Хасбулат Юсупов. Линия жизни

4399733331

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась персональная выставка «Хасбулат Юсупов. Линия жизни», на которой представлено более 60 произведений замечательного дагестанского художника, выполненных в технике масляной и акварельной живописи. А 5 апреля в Музее истории г. Махачкалы открывается выставка «Неизвестный Хасбулат», где будет впервые представлена его графика. Но все это лишь небольшая часть огромного, практически не изученного творческого наследия мастера.

Татьяна Петенина

Художник Хасбулат Юсупов жил и работал среди нас 62 года, занимая скромное и одновременно важное место в культурной жизни республики. И хотя его творчество высоко ценили и специалисты, и все любители настоящей живописи, только сейчас, когда он так неожиданно ушел, стало ясно, что Хасбулат не был прочитан до конца, не был до конца понят и оценен.

Сложно сказать, почему до сих пор на родине не было ни одной его персональной выставки, ни одной публикаций о его творчестве. Каким же был этот немногословный, с суровой внешностью талантливейший художник, в чем его феномен?

В биобиблиографическом справочнике «Художники Дагестана» о Хасбулате Юсупове говорится следующее:

«Родился 15 ноября 1952 года, с. Харбук, Дагестан.

1972 – окончил ДХУ им. Джемала, Махачкала.

1978 – окончил ХГФ ДГПИ, Махачкала.

1980-1981 – преподавал в ДХУ им. Джемала, Махачкала.

1991-1992 – преподавал в ХГФ ДГПУ, Махачкала.

С 1974 – участник всех республиканских выставок.

Член СХ СССР, Лауреат премии ВЛКСМ, заслуженный художник РД.

Произведения хранятся в ДГОМ, ДМИИ (Махачкала), Музее изобразительных искусств (Элиста, Красноярск, Курган, Краснодар), Российском этнографическом музее (С.-Петербург), Министерстве культуры России (Москва), частных коллекциях в России и за рубежом».

***

За сухими строками официальной биографии стоят годы напряженного труда, сложная эволюция мастера – от юношеского, нередко драматического восприятия мира, к приятию его гармонии как отражения Божьего промысла. К творчеству Хасбулата нельзя подходить со стандартными мерками. Его преданность искусству, неистовость в работе, потрясающая искренность и работоспособность не знали границ.

Феномен Хасбулата Юсупова, во-первых, в масштабе его творчества. Его художественное наследие насчитывает более тысячи произведений, включая несколько сот акварелей, десятки живописных работ, огромный пласт графики – зарисовки с натуры, учебные штудии, многочисленные эскизы монументально-декоративных работ, ювелирные и дизайнерские разработки и даже орнаментальные детали к мужским костюмам в этностиле из коллекции Ш. Алиханова. Причем вещи все первоклассные.

Во-вторых, грани, разделяющей этапы творчества Х. Юсупова, почти нет: он рано достиг творческой зрелости, практически минуя период ученичества. С самого начала его искусство питала народная культура. Он никогда не декларировал свое отношение к родной земле, но через все его творчество проходит безграничная любовь к Дагестану. Любовь единственная. Глубинная. Всепрощающая. Он хорошо знал Дагестан, побывал во многих его уголках – с друзьями, в одиночку, начиная со студенческих поездок на пленэр – Чох, Гамсутль, Кала-Корейш, Аракани и, конечно, любимый Харбук – его колыбель, его духовная родина.

Дагестан, его природа, его люди, культура в их непрерывности, неразделимости на прошлое, настоящее и будущее, как единый поток, мощный и животворящий, проходят через все его творчество. Это одна мелодия, иногда меняющая интонацию, но ни на миг не прерываемая – как дыхание, как сердцебиение…

***

Для художественного метода Хасбулата не характерна идеализация природы и человека. Он пишет окружающий мир не таким, как его видит или каким бы желал видеть, а таким, как он его понимает. Он напряженно пытается постичь некие высшие закономерности, лежащие в основе мироздания, живописными средствами структурирует природные и культурные объекты, строит свою картину мира, цельного и монолитного. Но при этом, казалось бы, рациональном подходе его работы лишены сухой умозрительности, они наполнены удивительной поэзией и теплотой жизни, ностальгией по гармонии прошлого.

Художник пишет и портреты, и натюрморты, и жанровые сценки, но в первую очередь Х. Юсупов – пейзажист. Но даже в самых красивых пейзажах эстетическая сторона – не главное. Его пейзажи всегда полны внутреннего смысла.

Особенно прекрасны акварели Хасбулата. Юсупов – один из лучших наших акварелистов, достойный ученик и последователь традиций, заложенных Е. Лансере, Х. Мусаевым, М. Джемалом и позднее продолженных М. Хизроевым, В. Скугаревым, О. Гусейновым. Хасбулат работал в самых разных акварельных техниках, много экспериментировал, добиваясь необходимого эффекта. Можно бесконечно любоваться его живописной динамикой – этими жемчужными переливами, перетеканиями, тончайшими вибрациями красочной поверхности, подчас напоминающей перламутр, вспыхивающей искрами драгоценного камня, передающей тяжелую кристаллическую структуру горного массива.

В ранних сериях («Сельские будни», «Харбукские мотивы», «Аулы Дагестана») художник при всей обобщенности формы и условности цвета еще не отходит от фигуративного искусства, но в конце 80-х годов он все более тяготеет к беспредметности. В сериях «Горянки», «Зима в горах», «Истоки Дагестана» очертания предметов и фигур становятся все более зыбкими, как бы растворяются в окружающем пространстве; материальные тела становятся ирреальными, почти невесомыми.

Абстрактная живопись строится только на колористических градациях, здесь нет сюжета, нет предметного мира: состояние природы, ее настроение передаются только цветом и его оттенками. Художник пытается найти зримо выраженный аналог духовного. Именно в беспредметных композициях полностью проявился импровизационный дар Хасбулата и его внутренняя свобода.

***

По-своему, по-хасбулатовски, трактовал он и женскую тему. Монументальные и одновременно романтичные горянки из акварельной серии 1996-1997 гг. вырваны из исторического и бытового контекста. Статичная композиция передает не действие, а состояние, его героини не живут, а пребывают, это не портреты с конкретной натуры, а универсальный образ-тип. Они очень близки нашей душе и бесконечно далеки, как будто явились из другого мира, из глубины веков и молча, но настойчиво о чем-то говорят.

Так традиционная культура Дагестана, уже в течение века питающая наше изобразительное искусство, под кистью Хасбулата Юсупова переживает еще одно преображение, превращаясь в настоящий живописный эпос, связывающий в единое природу, человека и культуру.

Хасбулат Юсупов ушел от нас 1 февраля 2015 года, но он успел построить и подарить людям свою картину мира, цельного и гармоничного.

P.S. Персональная выставка «Хасбулат Юсупов. Линия жизни» экспонируется с 26 марта по адресу: г. Махачкала, ул. М. Горького, д. 8.

Хасбулат Юсупов. Линия жизни

183400915922

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась персональная выставка «Хасбулат Юсупов. Линия жизни», на которой представлено более 60 произведений замечательного дагестанского художника, выполненных в технике масляной и акварельной живописи. А 5 апреля в Музее истории г. Махачкалы открывается выставка «Неизвестный Хасбулат», где будет впервые представлена его графика. Но все это лишь небольшая часть огромного, практически не изученного творческого наследия мастера.

Татьяна Петенина

Художник Хасбулат Юсупов жил и работал среди нас 62 года, занимая скромное и одновременно важное место в культурной жизни республики. И хотя его творчество высоко ценили и специалисты, и все любители настоящей живописи, только сейчас, когда он так неожиданно ушел, стало ясно, что Хасбулат не был прочитан до конца, не был до конца понят и оценен.

Сложно сказать, почему до сих пор на родине не было ни одной его персональной выставки, ни одной публикаций о его творчестве. Каким же был этот немногословный, с суровой внешностью талантливейший художник, в чем его феномен?

В биобиблиографическом справочнике «Художники Дагестана» о Хасбулате Юсупове говорится следующее:

«Родился 15 ноября 1952 года, с. Харбук, Дагестан.

1972 – окончил ДХУ им. Джемала, Махачкала.

1978 – окончил ХГФ ДГПИ, Махачкала.

1980-1981 – преподавал в ДХУ им. Джемала, Махачкала.

1991-1992 – преподавал в ХГФ ДГПУ, Махачкала.

С 1974 – участник всех республиканских выставок.

Член СХ СССР, Лауреат премии ВЛКСМ, заслуженный художник РД.

Произведения хранятся в ДГОМ, ДМИИ (Махачкала), Музее изобразительных искусств (Элиста, Красноярск, Курган, Краснодар), Российском этнографическом музее (С.-Петербург), Министерстве культуры России (Москва), частных коллекциях в России и за рубежом».

***

За сухими строками официальной биографии стоят годы напряженного труда, сложная эволюция мастера – от юношеского, нередко драматического восприятия мира, к приятию его гармонии как отражения Божьего промысла. К творчеству Хасбулата нельзя подходить со стандартными мерками. Его преданность искусству, неистовость в работе, потрясающая искренность и работоспособность не знали границ.

Феномен Хасбулата Юсупова, во-первых, в масштабе его творчества. Его художественное наследие насчитывает более тысячи произведений, включая несколько сот акварелей, десятки живописных работ, огромный пласт графики – зарисовки с натуры, учебные штудии, многочисленные эскизы монументально-декоративных работ, ювелирные и дизайнерские разработки и даже орнаментальные детали к мужским костюмам в этностиле из коллекции Ш. Алиханова. Причем вещи все первоклассные.

Во-вторых, грани, разделяющей этапы творчества Х. Юсупова, почти нет: он рано достиг творческой зрелости, практически минуя период ученичества. С самого начала его искусство питала народная культура. Он никогда не декларировал свое отношение к родной земле, но через все его творчество проходит безграничная любовь к Дагестану. Любовь единственная. Глубинная. Всепрощающая. Он хорошо знал Дагестан, побывал во многих его уголках – с друзьями, в одиночку, начиная со студенческих поездок на пленэр – Чох, Гамсутль, Кала-Корейш, Аракани и, конечно, любимый Харбук – его колыбель, его духовная родина.

Дагестан, его природа, его люди, культура в их непрерывности, неразделимости на прошлое, настоящее и будущее, как единый поток, мощный и животворящий, проходят через все его творчество. Это одна мелодия, иногда меняющая интонацию, но ни на миг не прерываемая – как дыхание, как сердцебиение…

***

Для художественного метода Хасбулата не характерна идеализация природы и человека. Он пишет окружающий мир не таким, как его видит или каким бы желал видеть, а таким, как он его понимает. Он напряженно пытается постичь некие высшие закономерности, лежащие в основе мироздания, живописными средствами структурирует природные и культурные объекты, строит свою картину мира, цельного и монолитного. Но при этом, казалось бы, рациональном подходе его работы лишены сухой умозрительности, они наполнены удивительной поэзией и теплотой жизни, ностальгией по гармонии прошлого.

Художник пишет и портреты, и натюрморты, и жанровые сценки, но в первую очередь Х. Юсупов – пейзажист. Но даже в самых красивых пейзажах эстетическая сторона – не главное. Его пейзажи всегда полны внутреннего смысла.

Особенно прекрасны акварели Хасбулата. Юсупов – один из лучших наших акварелистов, достойный ученик и последователь традиций, заложенных Е. Лансере, Х. Мусаевым, М. Джемалом и позднее продолженных М. Хизроевым, В. Скугаревым, О. Гусейновым. Хасбулат работал в самых разных акварельных техниках, много экспериментировал, добиваясь необходимого эффекта. Можно бесконечно любоваться его живописной динамикой – этими жемчужными переливами, перетеканиями, тончайшими вибрациями красочной поверхности, подчас напоминающей перламутр, вспыхивающей искрами драгоценного камня, передающей тяжелую кристаллическую структуру горного массива.

В ранних сериях («Сельские будни», «Харбукские мотивы», «Аулы Дагестана») художник при всей обобщенности формы и условности цвета еще не отходит от фигуративного искусства, но в конце 80-х годов он все более тяготеет к беспредметности. В сериях «Горянки», «Зима в горах», «Истоки Дагестана» очертания предметов и фигур становятся все более зыбкими, как бы растворяются в окружающем пространстве; материальные тела становятся ирреальными, почти невесомыми.

Абстрактная живопись строится только на колористических градациях, здесь нет сюжета, нет предметного мира: состояние природы, ее настроение передаются только цветом и его оттенками. Художник пытается найти зримо выраженный аналог духовного. Именно в беспредметных композициях полностью проявился импровизационный дар Хасбулата и его внутренняя свобода.

***

По-своему, по-хасбулатовски, трактовал он и женскую тему. Монументальные и одновременно романтичные горянки из акварельной серии 1996-1997 гг. вырваны из исторического и бытового контекста. Статичная композиция передает не действие, а состояние, его героини не живут, а пребывают, это не портреты с конкретной натуры, а универсальный образ-тип. Они очень близки нашей душе и бесконечно далеки, как будто явились из другого мира, из глубины веков и молча, но настойчиво о чем-то говорят.

Так традиционная культура Дагестана, уже в течение века питающая наше изобразительное искусство, под кистью Хасбулата Юсупова переживает еще одно преображение, превращаясь в настоящий живописный эпос, связывающий в единое природу, человека и культуру.

Хасбулат Юсупов ушел от нас 1 февраля 2015 года, но он успел построить и подарить людям свою картину мира, цельного и гармоничного.

P.S. Персональная выставка «Хасбулат Юсупов. Линия жизни» экспонируется с 26 марта по адресу: г. Махачкала, ул. М. Горького, д. 8.

Нет Комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *