15656747218

Дагестанцы любят говорить об особенностях культур, традиций и психологии своих народов. Но много ли мы знаем о себе? Исследований, особенно социологических, немного, и большинство из них страдает из-за нерепрезентативности выборки опрошенных, различий в используемых инструментариях, других причин. Между тем недавно Дагестан попал в выборку одного солидного исследования, которое регулярно проводится во всех странах Евросоюза с 1973 года. Проект называется «Евробарометр». В 2012-2014 гг. исследование было проведено в 10 регионах России, включая нашу республику. У нас было опрошено 600 человек, что позволяет говорить об особенностях дагестанского общества по сравнению с другими регионами и странами в плане ценностных ориентаций, жизненных стратегий, мнений об экономической и политической ситуации.

Эдуард Уразаев

Круто ты попал на ЕБР

Слова из песни телепроекта «Фабрика звезд» «Круто ты попал на TV» подходят для описания того, как Дагестан попал в число регионов, подверженных исследованию в рамках проекта «Евробарометр» в России» (ЕБР), реализуемого Центром социологических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

Авторы ЕБР сообщили, что для обеспечения репрезентативности выборки на всероссийском уровне им необходимо было включить регионы, представляющие определённые типологические группы. В основу выделения групп была положена типология регионов, созданная профессором МГУ, экономико-географом Натальей Зубаревич. Это иерархическое распределение, располагающее регионы в пространстве двух дифференцирующих признаков: по уровню экономического развития (душевой ВРП, отношение денежных доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности) и по степени освоенности территории (плотность населения, которая отражает степень благоприятности климата, тип хозяйственного использования, обеспеченность инфраструктурой и многое другое).

То есть типология распределяет регионы по двум осям – уровень развития (лидеры – развитые – середина – аутсайдеры) и освоенность (освоенные – неосвоенные). В итоге выделяется 8 групп регионов. Отдельные крупные группы внутри разделены на отдельные содержательные подгруппы (например, аграрные – урбанизированные). В итоге у Зубаревич получается 11 групп. Однако из-за требований к репрезентации населения России из регионов-претендентов были исключены те, где проживает менее 1 % населения страны. Дагестан в одиночестве представил группу из 8 «депрессивных и слаборазвитых регионов».

Не имей сто рублей, а…!

О ходе первого опроса, проведённого в конце 2012 года, рассказали авторы исследования на телемосте в РИА Новости 10 апреля 2013 г. «Мы исходили из здравого смысла и задавали простой прямой вопрос: счастливы ли вы?» Человек сам оценивает по пятибалльной шкале, насколько он счастлив (очень счастлив, скорее счастлив, затрудняюсь ответить, скорее несчастлив, совсем не счастлив). В отличие от философов и психологов, с точки зрения социологов, счастлив тот, кто сам себя таковым считает. В 2012 37 % жителей Дагестана утверждали, что они очень счастливы, в то время как в других регионах (Москва, Татарстан, Краснодарский и Хабаровский края, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская, Ярославская и Томская области) доля аналогичных ответов составила лишь 14-19 %! При этом половина жителей республики имели среднемесячный доход на члена семьи пять тысяч рублей, тогда как в других регионах – намного выше. «На фоне самой неблагоприятной экономической и политической ситуации Дагестан остаётся «территорией счастья», – сообщали исследователи.

Подсчитав коэффициенты корреляции между ответами на разные вопросы, исследователи пришли к выводу, что уровень счастья слабо связан с экономическими и политическими условиями жизни человека. Зависимость уровня счастья от политической удовлетворенности значительно ниже других зависимостей.

Как отметил глава Центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн в интервью газете «Новые известия» в 2013 году, причиной того, что Москва оказалась одним из трёх наименее «счастливых регионов», подобно многим другим мегаполисам, является то, что это очень атомизированный город. «Здесь отсутствуют локальные сообщества, – отметил социолог, – исчезла система дворов, дома, где все друг друга знают. Ослабли социальные связи. В результате люди ощущают себя одинокими. Общество атомизируется».

Напротив, главным фактором, предопределяющим счастье людей, является их социальная активность: чем больше у человека друзей и знакомых, тем скорее он будет счастлив. Уровень счастья также связан с уровнем образования, считают эксперты. При этом уровень доходов в меньшей степени влияет на степень счастья.

«Количество друзей и знакомых, а также наличие детей в два раза сильнее влияет на уровень счастья, чем уровень дохода. Уровень образования оказывает в 1,5 раза большее влияние. Но самым значимым фактором, предопределяющим счастье, оказывается оценка собственного социального положения. Те люди, которые считают, что находятся выше других на социальной лестнице, бывают более счастливы», – пишут авторы исследования.

Итоги же исследований в рамках ЕБР в 2013-2014 гг., опубликованные в апреле-мае 2015 года, показали, что Дагестан по-прежнему остаётся самым «счастливым» регионом, при этом уровень счастья по всей стране поднялся вместе с ростом общего количества сильных связей (близкие, друзья) и слабых (знакомые, приятели). Авторы подсчитали, что в прошлом году, по сравнению с предыдущим, среднее число знакомых у россиян выросло с 27 до 35, а среднее число друзей – с 5 до 8. В Дагестане этот социальный капитал в силу исторических и других причин выше, чем в других регионах России. Так, среднее число близких и друзей у дагестанцев, на основе их ответов, получилось 13, то есть в среднем в 2 раза выше, чем у других россиян, число лиц из дальнего круга знакомых – 44, то есть в 1,3 раза выше среднего уровня.

Более того, на вопрос, сколько денег люди могут собрать за 3 дня, наши земляки сообщили, что могут собрать 800 тысяч рублей, тогда как жители Татарстана – около 600, Ленинградской области – около 350, меньше всех – ярославцы – около 130 тыс. рублей. В общем, как в пословице: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»

Проведённый авторами математический анализ показал, что уровень счастья, а также политический и экономический оптимизм (определяемый ответами на вопрос, улучшится, останется прежней или ухудшится соответствующая ситуация в регионе) сильнее всего связаны именно с количеством контактов и дружеских связей. С ростом сети доверительных контактов растет субъективное благополучие и уверенность в завтрашнем дне, но падает доверие к государственным институтам (особенно банковскому сектору и системе здравоохранения).

Условия и планы

Одновременно по индексу инфраструктурного развития регионов, рассчитываемого на основании показателей шаговой доступности школ, больниц, детсадов, кинотеатров, парков, магазинов и спортплощадок, Дагестан занял последнее место, набрав 79 баллов. На предпоследнем месте оказалась Томская область с 93 баллами, а на первом – Москва со 113.

Лидером в 2012, как и в 2014 гг., республика стала и по доле желающих уехать из региона, в том числе за границу. Таковых по результатам опроса 2014 года оказалось 39 %. Это много, но социологи предупреждают, что намерения не означают соответствующих действий. Хотя проведенный мною анализ миграционной статистики показал, что с 2011 года отток из Дагестана стал относительно высоким, а в 2013 году число выехавших превысило число прибывших на постоянное жительство на 22 тысячи человек.

Из опроса за 2013 год выяснилось, что на прямые вопросы типа «Доверяете ли вы полиции?» 44 % москвичей, 34 % дагестанцев и 27 % жителей Ленинградской области ответили, что полицейские представляют для них угрозу, творят произвол и насилие. Доля же тех, кто считает, что сотрудники полиции обеспечивают порядок и стабильность, защищают простых граждан от преступников, составила в Москве и Дагестане 57 % и 66 % соответственно. Скорее всего, такое мнение связано с тем, что в этих регионах СМИ активнее обсуждают случаи нарушений УПК сотрудниками правоохранительных органов.

Вместе с тем корреляция между ростом числа связей и снижением доверия к государственным институтам проявляется и косвенным образом – в готовности искать пути неуплаты налогов или отказе обращаться к официальной медицине в случае болезни.

Социологи зафиксировали и изменение отношения к бедности. Если в 2012 году доля россиян, считающих, что бедные ленивы и им не хватает упорства, составила 46 %, а считающих, что бедным не повезло, общество относится к ним несправедливо – 54 %, то в 2013 году –57 и 43 % соответственно. То есть большинство стало относиться к беднякам с негативным подтекстом. Дагестан, по итогам опроса за 2013 год, продемонстрировал точно среднероссийские показатели.

Активных больше

Группировки данных позволили ученым выделить четыре собирательных образа человека в нашей стране: институциональный, экономический, отчужденный, фрустрированный. Они выделены не как психотипы, а по индексам экономической и политической удовлетворённости, а также счастья в виде кластеров игроков. Социально-демографические характеристики кластеров описаны следующим образом.

«Институциональный тип» – городские наемные работники, специалисты и студенты. Для них характерна высокая экономическая активность, они выбирают институциональные (по правилам) стратегии экономического поведения, у них низкая склонность к риску, узкий горизонт планирования. Это люди, «носящие белые воротнички» и воспроизводящие старую систему.

«Экономический тип» – люди, работающие «на себя», фрилансеры, зачастую предприниматели. Характеризуются высокой экономической активностью, наибольшей склонностью к использованию неформальных стратегий экономического поведения, высокой склонностью к риску, широким горизонтом планирования.

«Отчужденный тип» – люди, исключенные из социальной и экономической жизни: пенсионеры, безработные, живущие за счет пособий. Характерны низкий уровень экономической активности, низкая склонность к риску, узкий горизонт планирования, правила их не интересуют.

«Фрустрированный тип» – это, как правило, жители небольших городов и сел, неквалифицированные работники, учащиеся. Ему также присущ низкий уровень экономической активности, но отмечается высокая склонность к риску и относительно широкий горизонт планирования.

Авторы подсчитали удельный вес лиц «институционального типа» и выяснили, что по России в целом их доля выросла с 2012 по 2014 год с 41 до 48 %. «Экономический тип» уменьшился с 23 до 22 %. «Отчужденный тип» увеличился с 10 до 13 %. Удельный вес «фрустрированного типа» снизился с 26 до 18 %. Выводя из этих цифр соотношения активных (институциональный и экономический типы) и пассивных (отчуждённый и фрустрированный типы) игроков, авторы получили, что доля первых увеличилась с 64 до 69 %, а вторых – уменьшилась с 36 до 31 %. Дагестан, судя по графикам, входит в число лидеров по доле активных типов.

Таким образом, подтвердились мнения о более высокой экономической и миграционной активности дагестанцев, преимущественном следовании традиционным общинным и солидаристским принципам, большем оптимизме и уверенности в своих силах за счёт поддержки близких, друзей и знакомых, более высоком уровне недоверия ко многим государственным институтам.