Больное царство
На то, что произошло с нашей страной за последние полтора года, можно смотреть по-разному. Для кого-то это национальное возрождение, а кто-то иначе чем трагедией не называет. Одно ясно – мы уже никогда не будем прежними. Многие процессы, зревшие все эти пятнадцать лет, вошли в свою конечную стадию. И мы увидели, к чему пришел социальный эксперимент под названием «суверенная демократия». Самое обидное, что были люди, которые обо всём этом предупреждали, но кто их слушал?! Уже сейчас очевидно, что двумя трудными годами это не кончится. Чтобы выбраться из ямы, в которую мы угодили, потребуется гораздо больше усилий, чем нам об этом говорят.
Заур Газиев
Эффективность любой политической или экономической системы определяется не тем, как она функционирует в благоприятные годы (когда высокая цена на нефть, газ или иной экспортный продукт). Эффективность модели определяется тем, как она действует в трудные для неё годы. Примерно так, как у нас сейчас. Вы слышали о каких-либо антикризисных мерах, которые предпринимаются нашим правительством? Лично я узнал только о сокращении расходов на бюджетную сферу в размере 10 %. И ещё мы увидели сокращение штатов на 10 %. Это означает, что в трудные времена государство в первую очередь начало выбрасывать за борт людей, которые на него работали. Очень благородно для страны, где 86 % граждан поддерживают своего лидера. Заметьте, речь не идёт о снижении налогового бремени, речь не идёт об избавлении от многочисленных проверяющих органов и несметных полчищ общественников, готовых поживится за счёт бизнеса. Не говоря уже о силовиках, в последнее время кошмарящих бизнес так, что диву даёшься. Всё бесполезно! Речь идёт о том, что сейчас 10 % работающих людей признали лишними. Для меня всё происходящее не укладывается в рамки здравого смысла. Скажите мне, пожалуйста, если вы дагестанец и живёте в Дагестане, как можно долбить тот же самый «Кизлярагрокомплекс», зная, что это один из крупных плательщиков в республиканский бюджет?! Но кто-то же это делает! И людям безразлично, что республика потеряет крупного налогоплательщика, что трудовой коллектив потеряет работу, что мы, потребители, потеряем недорогого поставщика отечественного продукта. Всё безразлично. Когда читаешь обвинения в адрес «Кизлярагрокомплекса», понимаешь, что у людей свой интерес. Но самое печальное, что в республике не нашлось никого, кто бы попытался восстановить справедливость. И всё это делается под прикрытием закона! Если закон противоречит здравому смыслу, то этот закон нужно менять, а не разрушать с его помощью то немногое здоровое, что у нас есть. Если же кто-то хочет просто отжать у Магомеда Тукуева его бизнес, то это уже совсем запредельно. Бизнесом нужно уметь управлять; заполучить его можно, но вот что с ним делать дальше?! И всё это происходит на глазах у людей.
Совсем недавно пришлось обсуждать с одним из представителей молодого поколения негативные и агрессивные комментарии, которые оставляют наши сограждане даже на самые позитивные новости, исходящие от государства. К примеру, построили участок дороги или провели газ, построили школу или больницу – вроде людям нужно радоваться, но они пишут всё время какие-то мерзости: школа – это хорошо, но сколько вы при этом в карман положили или украли? Хочется им сказать: «Люди, порадуйтесь хоть чему-то доброму, что у нас происходит». Но всё бесполезно! Негативная энергия, обиды, злость недовольных сограждан выходит отовсюду. Да и в нашу газету очень редко приходят хорошие новости, где люди хоть чему-то радуются, мы видим только негативное отношение ко всему происходящему. Почему так случилось? Ведь ничего не происходит просто так. Я полагаю, что тому причиной уничтожение института прямых или всеобщих выборов, слабость независимых СМИ, отсутствие социальных лифтов, абсолютная бездушность системы, позволяющая чиновникам на местах творить любой произвол. Не могут люди после таких вещей любить свою страну. Кстати, всё это берут на вооружение в качестве аргументов дагестанские участники незаконных вооруженных формирований. На самом деле наши враги – не Запад с Обамой и Меркель, наши враги – мы сами, которые не можем решать свои проблемы.
Ещё одна животрепещущая тема – это налог на капитальный ремонт многоквартирных домов. В Санкт-Петербурге он составляет 2 рубля 20 копеек за квадратный метр. В Махачкале он больше 5 рублей. Как вы полагаете, кто нарисовал нам эти чудовищные цифры? Кому мы должны быть благодарны за эти 5 рублей с квадратного метра? Увы, не Москве и не Обаме с Меркель… Это всё наше «родное» Народное Собрание. Я вот смотрю на них и думаю: есть какая-нибудь мерзость, которую эти люди не сделают для своего народа? И какой реакции от людей вы потом ждёте? А ведь там сидят не самые глупые из наших людей, и они, наверняка, должны понимать, к чему приводят такие решения. В конце концов появляются силы, которые начинают пользоваться раздражением и разочарованием людей. На днях появилось видео, где несколько молодых людей входят в магазин, торгующий алкоголем, и уничтожают алкогольную продукцию. Как вы думаете, много было людей, возмутившихся демаршем клерикалов? Да, люди были, но их было ничтожно мало. Наша проблема не в вооруженном подполье. Наша проблема в том, что сегодняшняя экономическая и политическая система не способна решать насущные задачи, не говоря уже о движении вперёд. Нашей стране срочно нужны реформы, о которых даже не слышно. Не в Украине наша проблема – наша проблема в нас самих, в том, как организовано наше общество, насколько разумные решения мы способны принимать в трудной ситуации.
***
В прошлом номере я писал о коррупции, о том, почему она стала неотъемлемой частью нашей жизни. И опять же я, как и в том случае, могу повторить, что нашу коррупцию генерирует наша система. Она не является порождением нашей ментальности или каких-то иных обстоятельств – это реакция людей на конкретные обстоятельства и попытка коротким путём получить то, что и так бы к тебе пришло, но с большими сложностями. Не хочу никого оправдывать или осуждать, не хочу преуменьшать зло, которое несет в себе коррупция, но опять же – это порождение нашей политической системы.
Наконец мы видим в качестве и.о. мэра Махачкалы Мусу Мусаева. Опять же человек получил эту должность не от горожан, живущих в Махачкале, он получил эту должность из рук главы Дагестана. А значит, нам господин Мусаев ничего не должен. Ничего! И если в случае с Амировым за все его безобразия должны отвечать те, кто за него голосовал, то здесь мы, махачкалинцы, вообще ни при чём. И как вы думаете, какой будет реакция граждан на действия Мусы Мусаев на своём посту? Даже если он будет мостить улицы золотым асфальтом, спасибо он услышит только от близких людей; граждане всегда будут подозревать, что половина украдена. И ничего вы с этим при нынешнем положении дел не поделаете. Отсутствие конкуренции, в том числе и политической, в современном мире – вещь очень нехорошая. В этом случае вы теряете всякие стимулы к работе, росту, развитию. В этом случае вероятность того, что человек будет прислушиваться к народу (который, согласно Конституции Российской Федерации, является источником власти), крайне мала. И народ в этом случае превращается в население, от которого ничего не зависит. Наплевательское отношение к общественным пространствам, к зелёным зонам, к чистоте в городе проявится с новой силой и будет иметь под собой реальные причины – этот город больше не наш, потому что здесь от нас ничего не зависит. Значит, и негативного отношения к государству будет всё больше и больше.
Конфликт на Украине, конечно же, объединил большинство наших граждан в общем неприятии того, что на российском ТВ называют киевской хунтой. Весь прошлый год и начало нынешнего наших сограждан объединяло общее возмущение, подогретое федеральными каналами. Теперь эта тема отходит на второй план. Она всем надоела. И становятся очевидными наши проблемы. Нас ещё можно какое-то время отвлекать на греческий кризис, на ШОС и БРИКС, на ненависть к разного рода нестандартным социальным группам, но в конечном итоге эксплуатация этих тем тоже имеет свой предел. А дальше- то что? Дальше встанет вопрос о том, почему до сих пор ничего не сделано в экономике. Где отечественный товаропроизводитель, который должен был бы дать нам импортозамещение (кстати, о «Кизлярагрокомплексе»)? Где деньги, накопленные в стабилизационных фондах? Где деньги Пенсионного фонда? Почему наша страна должна выплатить М. Ходорковскому компенсацию за отобранный у него Юкос? И вообще, почему страна с грамотным населением вдруг оказалась в проблемах, о которых другие цивилизованные страны уже забыли?
***
На днях прочитал о 10-процентном сокращении МВД. Каждый десятый работник полиции в нашей стране окажется уволенным. Но я не прочитал, что взамен будет предлагаться этим людям. Как, впрочем, не понял, куда должны пойти те, кого сократили, например, с телевидения? Государство им ничего не должно? Оно жировало все эти 14 тучных лет, проводя Олимпиады, саммиты, чемпионаты, а сейчас должны пойти по миру те, кто на него работал всё это время и платил налоги? Очень интересная позиция, учитывая, что пособие по безработице у нас такое, что сказать стыдно. Чем это закончится для Дагестана? У нас это приведёт к сепаратистским, экстремистским и прочим радикальным настроениям. Если раньше этого не было, то теперь всё чаще по соцсетям звучат эти тревожные мессиджи. Мне неприятно обсуждать эту тему. Но люди, от которых зависит положение дел в нашей республике, в нашей стране, должны увидеть не только проблему, но и в первую очередь причину, по которой она возникла. И работать не на отстрел вольнодумцев, а на ликвидацию причин, по которым люди начинают ненавидеть свою страну и искать выходы в других ценностных системах.
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что труден быт
Или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, тем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава
Больное царство
На то, что произошло с нашей страной за последние полтора года, можно смотреть по-разному. Для кого-то это национальное возрождение, а кто-то иначе чем трагедией не называет. Одно ясно – мы уже никогда не будем прежними. Многие процессы, зревшие все эти пятнадцать лет, вошли в свою конечную стадию. И мы увидели, к чему пришел социальный эксперимент под названием «суверенная демократия». Самое обидное, что были люди, которые обо всём этом предупреждали, но кто их слушал?! Уже сейчас очевидно, что двумя трудными годами это не кончится. Чтобы выбраться из ямы, в которую мы угодили, потребуется гораздо больше усилий, чем нам об этом говорят.
Заур Газиев
Эффективность любой политической или экономической системы определяется не тем, как она функционирует в благоприятные годы (когда высокая цена на нефть, газ или иной экспортный продукт). Эффективность модели определяется тем, как она действует в трудные для неё годы. Примерно так, как у нас сейчас. Вы слышали о каких-либо антикризисных мерах, которые предпринимаются нашим правительством? Лично я узнал только о сокращении расходов на бюджетную сферу в размере 10 %. И ещё мы увидели сокращение штатов на 10 %. Это означает, что в трудные времена государство в первую очередь начало выбрасывать за борт людей, которые на него работали. Очень благородно для страны, где 86 % граждан поддерживают своего лидера. Заметьте, речь не идёт о снижении налогового бремени, речь не идёт об избавлении от многочисленных проверяющих органов и несметных полчищ общественников, готовых поживится за счёт бизнеса. Не говоря уже о силовиках, в последнее время кошмарящих бизнес так, что диву даёшься. Всё бесполезно! Речь идёт о том, что сейчас 10 % работающих людей признали лишними. Для меня всё происходящее не укладывается в рамки здравого смысла. Скажите мне, пожалуйста, если вы дагестанец и живёте в Дагестане, как можно долбить тот же самый «Кизлярагрокомплекс», зная, что это один из крупных плательщиков в республиканский бюджет?! Но кто-то же это делает! И людям безразлично, что республика потеряет крупного налогоплательщика, что трудовой коллектив потеряет работу, что мы, потребители, потеряем недорогого поставщика отечественного продукта. Всё безразлично. Когда читаешь обвинения в адрес «Кизлярагрокомплекса», понимаешь, что у людей свой интерес. Но самое печальное, что в республике не нашлось никого, кто бы попытался восстановить справедливость. И всё это делается под прикрытием закона! Если закон противоречит здравому смыслу, то этот закон нужно менять, а не разрушать с его помощью то немногое здоровое, что у нас есть. Если же кто-то хочет просто отжать у Магомеда Тукуева его бизнес, то это уже совсем запредельно. Бизнесом нужно уметь управлять; заполучить его можно, но вот что с ним делать дальше?! И всё это происходит на глазах у людей.
Совсем недавно пришлось обсуждать с одним из представителей молодого поколения негативные и агрессивные комментарии, которые оставляют наши сограждане даже на самые позитивные новости, исходящие от государства. К примеру, построили участок дороги или провели газ, построили школу или больницу – вроде людям нужно радоваться, но они пишут всё время какие-то мерзости: школа – это хорошо, но сколько вы при этом в карман положили или украли? Хочется им сказать: «Люди, порадуйтесь хоть чему-то доброму, что у нас происходит». Но всё бесполезно! Негативная энергия, обиды, злость недовольных сограждан выходит отовсюду. Да и в нашу газету очень редко приходят хорошие новости, где люди хоть чему-то радуются, мы видим только негативное отношение ко всему происходящему. Почему так случилось? Ведь ничего не происходит просто так. Я полагаю, что тому причиной уничтожение института прямых или всеобщих выборов, слабость независимых СМИ, отсутствие социальных лифтов, абсолютная бездушность системы, позволяющая чиновникам на местах творить любой произвол. Не могут люди после таких вещей любить свою страну. Кстати, всё это берут на вооружение в качестве аргументов дагестанские участники незаконных вооруженных формирований. На самом деле наши враги – не Запад с Обамой и Меркель, наши враги – мы сами, которые не можем решать свои проблемы.
Ещё одна животрепещущая тема – это налог на капитальный ремонт многоквартирных домов. В Санкт-Петербурге он составляет 2 рубля 20 копеек за квадратный метр. В Махачкале он больше 5 рублей. Как вы полагаете, кто нарисовал нам эти чудовищные цифры? Кому мы должны быть благодарны за эти 5 рублей с квадратного метра? Увы, не Москве и не Обаме с Меркель… Это всё наше «родное» Народное Собрание. Я вот смотрю на них и думаю: есть какая-нибудь мерзость, которую эти люди не сделают для своего народа? И какой реакции от людей вы потом ждёте? А ведь там сидят не самые глупые из наших людей, и они, наверняка, должны понимать, к чему приводят такие решения. В конце концов появляются силы, которые начинают пользоваться раздражением и разочарованием людей. На днях появилось видео, где несколько молодых людей входят в магазин, торгующий алкоголем, и уничтожают алкогольную продукцию. Как вы думаете, много было людей, возмутившихся демаршем клерикалов? Да, люди были, но их было ничтожно мало. Наша проблема не в вооруженном подполье. Наша проблема в том, что сегодняшняя экономическая и политическая система не способна решать насущные задачи, не говоря уже о движении вперёд. Нашей стране срочно нужны реформы, о которых даже не слышно. Не в Украине наша проблема – наша проблема в нас самих, в том, как организовано наше общество, насколько разумные решения мы способны принимать в трудной ситуации.
***
В прошлом номере я писал о коррупции, о том, почему она стала неотъемлемой частью нашей жизни. И опять же я, как и в том случае, могу повторить, что нашу коррупцию генерирует наша система. Она не является порождением нашей ментальности или каких-то иных обстоятельств – это реакция людей на конкретные обстоятельства и попытка коротким путём получить то, что и так бы к тебе пришло, но с большими сложностями. Не хочу никого оправдывать или осуждать, не хочу преуменьшать зло, которое несет в себе коррупция, но опять же – это порождение нашей политической системы.
Наконец мы видим в качестве и.о. мэра Махачкалы Мусу Мусаева. Опять же человек получил эту должность не от горожан, живущих в Махачкале, он получил эту должность из рук главы Дагестана. А значит, нам господин Мусаев ничего не должен. Ничего! И если в случае с Амировым за все его безобразия должны отвечать те, кто за него голосовал, то здесь мы, махачкалинцы, вообще ни при чём. И как вы думаете, какой будет реакция граждан на действия Мусы Мусаев на своём посту? Даже если он будет мостить улицы золотым асфальтом, спасибо он услышит только от близких людей; граждане всегда будут подозревать, что половина украдена. И ничего вы с этим при нынешнем положении дел не поделаете. Отсутствие конкуренции, в том числе и политической, в современном мире – вещь очень нехорошая. В этом случае вы теряете всякие стимулы к работе, росту, развитию. В этом случае вероятность того, что человек будет прислушиваться к народу (который, согласно Конституции Российской Федерации, является источником власти), крайне мала. И народ в этом случае превращается в население, от которого ничего не зависит. Наплевательское отношение к общественным пространствам, к зелёным зонам, к чистоте в городе проявится с новой силой и будет иметь под собой реальные причины – этот город больше не наш, потому что здесь от нас ничего не зависит. Значит, и негативного отношения к государству будет всё больше и больше.
Конфликт на Украине, конечно же, объединил большинство наших граждан в общем неприятии того, что на российском ТВ называют киевской хунтой. Весь прошлый год и начало нынешнего наших сограждан объединяло общее возмущение, подогретое федеральными каналами. Теперь эта тема отходит на второй план. Она всем надоела. И становятся очевидными наши проблемы. Нас ещё можно какое-то время отвлекать на греческий кризис, на ШОС и БРИКС, на ненависть к разного рода нестандартным социальным группам, но в конечном итоге эксплуатация этих тем тоже имеет свой предел. А дальше- то что? Дальше встанет вопрос о том, почему до сих пор ничего не сделано в экономике. Где отечественный товаропроизводитель, который должен был бы дать нам импортозамещение (кстати, о «Кизлярагрокомплексе»)? Где деньги, накопленные в стабилизационных фондах? Где деньги Пенсионного фонда? Почему наша страна должна выплатить М. Ходорковскому компенсацию за отобранный у него Юкос? И вообще, почему страна с грамотным населением вдруг оказалась в проблемах, о которых другие цивилизованные страны уже забыли?
***
На днях прочитал о 10-процентном сокращении МВД. Каждый десятый работник полиции в нашей стране окажется уволенным. Но я не прочитал, что взамен будет предлагаться этим людям. Как, впрочем, не понял, куда должны пойти те, кого сократили, например, с телевидения? Государство им ничего не должно? Оно жировало все эти 14 тучных лет, проводя Олимпиады, саммиты, чемпионаты, а сейчас должны пойти по миру те, кто на него работал всё это время и платил налоги? Очень интересная позиция, учитывая, что пособие по безработице у нас такое, что сказать стыдно. Чем это закончится для Дагестана? У нас это приведёт к сепаратистским, экстремистским и прочим радикальным настроениям. Если раньше этого не было, то теперь всё чаще по соцсетям звучат эти тревожные мессиджи. Мне неприятно обсуждать эту тему. Но люди, от которых зависит положение дел в нашей республике, в нашей стране, должны увидеть не только проблему, но и в первую очередь причину, по которой она возникла. И работать не на отстрел вольнодумцев, а на ликвидацию причин, по которым люди начинают ненавидеть свою страну и искать выходы в других ценностных системах.
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что труден быт
Или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, тем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава
Добавить комментарий