Человек удивительной судьбы
О жизни Расула Халидова
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С БАНДИТАМИ
В 1939 году жизнь Расула Халидова круто изменилась. Как хорошего специалиста сельского хозяйства решением бюро Хунзахского райкома КПСС его направили на работу в НКВД. По окончании месячных курсов начальной подготовки он был назначен оперуполномоченным экономического отдела НКВД ДАССР и в составе оперативной группы командирован в Цумадинский и Цунтинский районы для участия в ликвидации действующих там бандгрупп.
Как и у некоторых других в этой группе, у Расула не было никакого опыта борьбы с бандитами. Но Расул старался четко и своевременно выполнять указания и поручения старших по должности и по возрасту, порой даже тогда, когда сомневался в правильности принятых решений. Не задумываясь, рисковал жизнью.
– Было получено сообщение о том, что одна группа бандитов скрывается в небольшом лесном массиве за рекой, – вспоминал потом Расул. – Вместе с проводником рано утром наша группа, состоявшая из 16 человек, помчалась туда на лошадях. Через три часа мы прибыли на место, где, как указывалось в донесении, скрывались бандиты. Был ясный летний день. Когда часы показывали десять, разбившись на три группы, оперативники начали прочесывать лесной массив, расположенный на правом берегу реки. Никого не обнаружив, к вечеру они вернулись в райцентр Шаури. Но через месяц на одном хуторе были задержаны трое бандитов. На допросе они показали, что в тот день, когда оперативники прочесывали лесной массив, они находились там. Заметив оперативников, они отошли чуть дальше и спокойно наблюдали за их действиями, посмеивались. «Вы у нас были, как на ладони, и при желании могли бы всех уничтожить», – сказали они. В результате незнания руководством группы оперативной работы такие неудачные походы совершались не раз.
Затем оперативной группой было получено достоверное сообщение о том, что на одном летнем хуторе скрываются трое бандитов. Руководить операцией по их задержанию было поручено замначальника опергруппы Д. Сурхаеву. В помощь ему отправили начальника Цумадинского райотдела НКВД Патаха Алиева и Расула Халидова. На хутор, где скрывались бандиты, они прибыли под вечер по тропинке – кто на лошадях, кто пешком.
Там, под навесом, сидели три женщины. На вопрос, где их мужчины, они ничего не ответили и какое-то время растерянно молчали. Наконец жестами объяснили, что мужчин здесь нет.
Под навесом стоял аккуратный стог сена, заготовленного на зиму для скота. Так как полученные сведения не вызывали сомнений, оперативники и Халидов начали разбрасывать сено, пригрозив: «Выходите, иначе мы сожжем вас вместе с сеном». Не прошло и пары минут, как из стога вылез пожилой человек, а вслед за ним еще двое. Это была первая встреча Расула с бандитами. При обыске у них нашли один пистолет и два кинжала.
Когда возвращались с плененными бандитами, Патах Алиев вдруг остановился и, обращаясь к Сурхаеву, сказал: «По имеющимся неуточненным данным, в 15-17 километрах отсюда на хуторе скрываются сын с отцом, которых мы разыскиваем. Не лучше ли будет с целью экономии времени сначала заехать на хутор и, если найдем их там, то задержим». Сурхаев согласился, но спросил: «А как быть с задержанными?» Алиев ответил: «До Шаури их будет этапироватьХалидов. Они безоружны и опасности не представляют».
Это было очень рискованно. Во-первых, до райцентра было больше 30 километров, во-вторых, через полтора-два часа стемнеет, в-третьих, Расул мог заблудиться, поскольку ранее в этих местах не бывал. А самое главное – этапировать одному ночью по лесным тропинкам трех задержанных бандитов было крайне опасно.
На развилке дороги Алиев и Сурхаев свернули в другом направлении, а Халидову пришлось вместе с бандитами продолжить путь. Когда они добрались до какой-то мельницы, почти полностью стемнело. Расул решил заночевать. Утром они снова тронулись в путь. Оперативник конвоировал бандитов верхом, периодически уступая лошадь старику. Задержанные шли спокойно и к 14 часам благополучно прибыли в Шаури, сделав только одну остановку для намаза по просьбе старика.
Когда Расул предъявил изъятые у задержанных кинжалы, самодельный харбукский пистолет и акт, составленный на них, начальник оперативной группы, сотрудник Главного управления милиции НКВД СССР Жуков удивленно спросил: «Где Сурхаев и Алиев? Как это вы могли этапировать без их помощи?» Расул вкратце рассказал. Жуков возмутился: «Только у вас, в диких горах, может случиться такое! Неслыханно – поручить сопровождать трех бандитов одному неопытному человеку». Помолчав немного, он отпустил Халидова отдыхать.
Через две недели в том же районе были задержаны еще трое бандитов из той же группы. На допросе преступники показали, что во время задержания старика с сыном и племянником они находились в двухста метрах в лесу. Они заявили, что без труда могли бы организовать побег задержанных, и лишь увидев человечное отношение к пленным и особенно заботу о старике, они решили не вмешиваться.
СУХОЙ ПАЕК НА СУТКИ
Несколько лет ловили одного бандита. Сколько бы за ним ни охотились, задержать его не удавалось. Однажды сын того старика, которого Расул на лошади привез в Шаури, в благодарность за освобождение отца и за то, что помог ему избежать тюрьмы, сообщил, что завтра к полудню человек, которым интересуется опергруппа, будет на хуторе у своего друга. Брать этого бандита, который один стоил пятнадцати нарушителей, должны были Патах и Расул.
Тем вечером они легли спать, укрывшись буркой П. Алиева, и долго обсуждали предстоящую операцию.
Рано утром Расул и Патах взяли с собой сухой паек на сутки и направились на хутор, куда должны были прийти бандиты. Когда значительная часть пути была уже пройдена, Патах, который хорошо знал местность, кнутом указал на небольшой двухэтажный дом на отшибе и сказал: «По-моему, там должны прятаться эти бандиты». Но когда они прибыли на место, оказалось, что в доме никого нет. Затем Патах отдал свою бурку и оружие Расулу, оставил его в темном углу комнаты второго этажа, предупредив, что сюда, кроме бандитов, больше никто не может прийти. Он сказал, чтобы, как только они войдут, Расул без предупреждения стрелял по ним и, показав как закрывается дверь, сам ушел куда-то, заперев его в доме.
А Расул, как было ему приказано, сидел в углу комнаты с наганом в руке и все думал, как ему быть, если кто-нибудь появится: стрелять или не стрелять? Он ведь не знает бандитов в лицо. А вдруг сюда войдут не бандиты, а мирные жители?
В комнате было тепло. Расулу показалось, что время замедлило свой ход. Он стал вспоминать, как пятилетним мальчиком остался без родителей, как потом жил в детском доме, хунзахскую школу, которую окончил, учебу в Дербентском сельскохозяйственном техникуме… Мысленно он вернулся в 1931 год. 19-летний Расул добровольцем поехал в село Артлух (теперь Гумбетовского района), чтобы заниматься ликвидацией безграмотности сельчан. В течение трех месяцев он научил читать и писать 114 человек. За это Расулу колхоз подарил шерстяной отрез на костюм, а Центральный штаб Культсанштурма вручил грамоту и рекомендовал вне конкурса отправить учиться в один из вузов Москвы. Но Расул заболел и не смог поехать.
Позже он успешно окончил в Грозном Северо-Кавказскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную и высшую партийную школы и Центральную школу Управления государственной безопасности НКВД СССР. Во время учебы в техникуме был секретарем комсомольской организации и членом бюро ВЛКСМ города Дербента. Работал заведующим опытной станции родного Хунзаха, агрономом, старшим зоотехником райземотдела и на других должностях. Как зоотехник активное участие принимал в кампании по коренному улучшению пород скота, начавшейся в Дагестане в 1936 году.
ПРИКАЗ ТОТ ЖЕ САМЫЙ – СТРЕЛЯТЬ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Тихий скрип прервал поток воспоминаний. Расул услышал, что кто-то открывает дверь. Было уже темно. Расул насторожился. В комнату зашел человек. Понять, кто это, в темноте было невозможно. Расул во всю глотку крикнул: «Руки вверх!» Вошедший молчал. «Руки вверх, буду стрелять!» – снова закричал Расул. И тут вошедший заговорил. Это был Патах Алиев. Расул похолодел от ужаса. Глубоко вздохнув, он опустил карабин и, глядя на Патаха, дрогнувшим голосом проговорил: «Хорошо, что я проявил осторожность. Если бы я выполнил Ваш приказ, я убил бы Вас».
Поняв, в каком состоянии Расул, Патах подошел к нему и, обняв, стал успокаивать.
Ночь друзья провели на бурке в этой же комнате. Патах скоро заснул. А Расул до утра глаз не сомкнул. Под утро, взяв, собой бурку и карабин, Патах ушел. Расулу он сказал перед уходом, что приказ тот же самый – стрелять без предупреждения. «Смотри, не промахнись! – напутствовал он. – Но одного бандита мы должны взять живым».
Следующий день Расулу тоже пришлось провести в этой темной комнате. Он не знал, придет ли кто-нибудь, но чаще всего думал о своем товарище Патахе. Тот мог где угодно встретить бандитов и погибнуть в неравном бою. Мужество и бесстрашие Патаха были Расулу известны, и все же он целый день чувствовал какое-то беспокойство за товарища.
ЗАСАДА ПОД МОСТОМ
И вот под вечер в дверь постучал сын старика. Назовем его Магомедом. Он принес кусок сушеного мяса, хлеб и бутылку воды. Из сказанного Магомедом Расул сделал вывод, что ему предстоит еще сторожить, и не ошибся.
– По новым сообщениям, бандиты прибудут только лишь ночью. Начальник приказал до его возвращения находиться здесь. Если он не появится, я приду за тобой. У меня много дел. Мне надо идти, – сказал Магомед и ушел так же незаметно, как и пришел.
Когда Магомед пришел за Расулом, было совсем темно. По незнакомым Расулу тропинкам они стали спускаться вниз. Когда они дошли до небольшой, но довольно шумной речки, Магомед показал Расулу, где находится Патах, и сказал: «Вон по той тропинке вниз, к тому мосту, спустятся бандиты. Другой дороги для них нет. – И добавил: «Я говорю правду».
Приблизившись к Патаху, Расул протянул ему руку для приветствия. Тот потащил его за руку к себе, велел сесть и сказал: «Скоро будет 22 часа. А через час-два должны прийти наши долгожданные гости».
Долго ждать себя бандиты не заставили. Видно было, как трое спускаются по еле заметной тропинке. Когда они поднялись на мост и дошли до ее середины, Патах мгновенно встал, выскочил на мост и крикнул: «Руки вверх, я Патах». В это мгновение бандит, который шел впереди, полоснул кинжалом по руке Патаха. Тот сразил его выстрелом из нагана. Во второго бандита выстрелил Расул. Но он лишь ранил преступника в правое плечо. Третий бандит убежал, но вскоре в составе другой бандгруппы был задержан.
В НАГРАДУ – НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ
… Апрель 1941 года. Халидов окончил Центральную высшую школу НКВД СССР в звании старшего лейтенанта и был направлен в распоряжение Ленинградского областного управления НКВД. Там его назначили заместителем начальника отделения оперативно-транспортного отдела Управления госбезопасности. В его обязанности входило разоблачение анонимщиков, розыск шпионов и диверсантов. Халидов хорошо знал эту работу. По его плану и при его активном участии был вычислен и задержан человек, который писал анонимки на руководящих партийно-советских работников города и области, на членов Политбюро ЦК ВКП(б), работников ЦК, Совнаркома, прокуратуры, суда, НКВД и других. Он оказался преподавателем школыКузнецовым. Приказом начальника Управления НКВД генерал-лейтенанта Куприна Халидов был награжден наручными часами.
Продолжение в следующем номере.
Добавить комментарий