Непростой год министра
Со времени нашего первого интервью с министром экологии Дагестана Набиюлой Карачаевым прошло почти три месяца. За это время в средствах массовой информации было поднято немало вопросов, касающихся охраны окружающей среды и непосредственно деятельности Минприроды РД. Так, большой интерес и резонанс со стороны жителей столицы вызвали проблемы двух природных объектов – озера Ак-гель и лесного массива Эльтавский лес.
– Набиюла Абдулманапович, не кажется ли вам, что люди активнее интересуются сохранением окружающей среды? Что непосредственно предприняло Минприроды РД для сохранения этих объектов?
– За эти месяцы, что прошли после нашей встречи, ведомством проделана определенная работа по улучшению экологической обстановки как в республике в целом, так и в столице. И мне очень приятно, что в этом направлении мы работали совместно с представителями общественности, что, конечно же, указывает на повышение уровня экологической сознательности нашего социума. В частности, инициативной группой жителей домов, расположенных около лесного массива Эльтавский лес, было написано письмо на имя президента РФ В. Путина, полпреда президента в СКФО С. Меликова и главы РД Р. Абдулатипова, в котором выражалась обеспокоенность имеющими место вырубкой и застройкой леса.
Жители неоднократно обращались в администрацию города, правоохранительные структуры, однако никаких мер принято не было, поэтому люди вынуждены были обратиться, как говорится, к верхам. И их, наконец-то, услышали. Глава республики взял под личный контроль данный вопрос, и мне как руководителю республиканского природоохранного ведомства было дано поручение разобраться в ситуации. Я выезжал на места, встречался с жителями района. Действительно, незаконное строительство, самозахват земель – все это шло полным ходом. Таким образом, вопрос, быть или не быть Эльтавскому лесу, стоял очень остро. Но мы, понимая, что это один из последних городских зеленых островков, приняли решение непременно сохранить его. Было проработано несколько вариантов, а затем принято решение очертить «красной линией» границу между жилыми строениями и лесом, с последующим приданием массиву статуса регионального природного объекта. В настоящее время разрабатываются необходимые нормативно-правовые документы, в скором времени за незаконный самозахват и строительство в данной зоне нарушители природоохранного законодательства будут привлечены к уголовной ответственности. Я думаю, что только так можно остановить тот беспредел, который творится с этим зеленым уголком. Конечно, очень жаль, что из 70 га леса 20 уже безвозвратно утеряны, но за оставшиеся 50 га мы намерены стоять до конца.
Незаконное строительство и уничтожение природного объекта имеет место и вокруг озера Ак-Гель.Эта тема широко обсуждалась и в средствах массовой информации, и в социальных сетях. В социальной сети «Фейсбук» была даже обнародована петиция на имя главы РД с просьбой разобраться, кто и что, а, главное, на каких основаниях строит вокруг озера. Проведенные Минприроды РД проверки показали, что большинство строек идет незаконно. Вы не поверите, но, как оказалось, практически вся акватория озера была распродана предыдущим руководством города. А ведь озеро Ак-Гель является уникальным водоемом, образовавшимся в результате намыва песчаной косы, и имеет важное социальное и культурно-оздоровительное значение. Общая площадь озера составляет 103 га. Средняя глубина озера – 2,5 м, максимальная – 4 м.
Учитывая все эти факты, во время встречи главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова и руководителя Федерального агентства водных ресурсов Марины Селиверстовой были подняты вопросы об экологической реабилитации водных объектов Южный Аграхан и Ак-Гель. По результатам встречи было принято решение о проведении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов Южный Аграхан и Ак-гель в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гг.».
Тогда руководство республики поручило Минприроды РД подготовить проект по экологической реабилитации озера Ак-Гель; он был разработан и прошел все необходимые государственные экспертизы. Озеро передано на баланс Минприроды РД, начало реабилитации намечено на 2016 год.
– Что надо понимать под термином «экологическая реабилитация»?
– В частности, в рамках реализации проекта «Экологическая реабилитация озера Ак-Гель» будут проведены работы по очистке дна озера от донных отложений, выкос жесткой растительности, зарыбление, на прилегающей территории площадью порядка 6 га будет создана парковая зона. В настоящее время ведется подготовка необходимой документации для представления в Минприроды России и Росводресурсы на конкурсный отбор региональных программ 2016 года. На сегодняшний день территория озера огорожена, приостановлены все стройки.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к тем предпринимателям, у которых на руках есть якобы разрешительные документы на строительство каких-либо объектов на территориях озера Ак-Гель и Эльтавского леса: все ваши действия будут признаны незаконными!
Кроме того, необходимо отметить непрофессиональную и недальновидную работу городской администрации, если не назвать это по-другому, на чьем балансе до недавнего времени состояли и озеро, и Эльтавский лес!!! Это преступление против природы и населения – давать разрешение на строительство на подобных территориях, не задумываясь о том, какой вред наносится окружающей среде.
Если оглядеть с высоты наш город, то он напоминает «каменные джунгли», где практически не осталось зеленых насаждений. Только три небольших зеленых островка: парк им. Ленинского комсомола, парк 50-летия победы и Эльтавский массив. Все остальное представляет собой минимум разрозненных деревьев. А ведь, по предписанным озеленительным нормам, процент зеленых насаждений должен составлять 40 % от застроенной площади, в Махачкале же он составляет всего лишь 7 %.
В аналогичной ситуации оказалось и так называемое Грязевое озеро, которое находится на территории республиканской грязелечебницы. На территорию около 5 га, вокруг озера, также нашлось немало «хозяев», которые полным ходом завозят туда мусор и стройматериалы для засыпки грунта под строительство. Их не волнует, что такими действиями они не только губят природу, но и лишают возможности лечиться своих земляков. Смешно сказать, но теперь лечебная грязь завозится из других регионов! Министерством начато проведение необходимых мероприятий по сохранению Аракумских озер, Южного и Северного Аграхана, которые из-за недостатка водных ресурсов и сильного заиления значительно уменьшились; истощились и биоресурсы. Мы надеемся, что проведение указанных мероприятий даст этим водным объектам вторую жизнь.
Относительно Южного Аграхана хочу сказать, что нами проведена большая работа по установлению его статуса. Учеными, приглашенными министерством, специальными исследованиями было установлено, что этот объект является все-таки озером, а не заливом, как ранее считалось. И, следовательно, является объектом регионального значения и контроля.
– Набиюла Абдулманапович, в предыдущей нашей беседе вы говорили о намерении приостановить деятельность кирпичных заводов. В связи с этим у меня вопросы: когда это произойдет, не приведет ли это к дефициту и подорожанию такого необходимого стройматериала, как кирпич?
– На последнем совещании, которое мы провели буквально на днях, перед предпринимателями поставлен окончательный срок: до ноября 2015 года необходимо свернуть производство и провести рекультивацию нарушенных земель. В противном случае мы начнем процедуру отзыва договоров аренды указанных земель. Вы понимаете, мы же не просто вот решили и – закрыли; мы понимаем, что этим производством люди обеспечивали себя и свои семьи, но вместе с тем мы понимаем и то, что дальше терпеть такое надругательство над окружающей средой нельзя. Такое отношение «аукнется», если не нам, то нашим детям и внукам. В качестве альтернативы всем желающим предложено начать строительство современных кирпичных заводов в Буйнакском, Хасавюртовском, Кумторкалинском, Кизилюртовском районах, на специально отведенных под это дело промышленных землях. Осознаем, что, возможно, для одного предпринимателя потянуть такой объект сложновато, но ведь можно же скооперироваться и открыть совместный крупный бизнес! А министерство всегда готово поддержать любые позитивные начинания.
Что касается второй части вашего вопроса, то, думаю, подорожание и дефицит нам не грозят, так как еще в нескольких районах республики функционируют около 60 заводов, которые могут временно закрыть образовавшуюся брешь.
–Набиюла Абдулманапович, на днях исполняется год со времени назначения вас на эту должность. Как вы сами оценили бы свои достижения: что удалось, а что нет?
– Да, как-то быстро и незаметно прошел первый год в должности министра природных ресурсов и экологии. Это был непростой год…Конечно, многие направления деятельности министерства пришлось изучать практически с нуля. Например, вникнуть в работу в сфере недропользования, водопользования, в области обращения с отходами и т.д. Я весь год, можно сказать, провел на колесах, разъезжая по всем районам и городам республики, потому как считаю: сидя в кабинете, невозможно в полном объеме получать достоверную информацию. Ведь, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Мы провели четыре масштабных совещания во всех округах с участием полпредов главы РД, вице-премьера правительства Шарипа Шарипова, глав муниципалитетов, других природоохранных организаций по вопросам, относящимся к деятельности министерства. Итогом этих встреч явилось то, что во многих районах и городах началась работа по организации санкционированных мест размещения отходов, соблюдению природоохранного законодательства при проведении работ, связанных с нарушением целостности почвенного покрова, выдаче разрешений на земельные участки с целью геологического изучения и дальнейшей разработки полезных ископаемых и т.д.
До ряда руководителей районов «достучаться» не получилось. Например, глава города Дагестанские Огни Галим Галимов, где ситуация с мусором была, прямо сказать, катастрофическая. Мы неоднократно разговаривали, объясняли, наказывали штрафами. Но не хотел руководитель работать. О сложившейся ситуации я доложил главе РД и председателю правительства, в результате Галимов написал заявление об уходе.
Одним из достижений работы министерства за год я считаю то, что наконец-то потушена городская мусорная свалка Махачкалы, установлены мусоросортировочные линии, проводится рекультивация. А она ведь горела 20 лет, отравляя окружающую среду, и никому до этого не было дела. Если честно, когда брались за это дело, сам не верил, что получится. Но недаром говорят, что глаза боятся, а руки делают! Когда я приступил к обязанностям министра, в республике не было ни одной санкционированной мусорной свалки, огороженной, с подведенной водой для тушения возгораний; где проводились бы рекультивационные работы, сортировка мусора. Совместными усилиями мы добились того, что в городах Каспийск, Избербаш, Хасавюрт начали наводить порядок на существующих городских свалках. Надо сказать, многие районы не отстают от городов, а некоторые даже обгоняют.
Кроме того, достижением считаю и тот факт, что на сегодняшний день лицензии на право разведки и добычи полезных ископаемых выдаются только по итогам аукционов, то есть этот процесс стал прозрачным и доступным.
Большая работа министерством и его подведомственной организацией КП РД «Дагводсервис» впервые за много лет проведена на реке Терек, где построены защитные дамбы на 22 прорывных участках. Общая протяженность берегоукрепительных работ составила более 4000 метров.
Хочу сказать, что основная работа только начинается. Это, знаете, как при посадке новых деревьев: первый год готовишь почву, сажаешь и только на второй-третий год ждешь плодов.
Добавить комментарий