В местах, не столь отдельных…
Общественное наблюдательная комиссия (ОНК) Дагестана провела пресс-конференцию (ПК) под эгидой Союза патриотических сил РД. Тема мероприятия, памятуя любимую пословицу россиян «от тюрьмы, да от сумы» не зарекайся», была крайне актуальная: «Проблема нарушений прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания»…
Багаудин Узунаев
Вели собрание председатель ОНК Дагестана Гасан Айгунов и два его зама Нелли Раджабова и Руслан Расулов. Как сообщил в своем вступительном слове Расулов, на мероприятие были приглашены представители всех заинтересованных структур. Но явились, как обычно, лишь некоторые: Рашид Зайнулабидов и Нажмутдин Шихаев (УФСИН), Магомед Магомедрасулов (УМВД) и Наталья Беламерзаева (Миннац РД).
Хотя их присутствие на таком мероприятии было бы более чем желательно. Ибо дела в сфере соблюдения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в Дагестане обстоят из рук вон плохо. В большинстве ИВС задержанные лишены элементарных условий: нет воды, приличного туалета, места для ночлега и т.д. Особенно отличился в этом отношении махачкалинский ИВС № 1. Там к задержанным с трудом могут пробиться даже адвокаты и близкие родственники, не говоря уже про сотрудников ОНК.
Гуманитарного аспекта проблемы коснулась Нелли Раджабова. «Мы не должны окончательно оттолкнуть этих людей от возможности вернуться к нормальной жизни, к общественно полезному труду, – сказала она. – Не будем забывать, что эти люди, несмотря на свое положение, – наши с вами земляки и собратья…»
Однако примеров недопустимого отношения к людям в местах принудительного содержания, увы, очень много. Свежий пример, охарактеризованный Расуловым как «вопиющий», история с жителем Ленинкента Артуром Джанбатыровым, мать которого также была на этом КС. Он был задержан 21 февраля. В 10 часов утра родители и правозащитники обратились в Кировский РОВД, где им сообщили, что он отправлен в ИВС № 1. Но туда он был доставлен только в час дня! Т. е. на целых три часа он как бы выпал из поля зрения. Адвокату удалось встретиться с ним только 23 февраля. Встреча была нерадостной: «Артур рассказал защитнику, – сообщает «Кавказский узел», – что сотрудники правоохранительных органов куда-то регулярно вывозят его, избивают и пытают. По его словам, силовики требуют, чтобы он признался в хранении оружия и боеприпасов, а также оговорил известных и неизвестных ему людей. Адвокат сообщает, что на теле Джанбатырова есть телесные повреждения – ссадины, гематомы, отеки, следы от ожогов…»
Такое вот обращение испытывают задержанные в КПЗ райотделов, а также практически во всех ИВС Дагестана. Вообще, как заявляли все выступающие, в ИВС и райотделах с задержанными не церемонятся, особенно в Советском, где запросто избивают и унижают человеческое достоинство. «То ли там личный состав такой подобрался с садистскими ухватками, то ли начальник… не знает, что такое закон… Даже прокуратура, даже решение суда не могут заставить их исполнять требования закона. Приходится звонить в приемную МВД России, чтобы призвать их к порядку!»
Еще один заповедник по унижению человеческого достоинства – УФМС (Управление федеральной миграционной службы) по РД. Туда свозят выловленных там-сям вьетнамцев и других представителей азиатско-тихоокеанского региона, которых содержат, как рабов, и обращаются с ними хуже, чем со скотом. Притчей во языцех является, как прозвучало, и т.н. Спецблок в СИЗО-1, который находится под полным контролем ФСБ. Туда не может попасть вообще никто! Что же касается представителей ОНК, то их к нему не подпустят и на пушечный выстрел! Такая секретность… Что там делают с людьми, какие собеседования ведут – это ведомо одному Аллаху! «И это очень напрасно! – посетовал Гасан Айгунов. – Мы не следователи, не прокуроры, мы – арбитры! Наша деятельность направлена на соблюдение закона и прав человека, пусть и находящегося в местах принудительного содержания. Более того, именно мы, сотрудники ОНК, можем способствовать улучшению имиджа государства в сфере соблюдения прав человека».
И это, по его словам, особо подчеркнула омбудсмен страны Элла Памфилова на состоявшейся 25 сентября в Москве конференции уполномоченных по правам человека России. А участвовавший в ней представитель Совета Европы Маркус Егер обещал содействие европейских структур российским коллегам, в том числе и материальное. «Так что, – подчеркнул Айгунов, – влияние ОНК, пусть медленно, но растет. И мы будем делать все, чтобы этот процесс шел быстрее…»
P.S. А пока ОНК набирает вес, убийства задержанных в райотделах полиции продолжаются, как это случилось 6 октября в Терекли-Мектебе Ногайского района…
Подпись под фото: Представитель УМВД М. Магомедрасулов заявил: «Перед законом должны быть равны все!»
Добавить комментарий