9540417524

Город Буйнакск гораздо более подходит для того, чтобы быть собранием легенд. В нем бывал проездом в своем путешествии по Кавказу сам Александр Дюма-отец. В нем жили очень важные для Кавказа и знаменитые люди. В нем когда-то появились на свет мой отец и его две сестры и брат.

Теймур Абдуллаев

Мы, конечно, не Дюма, но свой посильный вклад в историю Дагестана внесли. Поколение наших родителей вынесло на себе многое. Все эти индустриализации, коллективизации, кооперации, прости нас, господи! Строительство новой жизни и, как гром с ясного неба, – Великая Отечественная война. Это событие перечеркнуло жизни всех людей Советского Союза на две половины. Еще очень долго люди говорили: это было до войны, а это – после.

Я всех своих родственников узнал гораздо позднее окончания войны в силу даты своего рождения. Но большинству из них пришлось пережить тяготы той страшной войны.

У моего отца было две сестры и один брат. Все они родились в Буйнакске. Что такое Махачкала перед Буйнакском? Рыбачья деревушка, остатки которой еще лет 30 назад можно было видеть на берегу моря, ниже сегодняшнего Ленинского райотдела милиции. Город без прошлого по сравнению с Буйнакском.

Мой отец из-за болезни легких не воевал. Всю ношу ответственности по защите Родины в нашей семье взял на себя его старший брат – Ахмед-Паша. Он был то ли капитан, то ли майор. Командир танкового батальона.

В авиации дело обстоит так: есть истребители, есть бомбардировщики, есть штурмовики. Бомбардировщики – это убийцы. Их дело – долететь до цели, объекта обработки и сбросить свой смертоносный груз. Зачастую их целью на войне бывают мирные жители. Штурмовики – это крылатые шакалы, их цель – лететь и убивать все живое и опасное после того, как обеспечено господство в воздухе. И только истребители по духу своему как дерзкие ребята: они вступают в бой и один против четырех, и вчетвером против одного – как карта ляжет. Работа истребителей – убивать все летающее.

В этом отношении танки можно сравнить с истребителями. Их главная цель – такие же танки, и уничтожение наземной обороны противника, техники и живой силы.

Танковый взвод – три танка, рота – десять танков, батальон – тридцать танков. Это аксиома для тактики организации советских вооруженных сил. Не знаю боезапаса Т-34, но 64-е были снаряжены 90 снарядами. Тридцать осколочных, тридцать зажигательных, тридцать бронебойных. У 34-х, скорее всего, было не меньше снарядов. Да еще и сотни и сотни патронов из пулеметных лент. Невероятная убойная сила в каждом танке. А представьте, если этих танков – тридцать! Тот, кто командует танковым батальоном, может взять любой город при условии поддержки десанта. Тридцать танков решали исход сражений моментальным прорывом, вспарыванием обороны противника, разрушением его коммуникаций. Все это делал мой дядя – Ахмед-Паша Абдусаламович Абдуллаев. Он закончил свой боевой путь, по семейному преданию, в Германии. Вернулся со службы в 1946 году, его батальон был дислоцирован в Австрии. Сейчас я могу узнать это только у его дочери – Зарифы Абдуллаевой, известного у нас в республике дирижера. Тот тяжкий путь военной работы он вынес безропотно, стараясь сохранить личный состав, заботиться о сохранности вверенной ему боевой техники и через ее сохранность, сберечь людей своего ударного бронетанкового батальона. В 1960-е годы в городе было много ветеранов войны. Они не рассказывали ничего о своей боевой жизни, может, только детям в школах, куда их регулярно приглашали. С кем им было об этом говорить? Возможно, они делились воспоминаниями друг с другом. Они все были очень скромными.

Вернувшись с фронта дядя стал работать в педагогическом училище. Преподавал физику и математику будущим учителям. Педагоги – это особая, более искренняя, нежели остальные, порода людей. Невозможно изо дня в день врать 20-30 парам устремленных на тебя детских или юношеских глаз. Это еще никому не удавалось. Если ты врешь, тебя никогда не полюбят и не будут уважать дети. Его любили студенты, он любил их, свою жену (о ней я еще надеюсь написать, она еще какая легенда Буйнакска!), своих детей, свой город, своего брата и двух сестер.

Он умер 11 февраля 1972 года от инфаркта по дороге на работу. Многие фронтовики так и умирали.

Иногда одного удачного выстрела из того же самого танка Т-34 бывает достаточно для того, чтобы оправдать жизнь человека. Думаю, мой дядя Ахмед-Паша имел в своем положительном активе не один такой выстрел.

Я его часто вспоминаю, но в преддверии 70-й годовщины Победы, хочу, чтобы его и всех бывших фронтовиков вспомнили все, кто дочитал эти строки до конца. Вечная им память! И слава победителям!