199867517580

Итак, случилось то, о чем предупреждали все мало-мальски грамотные экономисты. Рубль обрушился вместе с ценами на нефть, и назад отыграть эти позиции при санкциях и конфронтации с Западом (который и был главным покупателем нефти и газа) не получится. Мы шли к этому финалу целенаправленно. Никакие предупреждения не действовали. Думайте сами, решайте сами, что делать с вашими рублями, но вам в ближайшие годы за доллар 30 рублей никто не даст. Дай бог… на шестидесяти удержаться…

Заур Газиев

Финансовое пике…

В эти дни Москва просто опустела. На улицах в центре почти не было людей. Кафешки и ресторанчики пустовали. Торговые центры не увидели привычной в эти предновогодние дни толчеи. Запрет курения в общественных местах, запрет на парковки, падение курса рубля привели к тому, что даже москвичи, привыкшие к запредельным ценам, просто сели на попу ровно и стали считать деньги. До Махачкалы эта тенденция пока не докатилась. Народ гуляет и радуется, как будто кризис не у нас, а у наших врагов.

А между тем в течение этого месяца мы стали жить в два раза хуже. Ценники во многих магазинах уже изменены, но основная волна подорожаний, безусловно, придется на новогодние каникулы. Когда, придя в себя после праздников, мы увидим, на что хватает нашей зарплаты, вопросы будут не только к маршрутчикам. Как наше население себя поведет, одному Господу известно. Боюсь, что смена режима в таких случаях вполне себе возможная, хоть и неприятная перспектива. Но процессы, происходящие в Махачкале, в данном случае вторичны. Тренд задается Москвой. А тренд такой, что Россия вошла в очень сложную ситуацию. Как из нее выбираться, никто не знает. Владимир Путин обозначил два года…

Согласитесь, если доллар в какие-то моменты достигает 80 рублей, а евро перешагивает 100, то это повод для тревоги. Однако кроме новостей об Украине и осуждения финансовых спекулянтов ничего не слышно. Никто даже не пытается снизить накал страстей. Эльвира Набиуллина говорит несколько фраз о том, что населению нужно привыкать к таким цифрам, и этим самым взрывает и без того разогретую аудиторию. Вряд ли эта женщина принимала когда-либо в своей жизни столько негатива, как сейчас. Люди, как могут, спасают свои накопления, переводя их в доллары, в товары длительного пользования, бытовую технику, электронику. И это вполне понятно. Никто не может остановить человека, спасающего труд всей своей предыдущей жизни.

То, что происходило у махачкалинских банкоматов, иначе чем паникой назвать не получится. И предшествовал этой панике слух, который разнесся через Вацап и социальные сети о том, что Сбербанк прекращает операции с банковскими картами. И понеслось! Очевидно, что Сбербанк не справился. Большая часть банкоматов оказалась пустой. Люди снимали деньги такими суммами, который позволял лимит. Вот только что делать с ними дальше, когда валюты на рынке просто не было. Все скупают доллары, и никто их не продает. Все понимают, что страна движется к какой-то финансовой катастрофе.

Временно закрылись автосалоны. Новые машины никто не продает. Все понимают: если все пойдет такими темпами, то рубли превратятся в отвратительную туалетную бумагу. Люди массово скупают бытовую технику, чтобы отвезти ее, например, в Азербайджан, где курс местной валюты привязан к евро и товары, купленные у нас, окажутся в разы дешевле, чем это продается у них. Мы видим, как весь мир сошел с ума. Но мы не видели, чтобы кто-то хотя бы из чувства самосохранения успокаивал народ. Или хотя бы из приличия. В этом плане пресс-конференция Путина была просто спасением. Это был единственный человек, который хотя бы попытался поговорить на тему, которая волнует всех. Все остальные только убегали или говорили такое, что уж лучше бы они молчали. Тем более когда начинали списывать вину на тех, кто руководил страной в девяностые. Это уже отдельный вид искусства – уход от реальности под названием «телевидение путинской России».

О бедном гусаре замолвите слово…

Если бы мы жили в стране со здоровой политической, экономической и правовой системой, то кризис был бы замечательной возможностью поднять свою собственную экономику. Но проблема в том, что вместе с приходом кризиса у нас не исчезает то, что не позволяло нам поднять наше собственное производство. Налоги, коррупция, беспредел силовиков, дорогие аренды и куча нахлебников-проверяющих, не дающих шансов подняться человеку без спины и поддержки. Еще один аспект данной проблемы: насколько мы сами дозрели до понимания, что в наших проблемах виноваты только мы. И вообще, готовы ли мы понять, на каком этапе совершили системные ошибки! Все это показывает, насколько вероятна возможность вылезти из болота, в котором мы постепенно утопаем. Ведь даже в этом кризисе многие люди винят Запад! Одеваемся-обуваемся во все западное, предметы обихода выбираем только западные. Сами ничего создать толком не можем, но западное ругаем.

Мы – страна с непредсказуемыми реакциями, непредсказуемым прошлым, настоящим и будущим. Мы – страна, которая почти не учится на своих ошибках. Ведь с нашей страной однажды такое уже случалось! Это было, когда после сытых семидесятых наступили голодные восьмидесятые с ценами по 8 долларов за баррель. Тогда, в 1985, мы не понимали, чем все это нам обернется. Но проблема даже была не в ценах на нефть, а в неэффективности советской экономики. В девяностые мне казалось, что мы учли все ошибки и больше никогда их не повторим. Однако нет…

Теперь мы снова угодили в петлю времени и нас по логике вещей снова ждут велеречивые лидеры, которые разбазарят все, что мы накопили, и воткнут нас в очередной тупик. И будет перестройка, реформы, миллиардные долги, революции… Может, хотя бы с третьего раза мы сумеем понять, на каком этапе у нас сбоит базовая программа.

А пока я глубоко убежден, что мы должны будем отказаться от имперского сознания, от монархических привычек. Мы должны будем строить свою страну на тех принципах, по которым строятся эффективные государства в ХХI веке. Образование, здравоохранение, социалка, а не армия и полиция должны стать приоритетом в формировании бюджета. Мы должны будем понять и принять, что нет иного выхода, кроме как создать страну, в которой люди жили бы богато, без оглядки на цены на нефть.

И самое сложное – это избавление от стереотипов, которыми наша страна жила на протяжении очень большого периода времени. Нельзя бесконечно накручивать свое население, настраивая его то против кавказцев, то против украинцев, то против американцев. Это никогда ни к чему хорошему не приводило.

Последняя пресс-конференция Владимира Путина показала, что наступил некий этап отрезвления. У него сейчас не может не быть понимания, что нулевые кончились и началась совершенно другая реальность. Более серьезная, более ответственная. Даже когда готовили это мероприятие, уже загодя позаботились, чтобы особо ретивые журналисты не проходили в зал с плакатами, плюшевыми игрушками и прочими аксессуарами, призванными привлечь внимание президента, но при этом превращающими серьезное мероприятие в откровенный балаган.

Сейчас вся мерзость в том, что даже самые оптимистичные прогнозы и уверения Владимира Путина не меняют в нашей стране климата для бизнеса. Как бы неприятно не было говорить такие вещи, но в ближайшие годы нас ждут очень трудные времена. Нам нужно будет заново осваивать навыки, от которых мы, честно говоря, отвыкли. Нам нужно будет научиться жить, подтянув пояса, заново пересмотреть свои расходы, отказавшись от вещей, без которых вполне модно обойтись. Конечно же, придется непросто семьям, растящим детей. Особенно у нас, в Дагестане, где люди стараются сделать все, чтобы не хуже, чем у других. Люди не знают, что будет с теми деньгами, которые они отложили на похороны, свадьбы, «черный день». В общем, некоторым главам семейств нужно будет выложить все свои заначенные деньги на стол! А иначе не получится! Деньги на стол!!!