100418513601

Убийство в Париже 12 работников карикатурного журнала стало шоком для всей Европы. И разве что для нашей страны, где убийства людей – явление обыденное, обсуждения этой темы вырвалось на уровень интернет-срачей типа «сами нарывались». В Дагестане было еще хуже: никто из известных мне людей даже формально теракт в Париже не осудил. Очень нехороший симптом, как говорится, «живущий в стеклянном доме, камнями не бросается».

Начнем с того, что никто из нормальных людей не может поддерживать или приветствовать то, что делали карикатуристы в журнале «Шарли Эбдо». Оскорблять чувства верующих нельзя, некрасиво, неправильно и т. д. Но, к слову сказать, познакомившись с карикатурами этого журнала, можно увидеть: мусульманам здесь доставалось меньше других. Этот журнал вообще отличался беспримерным богохульством и по отношению к католикам, и по отношению к иудеям, и т.д. Часто предметом их карикатур становился и Всевышний. Но журналу не один десяток лет, и тираж его по французским меркам был очень маленьким. Этакое раздолье для безбашенных полумаргиналов, но даже в самой Франции мало кто о нем знал. Разумные вменяемые люди, видя, что это за издание, просто игнорировали его, как принято игнорировать безумцев, выкрикивающих вслед какие-то мерзости. По такому поводу герои мультфильма «Мадагаскар» говорили: «Улыбаемся и машем руками!» Чем больше вы обращаете внимание на такие мерзости, тем больший масштаб они приобретают. У нас в дагинете тоже есть свой «Шарли Эбдо», который регулярно сливает на всех и вся. И что?! Мир не перевернулся! Никакие разоблачения и поливания ничего не меняют.

Западное общество смотрит на все эти странные выплески человеческой желчи как на неизбежные издержки свободы слова. Если начать ограничивать свободу слова, то кто гарантирует, что в следующий раз эти границы не сузят поле других Свобод? С учетом того, что западные демократии существуют в рамках прецедентного права, подобные маргинальные проявления вполне возможны. Но при этом люди понимают: главное – в другом – у них есть институт свободной прессы. Для демократических стран свободная пресса нужна как нервная система для человеческого организма. Если человек испытывает боль, значит, понятно: в каком-то месте организма проблемы, нужно их решать, то есть лечить. Вот так же и пресса для свободного общества. Благодаря СМИ общество оздоравливается, так как СМИ – один из институтов гражданского контроля за деятельностью власти. В западном понимании пресса – это сторожевые псы демократии. И никто не может покушаться на них. К сожалению, наше общество недемократично, поэтому институт СМИ здесь служит совершенно другим целям.

Ценности, благодаря которым западное общество создало экономическую и политическую системы, привели его к тому, что он стал локомотивом всех общечеловеческих процессов. Более того, эта система на японской, корейской или китайской почве создала примеры потрясающе развитых социумов. Один Гонконг чего стоит! В этом мире цена человеческой жизни несравнимо велика по сравнению с тем, что стоит жизнь человека в других уголках земли. Здесь есть свои правила и свои законы, которым подчиняются все. И если кто-то пытается их нарушить, то пресса поднимет шум. Споры с журналистами ставили крест на многих политиках. И самое главное – западное общество принимает все это – железное правило.

Теперь о мусульманах во Франции. На днях пришлось по скайпу говорить с одной из наших землячек, выехавших на постоянное жительство во Францию. Она прямо говорит: там, где выходцы из североафриканских стран, – грязь, преступность, беспорядки. Поколение их родителей когда-то правдами и неправдами попало во Францию, спасаясь от голода. Теперь поколение детей, не желающих ассимилироваться, сидящее на пособиях, просто загаживает недорогие пригороды французских городов, высказывая французам свою ненависть и неприязнь при каждом удобном поводе. Но даже в этом случае белые французы стараются ассимилировать своих сограждан в общественные институты. Например, много мусульман работает в самых разных французских департаментах. У них есть все возможности для того, чтобы иметь карьерный рост. Ухоженная, благоустроенная страна с устоявшимися традициями, весьма терпимая к приезжим. Из моих знакомых туда переехало как минимум три семьи, и все они там счастливы. Говорить о том, что мусульмане во Франции находятся в притесненном положении, по меньшей мере, несправедливо.

***

Когда братья Куаши, известные полиции тем, что курили наркоту и угоняли машины, вдруг под влиянием проповедника оказались сначала в Сирии, а затем вернулись со своим джихадом во Францию, от них никто из тамошних силовиков не ждал ничего подобного. Спецслужбы не сочли их опасными. При этом братья затащили в свой круг и других людей. Нападение на «Шарли Эбдо» было спланированной акцией. Добивали раненого полицейского… Кстати, мусульманина… Затем кашерная лавка с заложником, который вроде тоже ни при чем… Все это весьма сильно напрягло европейцев, ведь мусульманские общины есть везде, повсюду так или иначе сталкиваются с проявлениями исламского радикализма.

Появились целые поколения, родившиеся на Западе, но так и не социализировавшиеся. Несмотря на то, что возможности у них были! Или же пример, когда пакистанская девушка, родившаяся в Норвегии и получившая там хорошее высшее образование, выходит замуж и становится домохозяйкой на своей исторической родине. И такого рода случаев много. В этом плане приезжие с Кавказа выглядят просто как коренные европейцы. Наши земляки, конечно, и воруют в супермаркетах, бывает, что и в криминал ныряют, но в основном все же ведут добропорядочный образ жизни. Тем более что это чаще всего экономическая эмиграция. Европейцы поняли произошедшее правильно: их  таким образом пытаются запугать, покусившись на главные ценности. Там никто не думал о том, что это были карикатуры, для них это вообще не повод для беспокойства. Они ведь знали направление издания. Запад почувствовал реальную террористическую угрозу. Ходячей бомбой может стать слишком много людей. Именно поэтому практически все лидеры западного мира прилетели в Париж и приняли участие в демонстрации протеста. Кстати, среди участников был и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Для Запада проблема заключалась не в карикатурах, а в убийстве журналистов, сограждан; в покушении на их незыблемую ценность – свободу слова. Два миллиона французов для тесного старого Парижа – это очень много. А трансляция похорон полицейских и жертв теракта, которая шла на канале Евроньюс, – иллюстрация того состояния, в которое погрузилась Франция. И это впечатлило сильно.

В итоге мы имеем напечатанные в большинстве мировых изданий карикатуры на пророка Мухаммеда и трехмиллионный тираж «Шарли Эбдо»; мы имеем негативный фон для мусульман по всей Европе, мы имеем заброшенные в мечети бомбы. К итогам можно отнести и националистический фронт Франции, возглавляемый Мари Лепен, который набирает бешеные рейтинги, и состояние, когда из Франции начнут высылать мусульман толпами при первом же удобном случае. Причем всех без разбора.

***

Как на это отреагировали наши земляки? Про осуждение теракта можно вообще забыть. Суть всех комментов: они сами виноваты, сами напросились, сами напоролись. Говорить о том, что есть хоть какая-то объективная попытка посочувствовать французам, бесполезно. Максимум – признание, что убитые тоже были людьми и, может быть, не стоило бы так поступать, но они по-любому сами виноваты. О том, как видят эту ситуацию европейцы, мы не задумываемся. Для нас свобода слова не является той ценностью, из-за которой стоит терпеть ее побочные эффекты. Более того, после попытки осудить мною убийство 12 человек в личку на Фейсбуке пришло следующее послание от некоего Гаджи Курбанова: «Ты слыш, клоун, твоих родителей будут на весь мир унижать, всякие пошлые картины будут делать, ты что будешь делать, клоун? Для нас пророк (с.а.с.) дороже, чем родители наши, и мы любим его больше, чем себя; и имя еврейское себе поставь лучше; во всем мире миллионами мусульман эти собаки убивают – все молчат; стоит жидов убить, такие, как ты, собаки вылазиют из своих нор.

И дай Аллах, чтоб ты с этими журналистами воскрес в день суда и был с ними».

(Я поставил знаки препинания, чтобы был понятен смысл написанного).

Просмотрел список друзей и ленту Гаджи Курбанова и у меня не остается сомнений в том, что он не буддист. И что все эти угрозы не вымысел. Мне как журналисту, который считает своим долгом высказывать свою независимую позицию не только когда это касается, к примеру, милицейского беспредела или похищений, пыток и внесудебных казней, но и тогда, когда это касается экстремистских действий, читать угрозы от молодого неуча более чем неприятно.

По сути, этот малограмотный Гаджи Курбанов ничем не лучше тех, кто расстреливал людей в Париже. То же самое невежество, тот же самый случай, когда ограниченному человеку внушают, что в его бедах виноват не он сам, не способный работать или учиться, а евреи и Запад, который строит козни мусульманам. Им, по большому счету, не нужны были бы карикатуры. Они могут устроить теракт по любому поводу: «Господь на небе сам разберется». Другой мой вроде приличный знакомый опубликовал демотиватор, в котором на лондонском двухпалубном автобусе вывешен плакат: «Мухаммад – величайший из пророков». Вроде бы ничего криминального, но надпись над фото просто огорошивает: «Стоило в Париже убить 12 неверных, как в Лондоне появился автобус с таким плакатом». Получается, что для получения таких радостей нужно убивать все больше и больше??? Ну, спасибо им за урок! Теперь мы понимаем, что выросло поколение, для которого в радость убивать людей. А показательно вывешенные слоганы «Я не Шарли» уже вообще в расчет не брались… И все это цвело пышным цветом в дагестанском Интернете. Просто убил своей демагогией Шевченко… Без слов… Заходите на «Кавказскую политику» и удивляйтесь! Желая понравиться ортодоксам, он превзошел и здравый смысл, и самого себя.

Окунувшись в общественное мнение, я ощутил ужас не от угроз анонимного экстремиста, а от того факта, что мы стремительно звереем. Никто в Махачкале не может быть спокоен, пока рядом с нами есть люди, которые открыто оправдывают убийства. Люди, которые приветствовали убийства в Париже, морально подготовили себя к совершению такого же «богоугодного» дела в Дагестане. Не осуждая убийство как метод решения споров, мы возвращаем Дагестан в состояние гражданского конфликта. Да, у нас пошли по пути ликвидации активных салафитов. Сегодня нет такого, как два или три года назад. Но кто гарантирует, что этот ужас с терактами не вернется снова и мы снова не начнем терять близких… Очень жаль, что в Дагестане вместо осуждения убийства мы получили много демагогии и отсутствие жесткой позиции на всех уровнях властной вертикали. Карикатуры осуждаем, тех, кто их убивал, возомнив себя богоизбранными, осуждаем однозначно. Думаю, что Бог, создавший такую красивую землю и сделавший столько красивого вокруг нас, не нуждается в помощи невежд, не умеющих ничего другого, кроме как ненавидеть. Очень трудно входить в реальность после всего этого, но жизнь продолжается… Европа для себя выводы сделала, способно ли наше общество на это,  покажет время.

С просторов Фейсбука

Согласно Корану, ни Аллаха, ни пророка, ни религию оскорбить невозможно. В Коране нет ни слова о «чувствах верующих» и о мщении за их оскорбление. Там говорится о насмехающихся над религией. По поводу таких Аллах говорит верующему: «Да не опечалят тебя те, которые усердствуют в неверии, ведь они нисколько не навредят Аллаху. Не желает Аллах даровать им долю в загробной жизни, и уготовано им великое наказание» (Коран, 3:176). Далее объясняется, какая у них будет «доля»: «Таково воздаяние им – ад за то, что не уверовали и насмехались над Моими знамениями и посланниками» (Коран, 18:106).

Таким образом, усердие в неверии ничем не навредит Аллаху, потому оно не может «оскорбить» Аллаха. Соответственно, защищать от такого усердия никого не нужно: как указано выше, усердствующих в неверии Аллах направит в ад, но это верующих не касается. Даже Мухаммеду он предписывает такое: «Когда ты встретишь тех, кто суесловит о Наших знамениях, покинь их [и не возвращайся], пока они не заведут другой разговор» (Коран, 6:68). А верующему Аллах говорит: «Так терпи же, пока не будет вынесено решение Господа твоего» (Коран, 52:48), ибо «решение выносит только Аллах» (Коран, 12:40), т.к. «Аллаху принадлежит решение всех дел» (Коран, 22:76).

Аллах разъясняет непонятливым: «Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день» (Коран, 4:59), «сноси терпеливо решение твоего Господа» (Коран, 76:24) и сами «обретайте поддержку в терпении и молитве» (Коран, 2:153).

Убивая других за их усердие в неверии, так называемые верующие убивают людей, которые ничем не вредят Аллаху (Аллах с ними сам рассчитался, предначертав им ад), т.е. невинных людей. Причем они делают это, пренебрегая указаниями Корана обретать поддержку в «терпении и молитве». Получается, перед Аллахом они – богохульники, пренебрегающие его указаниями!