133503114312

А вот насколько его минуты роковые – покажет время

Глядя на ход текущих событий в России, на Ближнем Востоке и в Европе, на скорость их развития и мутные перспективы, испытываешь в первую очередь тревогу…

Багаудин Узунаев

… Но вместе с тем есть и ощущение некоего драйва, острого любопытства: что все это значит? Куда это движется? Чем завершится? Интерес к этим отвлеченным (пока) процессам так велик, что ваш автор поймал себя на забвении всех текущих, сиюминутных проблем. Почему я акцентируюсь на проблемах? Есть такое расхожее мнение в политологии, что государство, охваченное глубокими внутренними проблемами, часто использует в качестве отвлекающего маневра раздувание проблем внешнеполитических, вплоть до разжигания или подключения к уже разгоревшимся военным действиям…

КТО У НАС ЦАРЬ-ГОРЫ?

Сначала давайте выясним для себя, есть ли у России причины для использования этого приема. Не буду брать на себя смелость дать на этот вопрос утвердительный ответ, лучше предоставить слово более компетентным людям. Например, на днях на Первом канале было показано интервью с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, который дал довольно жесткие оценки по результатам внутренней – именно экономической политики российского руководства. В общем-то, Зюганов всегда достаточно смело высказывался об этом и в другие времена, но в этот раз он превзошел самого себя.

Причем он очень любопытно выстроил свои позиции. Одобрив в нескольких словах внешнюю политику президента России (мол, мы довольны ею), он яростно обрушился на ее внутреннюю, социально экономическую составляющую. Вывод его не мог не шокировать. Согласитесь, если глава одной из крупнейших партий страны заявляет, что продолжение такой экономической политики заведет наше государство в тупик, – это очень тревожный сигнал. Отвергая аргументы правительства о нехватке средств для направления инвестиций в реальный сектор экономики, Геннадий Андреевич привел ряд цифр, которые не могли не поразить воображение. Все это пустые отговорки, считает главный коммунист… В прошлом году, по его словам, экспорт одной только нефтегазовой отрасли принес в бюджет 354 трлн. рублей! Столько же она приносила и в предыдущие годы, но реальному сектору от этого огромного пирога почти ничего не перепало, все ушло туда, куда уходило всегда: банковский сектор, олигархат, ВПК, силовики и т.п.

Могут сказать: мол, чего там слушать Зюганова?! У него на носу выборы, вот он и набирает очки, критикуя правительство! Скажу мимоходом: эти выборы стали такой притчей во языцех, что иногда доходит до смешного. Даже про Обаму сейчас говорят: да что его слушать – у него выборы на носу! Как будто выборы – это время, когда политик становится вроде женщины на сносях: что с нее взять – она на сносях, вот разрешится от бремени, тогда другое дело…

Ладно… Тогда давайте послушаем оппозицию. Она-то не на сносях, ее у нас до выборов не допускают, так что повода искусственно, в видах популизма, сгущать краски у нее нет.

Причем, возьмем не радикальную оппозицию вроде Навального или Илларионова, а Владимира Рыжкова, который радикализмом никогда не отличался. Вот его мнение по состоянию экономической политики российского руководства. Любопытно, что политик, предваряя свои суждения об основном предмете, бросает взгляд на политический фон складывающейся ситуации. И, кстати, приходит примерно к таким же выводам, как и ваш автор.

«Сейчас все внимание всего общества обращено к Сирии, – делится Рыжков. – А до этого в течение полутора лет оно было обращено к Украине. Но последняя как отвлекающий маневр уже не работает, все переключились на Сирию…

Меня довольно часто приглашают на дебаты телевизионные, но я не всегда соглашаюсь участвовать в них. Довольно часто отказываюсь от этой чести. Знаете, почему? Потому что во всех этих дебатах практически отсутствует обсуждение внутренней ситуации в России. То есть она не обсуждается, она табуирована. Мы очень много обсуждаем, как плохо немцам из-за эмигрантов. Я думаю, что месяца через два мы будем наизусть знать названия всех сирийский провинций, где какие очаги, где какая группировка сидит и злобно обороняется. Мы знаем, что там происходит по Минску-2 и чем отличается 7 пункт от 8 Минских договоренностей. Но у нас практически нет в повестке дня, например, бюджета 2016 года. А между тем в бюджете 2016 года сокращаются расходы на здравоохранение, сокращаются расходы на образование. На 40 % сокращаются расходы на ЖКХ, что означает только одно: выпадающие деньги будут вынуты из наших карманов. Закладывается высокая инфляция, опять конфискуются пенсионные накопления на 350 миллиардов рублей.

И больше всего страдают в бюджете 2016 года пенсионеры, бюджетники, которым не обещают индексацию. Пенсионерам обещают индексацию 4 % притом, что инфляция в этом году будет 12-13. Это значит, что они абсолютно обеднеют. Они в этом году уже обеднели и обеднеют в следующем году. Я уже сказал, что финансирование сокращается на школы, больницы. А на что не сокращается? Не сокращается на вооруженные силы, на госзакупки вооружений. Не сокращаются всяческие чекисты и другие силовики. И вот как формирование бюджета 2016 года показывает в чистом виде баланс сил в Российской Федерации. Кто у нас царь горы? Царь горы у нас – военные. Царь горы у нас – силовики, царь горы у нас – спецслужбы, спецконтингенты пенсионеров: опять-таки пенсионеры силовых ведомства. А кто у нас расплачивается за все? Расплачиваются за все те самые пресловутые 86 %, которые поддерживают этот курс. Вот именно из наших карманов будут вынуты деньги на ЖКХ, вынуты деньги на школы, вынуты деньги на больницы, вынуты деньги на повышение цен. Но этого в повестке дня нет…»

Действительно, что участвовать в таких дебатах, в которых нет проблем важных, насущных для нас, простых россиян. Что же касается непростых, то их, как следует из этих цитат, беспокоит сегодня лишь одна проблема: как удержать на привычном для них уровне свои сверхдоходы? Или я ошибаюсь?

ГОРДЫНЯ МОЖЕТ УБИВАТЬ

Еще одну тему, которая кажется мне важной и актуальной, хотелось предложить вниманию читателей. Она несколько шире того, о чем было сказано выше, и она вполне политическая. Но она также является частью того хитросплетения проблем, которые сегодня пульсируют на всем пространстве от Евфрата до Рейна. Есть такая передача «Право голоса», которую ведет журналист Роман Бабаян. Так же, как и его коллеги из других пропагандистских пулов, он любит приглашать в студию американского журналиста Майкла Бома, которого потом участники передачи все вместе с азартом клюют. Это у них такая забава – показать кузькину мать Америке в лице одного отдельно взятого американца Майкла Бома.

На этот раз Бабаян поднял тему, суть которой выражена в самом ее названии: «Турецкий вопрос»… Полагаю, что Бабаян назвал так свою передачу неспроста: это несколько видоизмененный вариант вопроса, который в свое время сформулировал, пожалуй, самый высокомерный из всех Романовых – император Николай I. В 1853 году, еще до начала Крымской войны, он сказал, намекая на Турцию, британскому послу: «У нас в руках больной человек, очень больной человек… Он может внезапно умереть на наших руках…» Эта фраза стала знаменитой, и Турцию с тех пор называли «больным человеком Европы». В том же 1853 году царь предпринял еще одну попытку покончить с Турцией. Это привело к Крымской войне, в ходе которой Англия и Франция разгромили русскую армию, остановив скоротечное расширение России в сторону Индии…» Как знает читатель, фанаберии Николая в результате этой войны не только поубавились, но и он просто умер в связи с ними. Гордыня тоже может убивать, о чем следует помнить всем…

Так вот, плашка Бабаяна «Турецкий вопрос», под которой он вел свою передачу, – это косвенный намек на то, что Турция сегодня вновь стала «больным человеком», но только уже не Европы, а мира, так как информационная эпоха автоматически выводит все региональные проблемы на уровень мировых.

Укажу еще на один нюанс: в этой передаче, кроме Бабаяна, участвовал еще один эксперт-армянин – Семен Багдасарян, а также наш земляк – лезгин Руслан Курбанов. Отношения армян и турок, полагаю, не нуждаются в комментариях. И все же приведу один – из книги Дж. Неру «Мировая история», тут, в связи с личными качествами Неру, объективность гарантирована: «Ненависть между этими народами не знает границ, хотя они издавна и живут по соседству…» Гладстон, премьер-министр Англии на тот момент, назвал султана Абдул-Гамида II, допустившего армянские погромы, «великим убийцей» и организовал в Англии большую кампанию против его зверств. Впрочем, сами турки также считают время правления этого султана самой мрачной страницей своей истории…

«Ненависть» к туркам и к тюркам в целом характерна и для соплеменников Руслана Курбанова – лезгин. У них есть претензии к Азербайджану, который не соглашается отдать им север своей страны вместе с лезгинским населением на нем. Вот на этом, на ненависти к родственным туркам азербайджанцам, и сошлись два этих древних народа… В общем, компания в студии собралась подходящая… Майкла Бома, которого можно считать, хотя и весьма условно, адвокатом Турции, в расчет можно не брать, так как, во-первых, Бабаян, стоило тому раскрыть рот, тут же начинал тараторить, не давая ему возможности связно высказаться, а во-вторых, США и сами сегодня недовольны Эрдоганом и проводимой им политикой сближения с Германией, с которой у Турции сложились дружественные отношения еще с 80-х годов 19 столетия…

Суть передачи сводилась к тому, что Турция из разгорающегося сегодня на Ближнем Востоке конфликта выйдет изрядно общипанной: с востока на ее территорию претендуют армяне, вплоть до реки Кызыл Йырмак, перерезающей Малую Азию пополам; с юго-востока ее целостности угрожают курды, ну а на запад традиционно претендуют Греция и Италия. Вот так видится этим господам исход военной операции России в Сирии. И это, как было видно по настроениям, их вполне устраивает. Но устроит ли это турок? Сомневаюсь…

В свое время, в мае 1919 года, с такими настроениями в Турцию явились на английских судах, прикрываемых французскими и американскими военными кораблями, греческие войска. «Как только эти войска высадились, – цитирую Неру, – началась такая массовая резня и надругательства, воцарился такой жестокий террор, что содрогнулась даже измученная совесть уставшего от войны мира…» Но Гладстон болгарского царя «великим убийцей» не объявил. А он того заслуживал…

И, наконец, о греках и армянах, взявших тогда турок в железные клещи. Первых турки скинули в Эгейское море — вместе с их хозяевами, а вторых загнали в горы, в «каменный мешок», где они находятся по сей день. Как турки выйдут из опасного положения сегодня, покажет время…