Муниципальный вопрос
Давайте скажем друг другу правду: мы, дагестанцы, всё ещё не можем научиться жить в состоянии системы. Да, временами она нас строит, мы пользуемся её благами, но мы всё ещё живём согласно обычаям, согласно моральным установкам, но совсем не руководствуясь Законами, постановлениями и указами. Для нас эти законодательные акты как слова из другой реальности.
Заур Газиев
Лицом к лицу
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов встретился с главами муниципальных образований нашей республики. И это, безусловно, стало одним из самых заметных событий истекшей недели. Подробности с этого мероприятия вы можете найти на сайтах государственных СМИ. Поэтому углубляться в его содержание не буду. Но есть кое-какие размышления на эту тему. Ну, во-первых, на мой взгляд, большинство глав муниципальных образований – это чаще всего феодалы, которые рассматривают свои должности, прежде всего, как источники доходов, и уж крайне редко – как возможность служения своему народу. Надо понимать, что у себя в районе, на работе, и на белодомовском ковре – это совсем разные люди. Понятное дело, что быть добреньким у нас нельзя, необходимо проявлять жесткость, требовательность. С этим, кстати, у нас проблем нет. Однако есть масса вопросов, когда люди на должности должны проявлять свои человеческие качества. И вот здесь начинается проблема непонимания и какой-то душевной глухоты. Если приезжают люди из одного из наших районов и рассказывают о том, что за ветеранские деньги глава требует откат, а чтобы ветераны, получив деньги, не обманули его и не рванули с деньгами, заставляют у нотариуса писать расписки о том, что взяли эту сумму у главы в долг… Согласитесь, это мало похоже на муниципальную демократию. Это какое-то дремучее средневековье.
На мой взгляд, нормальная демократия начинает формироваться именно на местах. Люди вместе решают проблемы своего села, посёлка, города. Они здесь работают, платят налоги, учат детей, строят дороги, лечат стариков. Люди без посредников выбирают главу своего поселения и следят за тем, чтобы в течение его срока их жизнь становилась хотя бы чуточку лучше. Если он не оправдывает их ожиданий, то они подбирают ему замену. И здесь, как нигде, важна гражданская активность, благодаря которой всё больше людей участвуют в общественной жизни. Вы представляете такое в Дагестане сегодня? Очень сомнительно, по той причине, что система ведь на самом деле полуфеодальная, и ни о какой честной конкуренции и равных стартовых возможностях вообще речи не идёт. Имея возможность личного общения с самыми разными главами, могу сказать: большая их часть может заботиться только о себе и своих родственниках. Им вообще не до людей! Они даже критику снизу воспринять адекватно не в состоянии. Не говоря уже о какой-то серьёзной работе для своих людей. Я полагаю, одним из показателей качества работы муниципалов должен быть опрос выходцев из этого района, проживающих, к примеру, в Махачкале и время от времени приезжающих на малую родину…
Одним из ярких моментов недавнего времени, касающихся муниципальных образований, были поездки главы Дагестана по районам, где он задавал руководителям простые, но вполне конкретные вопросы. Было интересно наблюдать, как меняются их лица в тот момент, когда приходит осознание, что критерием эффективности пребывания их на этом посту являются экономические показатели, а не личная преданность, не умение вовремя подсуетиться с иконостасом главы республики.
Честно говоря, в качестве эффективности можно было бы выставить и показатель того, какой процент выпускников поступает и в какие вузы республики, какие результаты в районе по ЕГЭ. И в этом месте мы подходим к тому, как работает местная система образования. Если учесть, что эти вопросы сегодня в ведении глав муниципальных образований, то и спрашивать нужно не с министерства образования, а с самих муниципалов. Одно дело – назначить своего родственника начальником отдела в муниципалитете, а другое дело – директором школы или, упаси Боже, главврачом. А у нас есть районы, где главврачи менялись за короткий срок и по 8 раз…
Ещё один показатель эффективности муниципалитетов – это то, как глава влияет на экономическую ситуацию в районе и как он помогает тем, кто занимается реальной экономикой или сельским хозяйством. Не знаю, как там на бумагах в Левашинском районе, но вот никак не вспомню, чтобы в неблагоприятные годы кому-то компенсировали убытки по капусте. А они были… Даже вывозить капусту было настолько невыгодно, что она сотнями тысяч тонн сгнивала в хранилищах и на полях.
Между тем, во всех странах со своим сильным агросектором такие убытки принято покрывать и компенсировать в целях поддержки своего производителя.
Трудные вопросы
Так уж получилось, что мы не умеем жить и в состоянии свободы; нам обязательно нужен злой надсмотрщик, который должен вызывать шок и трепет. И тогда у нас будет порядок, «как при Рамзане». Откуда эта традиция идёт – догадаться нетрудно! Во всяком случае, у нас сегодня есть немалое количество её сторонников. Тяжкое наследие бандитских девяностых… Но девяностые в прошлом, и сегодня невозможно повторить то, что было тогда. Сегодня опять циркулируют слухи о том, что место и.о. мэра Махачкалы вроде уже перераспределено другому человеку. И тот, другой человек, предупреждает всех застройщиков многоквартирных домов, чтобы нынешнему и.о. деньги не носили, потому что скоро придёт он и заставит их отжиматься заново… Вот и думаешь невольно: для чего человек прёт во власть?! Вроде и так не бедный, вроде упакован по самое не могу. Что за карма у Махачкалы такая чёрная?! На единственных свободных и честных выборах выбрали человека, который потом сядет в тюрьму как организатор убийств и терактов… И сколько это будет длиться?!
На мой взгляд, пока существует нынешняя система, исключающая граждан как источник власти, ничего не изменится. Только свободные всеобщие выборы с равными возможностями предвыборной борьбы, когда состязаются не лбы с поломанными ушами, а идеи, предложенные умными людьми. Когда населению предлагается выбор для голосования за своё будущее. Когда за эти голоса избирателей кандидаты борются, стараясь быть лучше, умнее, профессиональнее. И тогда возникает обратная связь. Население превращается в граждан! А граждане не дураки, они бы после двух – трёх неудачных попыток научились отличать ложь и популизм от реальных обещаний. Получилось же это у женщины, мэра Петрозаводска, возглавить город и, несмотря на всё противодействие, решать городские проблемы и еженедельно лично отчитываться перед горожанами. Не сомневаюсь, что и у нас такое возможно. Я имею в виду честные всенародные выборы. Дагестан – это не Чечня, республика с одним народом. Дагестан – это изначально демократический социум, который невозможно привести в порядок, не прибегнув к честному общественному договору. К слову о том, что нам нужно учиться жить в системе.
И ещё один нюанс: мы достигли того уровня, когда нами уже не должны управлять недалёкие малообразованные люди или природные хищники. Этот контингент неспособен строить здоровую умную систему. Да и та система, которая до них работала, становится нежизнеспособной. Саид Амиров был бы, наверное, хорошим мэром небольшого провинциального городка. Но мегаполисом, агломерацией должны руководить люди с современным мышлением и масштабным видением ситуации. При всенародных выборах человек из девяностых не сможет прийти к власти – люди просто выберут другого. И этому бруталу не на кого будет обижаться – он просто взвесит свои шансы реально. Но сегодня любой бандит с деньгами может двигаться чемоданами вперёд в любом направлении. И это проблема, которая является следствием нашей политической системы. У нас власть является источником денег, её главным распределительным краном; и чем ближе к потоку – тем шире эта река. К сожалению, в нашей стране источником денег может быть только государственная должность; экономика вследствие налоговой системы, чрезмерного усиления силовиков и массы других причин не позволяет человеку создавать свободный бизнес и зарабатывать деньги.
Кстати, по этой же причине не стоит так уж сильно ругать глав муниципальных образований, которые ничего не делают для экономического развития своих регионов. Здесь нужно привести статистику: 90% российских территорий – это дотационные регионы. Без всякой надежды на то, что они смогут изменить эту ситуацию.
Даже не сомневаюсь, что обо всём этом очень хорошо осведомлён и президент нашей страны Владимир Путин. Полагаю, что в условиях санкций и необходимости развивать своё производство, они примут меры, стимулирующие экономический рост. И тогда ситуация изменится по всей стране.
Однако, возвращаясь к теме муниципального форума, хочется заметить: есть такая вещь как личностный фактор. Есть люди, которые могут и при малых деньгах создать благоприятную обстановку. А есть такие, как нынешний гендиректор РГВК, которые и на ровном месте устроят бардак, разбазарив всё хорошее, что там было, и набрав вместо профессионалов художественную самодеятельность. Если уж у нас такой сильный контроль за теми, кого назначают, хорошо бы их время от времени анкетировать и тестировать. Возможно, получится избежать каких-то кадровых ошибок.
Подытоживая мероприятие, Рамазан Абдулатипов обратился к присутствующим со следующими словами: «Мы должны заверить наших граждан в том, что муниципальная республиканская власть будет работать в интересах своих граждан, своего Дагестана, своей Родины».
Очень хотелось бы верить…
Добавить комментарий