИЛ. Вы видели, как освистала турецкая молодежь на стадионе в Стамбуле идею почтить минутой молчания жертв терактов во Франции.
25-30 % рядов ИГИЛа занимают выходцы из России – молодого возраста. У меня есть опасения, что усиление атак на эти ряды только увеличит число желающих влиться в них и бороться с мироустройством, которое не устраивает молодежь мира: тот факт, что в них есть юноши и девушки из 100 государств, позволяет нам говорить это. Наглость горстки богатых, их высокомерие и презрение к бедным, их готовность развязывать войны ради сохранения устраивающего их мироустройства – это путь к долгой и кровавой войне социальной, битве нового со старым, отжившего с перспективным.
Так что, отказаться от изучения причин и мотивов возникновения ИГИЛ, а также вообще всех террористических форм протеста вряд ли получится. Свято место пусто не бывает, и, наверняка, найдутся те, кто сделает это вместо нас, а значит, молодежь мира пойдет за ними. Выиграет ли от этого мир – вопрос риторический.
* ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России.
Коллаж: виды войны ИГИЛ в Сирии… виды террора… бомбежки террористов… Богатые — бедные… Молодежь в рядах ИГИЛ… Поэт Вагиф… Заседание НС РД… равнинные территории Дагестана…
Добавить комментарий